Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2017 года.
Дело № 2-901/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Нарьян-Мар 26 октября 2017 года
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,
при секретаре Тайбарей А.И.,
с участием истца Зуевой Е.В.,
представителя ответчика Антоновой О.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зуевой Елены Витальевны к Казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Финансово-расчетный центр» о признании отказа в выплате расходов, понесенных на оказание медицинской помощи незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Зуева Е.В. обратилась в суд с иском к Казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Финансово-расчетный центр» о признании отказа в выплате расходов, понесенных на оказание медицинской помощи незаконным.
Требования мотивировала тем, что на основании направления врача отоларинголога она проходила лечение в ФГБУЗ СМКЦ им.Н.А.Семашко ФМБА России. С ней был заключен договор на оказание платных медицинских услуг. Указывает, что оплатила стоимость лечения в размере 85 490 рублей 64 копейки. За возмещением понесенных расходов она обратилась к ответчику. КУ НАО «Финансово-расчетный центр» произвело оплату проезда к месту лечения и обратно, однако в компенсации расходов на оказание платных медицинских услуг ей было отказано. Считает отказ в выплате компенсации расходов на медицинские услуги незаконным, поскольку при наличии определенного заболевания и невозможности его лечения в пределах Ненецкого автономного округа бесплатно, а также с учетом наличия направления лечащего врача, она имела право на получение платной медицинской помощи в другом субъекте Российской Федерации. На момент обследования какая-либо очередь отсутствовала.
Просит признать отказ КУ НАО «Финансово-расчетный центр» в оплате ей расходов, понесенных при оказании медицинской помощи в медицинском учреждении за пределами Ненецкого автономного округа незаконным.
Истец Зуева Е.В. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Антонова О.Б. в судебном заседании с требованиями не согласилась. Пояснила, что заболевание истца не являлось серьезным и подлежало плановому бесплатному лечению в порядке очередности. Расходы на оплату медицинских услуг понесены истцом по своему усмотрению и не могут быть возмещены в рамках программы.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Зуевой Е.В. врачом ГБУЗ НАО «Ненецкая окружная больница» выдано направление в ФГБУЗ СМКЦ им. Н.А.Семашко ФМБА России. Истцу поставлен диагноз: деформация носовой перегородки с нарушением носового дыхания, хронический полипозный риносинуси, ухудшение, хронический гипертрофический ринит.
ДД.ММ.ГГГГ между ФГБУЗ СМКЦ им. Н.А.Семашко ФМБА России заключен договор на оказание платных медицинских услуг.
Из пункта 1 указанного Договора следует, что заказчик ознакомлен с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на <адрес>, порядком и условиями ее предоставления, и подтверждает, что услуги по настоящему договору оказываются вне рамок данной программы, являются платными в соответствии с пожеланиями заказчика.
Истцом оплачены медицинские услуги на сумму 85 490 рублей 64 копеек. Стоимость услуг оплачена Зуевой Е.В. в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ Зуева Е.В. обратилась в КУ НАО «Финансово-расчетный центр» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки, в котором просила компенсировать расходы на проведение операции в размере 85 190 рублей 64 копеек.
Решением комиссии по рассмотрению заявлений на оказание социальной помощи при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения, использования сложных медицинских технологий и медицинской реабилитации, оформленным протоколом заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № Зуевой Е.В. отказано в компенсации расходов в связи с тем, что услуга по получению медицинской помощи могла быть предоставлена без взимания платы в рамках Программы государственных гарантий.
В соответствии со ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Согласно ст.10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются (ст.11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
В силу ст.21 указанного Закона при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст.25.1 Закона НАО от 11.12.2002 № 382-ОЗ «О здравоохранении в Ненецком автономном округе» граждане, проживающие в Ненецком автономном округе, имеют право на предоставление социальной помощи при оказании им в медицинских организациях, расположенных в Российской Федерации за пределами Ненецкого автономного округа: первичной специализированной медико-санитарной помощи; специализированной медицинской помощи при диагностике и лечении заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий (за исключением медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями при осуществлении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи), а также при осуществлении медицинской реабилитации при оказании им специализированной медицинской помощи.
Социальная помощь, предусмотренная настоящей частью, заключается в оплате расходов, понесенных лицом при оказании ему указанных видов медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа, в рамках оказания платных медицинских услуг, а также в случаях, установленных Администрацией Ненецкого автономного округа, в перечислении денежных средств на основании заявления гражданина непосредственно на счет медицинской организации, с которой у него заключен договор на оказание платных медицинских услуг.
Мера социальной поддержки, предусмотренная настоящей статьей, предоставляется за счет средств окружного бюджета на условиях и в порядке, определенных Администрацией Ненецкого автономного округа.
Профили медицинской помощи, перечни заболеваний, состояний и видов диагностики для целей предоставления социальной помощи, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, устанавливаются органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа, уполномоченным в сфере охраны здоровья.
Во исполнение указанной нормы Постановлением администрации НАО от 27.05.2008 № 76-п утверждено Положение о предоставлении социальной помощи гражданам при оказании им медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа (далее – Положение).
Пунктами 2, 3 Положения установлено, что мера социальной поддержки предоставляется в случае, если специализированная медицинская помощь не оказывается медицинскими организациями государственной системы здравоохранения Ненецкого автономного округа, расположенными на территории Ненецкого автономного округа (далее - медицинские организации Ненецкого автономного округа). Мера социальной поддержки заключается в оплате расходов, понесенных гражданином при оказании ему видов медицинской помощи, указанных в пункте 1 настоящего Положения, в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа, в рамках оказания платных медицинских услуг, путем перечисления денежных средств гражданину, а также в случаях, установленных настоящим Положением, в перечислении денежных средств на основании заявления гражданина непосредственно на счет медицинской организации, с которой у него заключен договор на оказание платных медицинских услуг.
Пунктом 4 Положения установлено, что в рамках предоставления социальной помощи оплате не подлежат: медицинские услуги, входящие в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Ненецкого автономного округа, утверждаемую Администрацией Ненецкого автономного округа на очередной финансовый год, и оказываемые в медицинских организациях Ненецкого автономного округа, а также оказанные вне общей очереди, в палате повышенной комфортности (за исключением случаев, установленных подпунктом 1 пункта 8 настоящего Положения).
Пунктом 3 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ненецкого автономного округа на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной Постановлением администрации НАО от 29.12.2016 № 416-п установлено, что в рамках указанной программы бесплатно предоставляется, в том числе, в рамках Территориальной программы специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
При наличии показаний гражданин направляется лечащим врачом в медицинские организации, расположенные за пределами Ненецкого автономного округа. Затраты гражданина, связанные с получением медицинской помощи, по направлению лечащего врача, за пределами Ненецкого автономного округа компенсируются путем предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных статьями 25.1, 41.1 и 41.2 закона Ненецкого автономного округа от 11.12.2002 № 382-ОЗ «О здравоохранении в Ненецком автономном округе» (п.4 Программы).
Согласно п.5 Программы специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае если в реализации Территориальной программы принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных Территориальной программой.
Допускается наличие очередности и ожидания на плановую госпитализацию, за исключением случаев госпитализации для получения высокотехнологичной медицинской помощи, не более 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию (при условии обращения пациента за госпитализацией в рекомендуемые лечащим врачом сроки) с регистрацией в листе ожидания.
При наличии показаний для оказания гражданину специализированной медицинской помощи по профилю медицинской помощи, которая медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы, не оказывается или объем медицинской помощи превышает оказываемые участниками Территориальной программы медицинскую помощь, он направляется в медицинскую организацию, расположенную за пределами Ненецкого автономного округа, по профилю заболевания. Затраты гражданина, связанные с получением медицинской помощи, по направлению лечащего врача, за пределами Ненецкого автономного округа компенсируются путем предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных статьями 25.1, 41.1 и 41.2 закона Ненецкого автономного округа от 11.12.2002 № 382-ОЗ «О здравоохранении в Ненецком автономном округе».
Пунктом 6 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области от 27.12.2016 № 533-пп установлено, что специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Допускается наличие очередности и ожидания на плановую госпитализацию, за исключением случаев госпитализации для получения высокотехнологичной медицинской помощи, не более 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию (при условии обращения пациента за госпитализацией в рекомендуемые лечащим врачом сроки) с регистрацией выданного направления в листе ожидания в единой государственной информационной системе здравоохранение «Портал госпитализации Архангельской области».
Разделом V программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ненецкого автономного округа на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, а также программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов следует, что болезни органов дыхания подлежат бесплатному лечению.
С учетом изложенных норм, суд приходит к выводу, что лечение могло быть получено Зуевой Е.В. в рамках действующих государственных программ государственных гарантий бесплатно в порядке очередности.
При таких обстоятельствах, решение КУ НАО «Финансово-расчетный центр» об отказе в предоставлении мер социальной поддержки является законным и обоснованным, соответствующим пункту 4 Положения о предоставлении социальной помощи гражданам при оказании им медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа.
Истец не учитывает, что в рамках Положения о предоставлении социальной помощи гражданам при оказании им медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа социальная гарантия в виде компенсации расходов на оказание медицинских услуг не предоставляется в случае если действующими программами предусмотрено оказание указанных медицинских услуг на бесплатной основе.
При таких обстоятельствах, доводы истца о наличии направления лечащего врача на госпитализацию в ФГБУЗ СМКЦ им.Н.А.Семашко ФМБА России правового значения не имеют. Кроме того, из направления не следует необходимость оказания платной медицинской помощи.
При этом суд учитывает, что из содержания договора на оказание платных медицинских услуг прямо следует, что услуги по настоящему договору оказываются вне рамок данной программы, являются платными в соответствии с пожеланиями заказчика и осуществляются вне рамок Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Архангельской области.
Ссылка истца на то, что программа, действующая в Архангельской области, на нее как жителя Ненецкого автономного округа не распространяется, судом во внимание не принимается, поскольку из содержания указанной программы следует, что она распространяется на всех граждан Российской Федерации.
Доказательств необходимости оказания неотложной помощи истцу в материалы дела не представлены.
Таким образом, нарушения прав истца судом не установлено, в связи с чем в удовлетворении требований истца должно быть отказано в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении требований Зуевой Елены Витальевны к Казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Финансово-расчетный центр» о признании отказа в выплате расходов, понесенных на оказание медицинской помощи незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись В.В.Распопин
Копия верна, судья В.В.Распопин