Дело № 2-14/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
<адрес>. ДД.ММ.ГГГГ.
<адрес>.
Чернушинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи О.С. Лупенских, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием:
Представителя ответчика ФИО2 адвоката ФИО5
При секретаре ФИО4
Гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Служба весового контроля» к ФИО2 о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования, процентов за пользование чужими денежными средствами
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично. Взыскать с ФИО2 в пользу Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан денежные средства в сумме 441 905 рублей 63 копейки.
В части взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 57 420 рублей 11 копеек исковые требования ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение в течении одного месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Чернушинский районный суд.
Судья О.С. Лупенских
Дело № 2-14/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г. Чернушка. 20 января 2015 года.
Пермский край.
Чернушинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи О.С. Лупенских, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием:
Представителя ответчика ФИО2 адвоката ФИО5
При секретаре Гафурове Р.Р.
Гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Служба весового контроля» к ФИО2 о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования, процентов за пользование чужими денежными средствами
УСТАНОВИЛ:
Истец ГКУ РБ «Служба весового контроля» обратился в суд к ответчику ФИО2 со следующим иском.
ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 31 км автодороги Бураево - Старобалтачево - Куеда сотрудниками Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения (далее - ГИБДД) совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: седельного тягача марки *** модель №, регистрационный номер № с полуприцепом марки *** модель ***, регистрационный номер №, принадлежащего Ответчику, под управлением водителя ФИО1.
Факт принадлежности транспортного средства ответчику подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства на седельный тягач №, на полуприцеп №.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании (***-весы автомобильные переносные) фирмы ***, модификации (модель) ***. заводской номер № и №.
Данные весы признаны пригодными к применению и поверены 29 ноября 2012 года, что подтверждается оттиском поверительного клейма на весы, голограммой о прохождении поверки в паспорте весов (подтверждается паспортом на весовое оборудование, приложение № 6), что подтверждает достоверность результатов взвешивания.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, превышения значения предельно допустимой массы транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза, предусмотренного ч. 1 ст. 31 Федерального Закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ.
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, превышением значения предельно допустимой массы транспортного средства.
Сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 455153 рубля 00 копеек.
Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была.
ГКУ Службой весового контроля РБ ответчику было направлено претензионное письмо № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты суммы ущерба, однако ответ получен не был, денежные средства в возмещение ущерба также уплачены не были.
В связи с тем, что в акте № от ДД.ММ.ГГГГ программный расчет был произведен без учета погрешности 2% (п.4. Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 125), ГКУ Служба весового контроля РБ впоследствии составила уточненный расчетный лист от ДД.ММ.ГГГГ к акту № от ДД.ММ.ГГГГ г.. сумма ущерба по которому составила *** рублей *** копейки вместо *** рубля *** копеек.
В соответствии с Указанием Банка России «О размере ставки рефинансирования Банка России от 13 сентября 2012 года № 2873-у», на дату составления искового заявления ДД.ММ.ГГГГ размер ставки рефинансирования составляет 8.25%.
При этом, период просрочки уплаты суммы ущерба на дату составления искового заявления ДД.ММ.ГГГГ по акту № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ составляет 567 дней.
При таких обстоятельствах, сумма процентов за пользование чужими денежными средствами, рассчитанная с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) № от ДД.ММ.ГГГГ, по акту № от ДД.ММ.ГГГГ составляет *** рублей *** копеек (расчеты прилагаются).
Общая сумма иска, таким образом, составляет *** рублей *** копейки, из которой: *** рублей *** копейки - сумма ущерба. *** рублей *** копеек проценты за пользование чужими денежными средствами по акту № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Определением судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 38-КГ12-3 указано, что в НК РФ отсутствует определение «государственные органы». Однако, исходя из толкования данного понятия, следует, что он определяет круг субъектов публичных правоотношений, через которые Российская Федерация и субъекты Российской Федерации реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности.
Истец, в силу действия Соглашения о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, согласованного Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ, выполняет функцию владельца автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности у Республики Башкортостан в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».
В целях эффективного исполнения возложенных на ГКУ Службу весового контроля РБ обязанностей Министерством финансов Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГг. был открыт лицевой счет получателя бюджетных средств № к лицевому счету бюджета №. открытому Министерством финансов Республики Башкортостан в Управлении Федерального казначейства по Республики Башкортостан (Письмо Министерства финансов Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ года).
Назначение платежа: возмещение вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Так как сумма ущерба не поступает в распоряжение ГКУ Службу весового контроля РБ, а зачисляется напрямую в Бюджет Республики Башкортостан. ГКУ Служба весового контроля РБ не имеет реальной возможности воспользоваться такими денежными средствами. Из чего следует, что ГКУ Служба весового контроля РБ, производит взыскание в бюджет Республики Башкортостан, а значит взыскание суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза, процентов за пользование чужими денежными средствами в пользу ГКУ Служба весового контроля РБ равносильно взысканию в бюджет Республики Башкортостан.
Следовательно, истец, наделенный функциями по контролю, взвешиванию транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов и расчету размера ущерба, причиненного при перевозке тяжеловесного груза, выступает не как хозяйствующий субъект, действующий в собственных интересах, а выступает участником публичных правоотношений, действующим в пределах предоставленных полномочий и в интересах Республики Башкортостан, а потому является лицом, освобожденным от уплаты госпошлины при обращении в суды на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ.
По смыслу статьи 209 ГК РФ полномочия владения принадлежат собственнику имущества, поэтому, осуществляя полномочия владельца автомобильных дорог, при подаче настоящего заявления Истец действует от имени субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан.
В связи с вышеизложенным, с учетом положений пункта 7 статьи 3 НК РФ в силу, которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), Истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ.
В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», тяжеловесный груз это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № к указанному постановлению.
Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством Российской Федерации в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №272).
При этом, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № ФЗ), временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального местного значения, осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 1.2- 1.5 Порядка… акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в <адрес> или подведомственными ему организациями.
Так распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 145-р на автомобильных дорогах <адрес> регионального и межмуниципального значения с 1 по ДД.ММ.ГГГГ было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.
При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам. Как указано в Постановлении Конституционною суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств оплата за провоз тяжеловесных грузов является, по существу платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате.
Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному покрытию ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 31 Федеральный закон № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющею перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов допускается при наличии специальною разрешения.
Для получения вышеуказанного специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющею перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов: возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющею перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ).
Одновременно, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В специальном разрешении, таким образом, указываются сверхнормативные весовые параметры транспортного средства ущерб, от проезда которого заранее возмещен владельцем транспортного средства при получении такого разрешения.
Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянною маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации (на основании п. 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 395).
Приказом Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.2.2 Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, согласно пункту 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 166-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан
В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - ГКУ УДХ РБ) и Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее ГКУ Служба весового контроля РБ), утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству ДД.ММ.ГГГГ, ГКУ Служба весового контроля РБ приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».
Согласно подпункту «а» пункта 1.1 указанного соглашения ГКУ Служба весового контроля РБ принимает предусмотренные пунктом 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, осуществляется сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ на пунктах весового контроля, оснащённых весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме.
Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 145-р или указанными в специальном разрешении.
Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 125.
При этом, согласно пунктам 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», из фактов превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, следует обязанность владельца транспортного средства возместить вред, причинённый автомобильным дорогам проездом транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов.
Согласно части 9 статьи 31 Федерального закона 257-ФЗ, размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В <адрес> размер вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения».
Данным постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При этом в соответствии со статьей 395 ГК РФ, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 395. 1064 ГК РФ. статьей 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ истец просит:
Взыскать с ответчика, ФИО2, в пользу государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан денежные средства в размере *** рублей *** копейки, в том числе:
Сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования <адрес> при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, в размере *** рублей *** копейки, согласно уточненному расчётному листу от ДД.ММ.ГГГГ к акту № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ;
Проценты за пользование чужими денежными средствами в размере *** рублей *** копеек за несвоевременное исполнение обязательства по возмещению ущерба согласно уточненному расчётному листу от ДД.ММ.ГГГГ к акту № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ, за период 567 дней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и с дальнейшим начислением процентов на сумму долга по день вынесения решения суда.
В судебном заседании представитель истца ГКУ «Служба весового контроля» <адрес> не участвовал. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. (л.д.9,76,82,91,106,195)
Кроме того, по запросу суда представителем истца представлены следующие письменные пояснения по заявленному иску.
Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в числе порядок организации таковых пунктов осуществляется сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ на передвижном пункте весового контроля (ППВК №6) совместно с сотрудниками ГИБДД для обеспечения безопасности дорожного движения и улучшения эксплуатационных качеств, автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в <адрес>. Повышению качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог в соответствии с действующим законодательством:
1. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2. Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» непосредственно не предусмотрено какие посты (стационарные или передвижные), могут использоваться соответствующими органами в целях выполнения возложенных на них задач;
3. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
4. Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств».
Пунктом 12 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что Передвижные посты Госавтоинспекции, указанные в настоящем Порядке, включают: переносное весовое оборудование, соответствующее установленным метрологическим и техническим требованиям; измерительные приборы для контроля габаритов транспортных средств, автоматизированную систему сбора, анализа, накопления, хранения и передачи информации в специализированные центры; комплект необходимых технических средств организации дорожного движения.
Переносное весовое оборудование, соответствующее установленным метрологическим и техническим требованиям включает в себя весы автомобильные переносные *** заводской номер № и №, повереные ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о поверке № от ДД.ММ.ГГГГ.
В подтверждении того, что весы № с заводскими номерами №,№ и весы автомобильные *** с заводским номером №, указанные в свидетельстве о поверке являются одними и теми же весами истцом направляется в материалы дела протокол № о периодической поверке Федерального бюджетного учреждения Государственный региональный цент стандартизации метрологии и испытаний в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ г.
Из текста данного протокола следует, что весы *** с заводскими номерами №№ имеют терминал - пульт управления заводской номер № который в свою очердь поверителем и был указан в свидетельстве о поверке № от ДД.ММ.ГГГГ вместо заводских номеров весовых платформ №,№.
Кроме этого, свидетельство имеет свой номер № и дату выдачи ДД.ММ.ГГГГ которое выдается на одно поверенное оборудование и как указано в протоколе, оно выдано на весовое оборудование с заводскими номерами весовых платформ №,№, с заводским номером № терминала-пульта управления.
Также суду представляется письмо ФБУ «Государственный региональный центр (стандартизации, метрологии и испытаний в <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ., которым подтверждается соответствие свидетельства о поверке весам № с заводскими номерами №,№.
В подтверждение надлежащего оснащения ППВК № в адрес суда направляется акт № приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ и акт приемки от ДД.ММ.ГГГГ оборудования передвижного поста весового контроля на базе автомобиля *** г/н №.
Указанный автомобиль «Газель» и является передвижным пунктом весового контроля № 6, что подтверждается графиком совместных выездов сотрудников УГИБДД МВД по РБ и ГКУ Служба весового контроля РБ, а его дислокация на 31 км автодороги Бураево – Старобалтачево - Куеда подтверждается служебным заданием № от ДД.ММ.ГГГГ года, копии которых истец также предоставляет в адрес суда.
В п. 12 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № сказано, что передвижные посты располагаются на площадках в полосах отвода, покрытие которого соответствует паспорту применяемых средств измерения.
Пунктом 1.1.1.1 Руководства по эксплуатации к весам предусмотрено, что весы автомобильные переносные предназначены для применения на автомобильных дорогах по ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» с монолитными цементобетонными покрытиями и основаниями, а также асфальтобетонными покрытиями и основаниями, соответствующие СНиП 3.06.03-85.
Весы предназначены для статического измерения осевых и поколесных нагрузок транспортного средства.
Согласно СНиП 3.06.03-85 дороги регионального и межмуниципального значения являются дорогами третьей категории, а такие дороги согласно того же СНнП 3 06.03-15 состоят из двух полос движения шириной по 3,5 м. и имеют полосы отвода длинною 60 м.
При полосы отвода соответствует ширине полосы движения то есть 3,5 м. Полосы отвода, как и сама дорога, проходят контроль качества дорожной одежды, по каждому укладываемому слою. Что говорит о ее повышенной прочности и гарантирует ее прочность на протяжении всего срока службы, а потому не требуют прохождения периодических поверок, как того требуют специально созданные площадки на стационарных постах весового контроля.
При этом, под ровным участком дороги подразумевается отсутствие ям, выпуклостей и т.д. и нет указаний на допустимый уклон (продольный или поперечный), а также влияние такого уклона на результат взвешивания.
Пункты весового контроля не размещаются на спусках или подъемах, так как безопасно производить остановку автопоезда перевозящего тяжеловесный груз на таких участках дороги (взвешивание осуществляет инспектор ГИБДД) во избежание аварийных ситуаций.
Таким образом, полосы отвода являются пригодными для размещения на них грузоприемных устройств, в соответствии с Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № „Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств", а также в соответствии с руководством по эксплуатации весового оборудования.
Каждый автомобиль «Газель» оборудован мачтой освещения, общая площадь освещения 450 квадратных метров, что подтверждается государственным контрактом № на поставку, монтаж и пуско-наладочные работы осветительной мачты автомобильного базирования на автомашину «Газель-2705» от ДД.ММ.ГГГГ и приложением № к нему в форме спецификации.
Исходя из вышеизложенного следует, что ГКУ Служба весового контроля РБ надлежащим образом обустраивает Пункт весового контроля РБ №6, который произвел взвешивание автомобиля ответчика.
По вопросу предоставления доказательства, что пользователи дорог были проинформированы об условиях движения транспортных средств по автомобильным дорогам, причинах и сроках ограничений, мерах по организации дорожного движения, устройства объездов, установки временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства, а также дислокации дорожных знаков истец поясняет следующее.
Установка дорожных знаков, временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на ось на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения обеспечивается ГКУ УДХ РБ (Распоряжение Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 166-р, автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящиеся к государственной собственности РБ, за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, утвержденному Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГг. № 28).
В период весенней распутицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №145-р и согласно П. ДД.ММ.ГГГГ Государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных Дорог общего пользования РБ регионального и межмуниципального значения на 2013 год № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Башкиравтодор» установлены дорожные знаки 3.12 «ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства».
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ УДХ РБ направило в адрес ОАО «Башкиравтодор» обращение об установке дорожных знаков в соответствии с приложениями 1,2 и 3 распоряжения Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №145-р.
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ УДХ направило письмо № в ОАО «Башкиравтодор» о необходимости демонтажа временных дорожных знаков, ограничивающих предельно допустимые нагрузки на оси транспортных средств.
Данные письма уже свидетельствуют о том, что временные дорожные знаки были установлены во исполнение распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ на условиях п. ДД.ММ.ГГГГ Государственного контракта на выполнение по содержанию автомобильных дорог общего пользования РБ регионального и муниципального значения на 2013 год № от ДД.ММ.ГГГГ г.
Поскольку крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозится с учетом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Правил перевозки грузов и дополнительных требований, изложенных в названной Инструкции, а также требований, указанных в разрешении на перевозку груза, то являясь участником дорожного движения, водитель ФИО1 в силу п. 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации обязан соблюдать требования названных Правил, следовательно, то, что водителю не было известно о существовании временных ограничений, введенных с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не освобождает его от ответственности («незнание закона не освобождает от ответственности»).
Информация о введении временного ограничения движения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. была опубликована на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ, номер официального обращения 201302130011, на официальном сайте ГК РБ по транспорту и дорожному хозяйству, а также информация о введении временного ограничения движения была опубликована в средствах массовой информации в газете <адрес> выпуск № от ДД.ММ.ГГГГ
Установка дорожных знаков, временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на ось на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения обеспечивается Государственным Казенным Учреждением Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан (Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГг. № 166-р, автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящиеся к государственной собственности <адрес>, за Государственным Казенным Учреждением Управление дорожного хозяйства <адрес> на праве оперативного управления согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, утвержденному Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 28).
Временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков осуществляется в соответствии с разделом 4 Постановление Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения, которое не предусматривает организацию объезда при введении таких ограничений.
Согласно п. 2.1 раздела 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 50 в случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам республиканский орган, подведомственные ему организации, органы местного самоуправления, уполномоченные организации обязано принимать меры по организации дорожного Движения, в том числе посредством устройства объездов в случаях, предусмотренных только разделами 3 и 5, а именно временных ограничениях или прекращение движения при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог и временных ограничениях или прекращение движения, вводимые в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании вышеизложенного, представитель истца считает, что обязательства по обеспечению установки временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства, на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения ГКУ «УДХ РБ исполняет надлежащим образом.
Кроме того, во исполнение запроса суда, представителем ответчика представлен подробных расчет суммы заявленный исковых требований с расшифровкой всех значений.
По вопросу места расположения учреждений, осуществляющих выдачу специальных разрешений пользователями автомобильных дорог на автодороге Бураево-Старобалтачево - Куеда истец ГКУ Служба весового контроля поясняет, что на дорогах РБ подобных пунктов выдачи разрешений не имеется. В силу Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" ст. 5 предусмотрено, что заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее - заявление), согласно образцу приложения N 2 к настоящему Порядку подается владельцем транспортного средства или его представителем (далее - заявитель) в уполномоченные органы: на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам муниципального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого субъекта Российской Федерации и указанный маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, все решения на перевозку тяжеловесного груза в <адрес> выдаются по адресу: <адрес>. (л.д. 109-117)
Ответчик ФИО2 в судебном заседании не участвовал. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя адвоката ФИО5 (л.д.75,92,93,94)
Представитель ответчика ФИО2 адвокат ФИО5, действуя в интересах и от имени своего доверителя, иск не признала, позицию ответчика и свою позицию обосновала следующими доводами.
1. Акт N9 12 от ДД.ММ.ГГГГ «о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось является недостоверным доказательством, так как он содержит недостоверные сведения в связи с нарушением порядка взвешивания.
Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 125 утвержден «Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств».
Соблюдение данного «Порядка», в том числе, направлено на обеспечение достоверности доказательств. Так, согласно указанному «Порядку» на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения осуществляется взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов Госавтоинспекцией с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения. Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 12 «Порядка» передвижные посты Госавтоинспекции в целях осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств размещаются на площадках, расположенных в полосе отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог и отвечающих следующим требованиям: наличие переходно-скоростных полос; соответствие параметров и типа покрытия площадки, размеров и уклонов паспорту применяемых средств измерения; наличие наружного освещения переходно-скоростных полос и площадки.
Передвижные посты Госавтоинспекции, указанные в данном «Порядке», включают переносное весовое оборудование, соответствующее установленным метрологическим и техническим требованиям; измерительные приборы для контроля габаритов транспортных средств; автоматизированную систему сбора, анализа, накопления, хранения и передачи информации ё специализированные центры; комплект необходимых технических средств организации дорожного движения.
Однако, положения п. 12 данного «Порядка» истцом были нарушены, а именно: (Аналогичная позиция изложена в апелляционном определении Курганского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 33-1596/2014).
Взвешивание транспортного средства ответчика происходило не на стационарном посту, а на передвижном посту весового контроля «ППВК N 6» и в темное время суток без наружного освещения переходно-скоростных полос.
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ видно, что взвешивание транспортного средства производилось не в светлое время суток - в 22 ч. 14. мин. 23 с. При этом, наружное освещение переходно-скоростных полос отсутствовало. Из-за отсутствия наружного освещения, водитель ФИО1 не смог правильно установить транспортное средство на весы, не видел показания весов и не имел возможности сличить их с данными, вписанными в акт.
Наличие наружного освещения переходно-скоростных полос и площадки материалами истцом документально не подтверждено.
Кроме того, в соответствии п. 6.4. приложения N9 2 к Распоряжению Минтранса РФ от 10.11-2002 г. № ИС-1004-р передвижной пункт весового контроля работает в светлое время суток по графику, утвержденному руководителем органа управления и согласованному с территориальными подразделениями Госавтоинспекции МВД России.
Взвешивание транспортного средства производилось в 22 ч. 14. мин. 23 с.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1090 (ред. от 0б.10.2011)и0 Правилах дорожного движения (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") "Темное время суток" - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек..."
Учитывая погодные условия и время года данный промежуток времени относиться к темному времени суток, так как согласно информации в сети Интернет заход солнца в <адрес> произошел в 20:58 (59), а в <адрес> РБ - в 21:00.
Таким образом, взвешивание автомобиля ответчика должно было производиться только на стационарном пункте весового контроля. Однако, сотрудник ИДПС не предложил водителю ФИО1 проехать до ближайшего стационарного пункта весового контроля для контрольного взвешивания.
Весы были установлены на неровной поверхности асфальтового дорожного полотна (старый асфальт), а не на специальной площадке, которая должна соответствовать ; установленным требованиям руководства по эксплуатации весов автомобильных переносных ВА-15С-2.
Согласно руководству по эксплуатации весов автомобильных переносных ВА-15С-2 (далее именуется как Весы) изготовителя весов Научно-производственная фирма «МЕТА», следует, что Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие технических характеристик, указанным в п. 1.1.2. только при соблюдении требований по установке весов, изложенных в п. 2.1. настоящего руководства. Невыполнение требований по установке может привести к деформации силоизмерительных элементов и выходу из строя весов.
Согласно п. 2.1.1. руководства по эксплуатации весы могут использоваться только на ровном участке дороги с твердым покрытием (бетон). Если нет ровного участка дороги, весы следует устанавливать на специально подготовленную площадку, соответствующую требованиям, изложенным в п. 2.1.3.
Согласно п. 2.1.2 руководства по эксплуатации не допускается применение весов при неполном касании всех опорных ножек. Покачивание и перекос весов на поверхности автодороги не допускается.
Согласно п. 2.1.3. руководства по эксплуатации невыполнение требований по 1 плоскости площадки и твердости покрытия автодороги может привести к деформации I силоизмерительных элементов и выходу из строя весов для исключения влияния вибраций на результаты измерения рекомендуется проводить измерение при выключенном двигателе.
Из этого следует, что только при соблюдении указанных требований обеспечивается правильность измерений.
Однако в деле отсутствуют доказательства надлежащего устройства передвижного поста весового контроля.
Истец не представил никаких доказательств, подтверждающих равномерность размещения поста в том месте, где производилось взвешивание, и в частности доказательств соответствия площадки, использованной для взвешивания, установленным требованиям руководства по эксплуатации весов автомобильных сдвижных ***.
Кроме того, в акте № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения относительно весового оборудования, использованного при взвешивании транспортного средства. Тогда, как в суд предоставлены паспорта на весы *** № и №.
Таким образом, возникают неустранимые сомнения в том, что именно весы *** № и № были использованы при взвешивании транспортного средства ответчика ДД.ММ.ГГГГ
2. Весы автомобильные переносные ***», не предназначены для взвешивания жидкого груза.
Согласно п. 1.1.1.1 руководства по эксплуатации весы предназначены для статического взвешивания осевых и поколесных нагрузок автотранспортного средства - АТС (с аппарелями для наезда на платформу). Весы могут применяться для определения полной массы АТС путем объединения платформ весов по числу точек опоры (колес АТС).
При одновременном наезде на весоприемные платформы или путем въезда на платформу АТС, опирающуюся на четыре платформы весов. Весы снабжены двумя платформами и пультом.
Из акта взвешивания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что производилось взвешивание шестиосного автомобиля с неделимым грузом - смазочно-охлаждающая жидкость «Велес-1 М» под управлением водителя ФИО1
Соответственно, взвешивание указанного транспортного средства производилось на весах автомобильных *** №, №, состоящих их двух платформ, посредством поосного перемещения автомобиля.
При этом, общая массы «перегруза», была получена путем сложения всех осевых нагрузок, что противоречит п. 4.19 ГОСТ Р 53228-2008, согласно которому на передвижных весах масса транспортного средства определяется только при заезде на домкоме платформы сразу всеми колесами.
Однако, взвешивание автотранспортного средства ответчика производилось в движении при включенном двигателе, а не в статическом режиме в течение нескольких минут, водитель ФИО1 переезжал по платформам весов, сначала первой осью, затем второй и так далее. При этом, перевозимая жидкость не успевала уравновеситься.
Таким образом, весы ВА-15С-2, имеющие две платформы, не предназначены для взвешивания шестиосных транспортных средств, так как предназначены для в взвешивания максимум трехосных транспортных средств. (Постановление ФАС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №).
в соответствии с п. 3.1 Рекомендаций Международной организации дательной метрологии взвешивание жидких грузов производится путем полного погружения автомобиля-цистерны на платформу весов. Весы для поосного взвешивания или взвешивания в движении не могут использоваться для взвешивания жидких или любых других грузов, центр массы которых может измениться во время взвешивания.
По описанию типа весов ВС-1502, эти весы должны соответствовать ГОСТ 29329-92 «Весы статического взвешивания Общие технические требования в части метрологических характеристик.»
Согласно приложению № 3 к ГОСТ 29329-92 весы для статического взвешивания, это весы на которых в процессе взвешивания взвешиваемый груз не перемещается относительно грузоподъемного устройства и масса взвешиваемого груза на протяжении всего времени взвешивания остается неизменной.
В соответствии с п. 5.3.1 ГОСТ Р 52389-2005 «Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические требования и методы испытаний», утвержденного Приказом «Ростехрегулирования» № 279-ст. от ДД.ММ.ГГГГ, массу транспортного средства в снаряженном состоянии и распределении этой массы по осям измеряют на транспортном средстве, предоставленном в соответствии с п. 3.3 ГОСТ-установленном не подвижно с колесами в положении прямолинейного движения.
Таким образом, для получения точных результатов при взвешивании жидких грузов поосных весах необходимо устанавливать каждую ось на весы и дожидаться стабилизации жидкого груза.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о времени взвешивания каждой оси, что не позволяет сделать однозначный вывод о том, что при взвешивании каждой оси автомобиль находился в статическом положении и груз в силу его характеристик мог успеть распределиться равномерно по транспортному средству. (Решения № от ДД.ММ.ГГГГ Центрального районного суда <адрес>, административное дело N 12-89/14).
Таким образом, процедура взвешивания жидкого груза была нарушена, в связи с чем, акт взвешивания от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признан в качестве допустимого доказательства, подтверждающих факт превышения осевых нагрузок.
3. Кроме того, в нарушение действующего законодательства пользователи дорог не были заблаговременно уведомлены о введении временного ограничения движения транспортных средств с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси. Никаких дорожных знаков или технических средств, предупреждающих о временных ограничениях на пути следования, не было установлено.
Согласно ч. 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ в случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.
Из материалов дела следует, что Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 145-р в период с 1 по ДД.ММ.ГГГГ введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси.
Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству предписано обеспечить установку временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства, на автомобильных дорогах регионального и межмуницилального значения; проинформировать путем размещения на официальном сайте в сети Интернет, а также через средства массовой информации пользователей автомобильными дорогами об условиях движения транспортных средств, причинах и сроках ограничений не менее чем за 30 дней до введения временного ограничении движении (пункт 3 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 12.02 2013 N 145 р)
Истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что пользователи дорог были проинформированы об условиях движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, причинах и сроках ограничений, а также принятых мерах по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов, установки временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства.
При таких обстоятельствах, отсутствует наличие вины в действиях ответчика, как владельца транспортного средства.
Обязанность по установке временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства, на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения возложена на Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
Таким образом, истец обязан был представить суду дислокацию временных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства, на автомобильных дорогах.
4. Истцом представлен некорректный расчет размера взыскиваемого вреда : в представленных уточненных расчетных листах и расчетах размера вреда указаны значения тарифа по процентам превышения по осевым нагрузкам, установленные постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам РБ регионального и межмуниципального значения.»
Однако расчет выполнен по методике при повышении по осевым нагрузкам до 60 %, тогда как при превышении по осевым нагрузкам свыше 60 % должен быть произведен отдельный расчет размера вреда с применением метода математической экстраполяции значений размера вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Такой расчет в материалах дела не представлен. (Аналогичная позиция изложена в Постановлении 11 Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №)
При таких обстоятельствах нельзя признать, что размер причиненного вреда истцом доказан должным образом.
5. Заявленные истцом требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме *** руб. *** коп., начисленных за период с 14 апреля по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:
Согласно ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их не правомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Заявленное истцом требование о возмещение убытков не является денежным (долговым) обязательством, нормами главы 25 ГК РФ не предусмотрена возможность применения к должнику двух мер ответственности за одно нарушение.
Проценты за пользование чужими денежными средствами, как и убытки, являются видами ответственности за нарушение обязательства и по отношению к убыткам носят зачетный характер (пункт 2 статьи 395 ГК РФ), начисление указанного вида процентов на сумму убытков не допускается (пункт 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07 1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
Таким образом, взыскание процентов в рамках существующих гражданских правоотношений законом не предусмотрено.
(Аналогичная позиция изложена в решении Арбитражного суда Пермского края от 09.06. 2014 г по делу №).
На основании изложенного, ответчик ФИО2 и его представитель адвокат ФИО5 просят в удовлетворении искового заявления Государственному казенному учреждению «Служба весового контроля Республики Башкортостан» отказать полностью. (л.д. 98-192)
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Поскольку ответчик ФИО2 согласно Выписке из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекратил и постоянно проживает в <адрес> края, данное дело в соответствии со ст. 29 ГПК РФ подсудно Чернушинскому районному суду Пермского края. (л.д. 35-40)
Полномочия истца ГКУ «Служба весового контроля» Республики Башкортостан на обращение в суд с исками о возмещении ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования, расположенным на территории Республики Башкортостан подтверждены учредительными документами истца. Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкорстан между ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан» и ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан. Актом приема-передачи имущества. (л.д. 11-20,22-27,122-128)
В соответствии с п. 2.2, 2.3.1,2.3.2, 2.4, Устава ГКУ «Служба весового контроля» Республики Башкортостан совместно с органами ГИБДД МВД РБ осуществляет мероприятия по организации контроля перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего и межмуниципального пользования РБ, обеспечивает безопасность дорожного движения, улучшает эксплутационные качестве автомобильных дорог, выдает специальные разрешения, согласовывает проезд автотранспортных средств, перевозящих крупногабаритные грузы и/или тяжеловесные грузы, осуществляет взвешивание транспортных средств в рамках проведения весового контроля на автомобильных дорогах…(л.д. 13,14)
Взвешивание автомобилей, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы по дорогам РБ истец в рамках проведения весового контроля производит на передвижных постах весового контроля на базе автомобиля «Газель», оборудованных специальным весовым оборудованием в т. ч. весами и световой мачтой. (л.д. 124-128,134-137,138-172)
Весовой контроль осуществляется в соответствии с графиком, утвержденным начальником УГИБДД МВД РБ и руководителем ГКУ «Служба весового контроля» РБ. (л.д. 130-132)
Сотрудники ГКУ Службы весового контроля РБ, находящиеся совместно с сотрудниками УГИБДД МВД РБ на передвижных постах весового контроля, считаются выбывшими в служебную командировку, на основании задания, выданного руководителем Службы…(л.д. 133)
Одним из мероприятий, направленных на сохранность дорожного покрытия у автомобильных дорог в период весенней распутицы является введение временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам РБ регионального или межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок.
На основании Постановления Правительства РБ № от ДД.ММ.ГГГГ и Распоряжения Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 145-Р в период с 01 по ДД.ММ.ГГГГ было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам РБ межрегионального и межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси с выдачей специальны разрешений пользователям автомобильными дорогами при перевозке ими тяжеловесных грузов с превышением осевых нагрузок, установленных временными дорожными знаками с возмещением причиняемого вреда согласно Постановлению Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам РБ регионального и межмуниципального значения». (л.д. 59-61)
Согласно графику в период с 01 по ДД.ММ.ГГГГ на автомобильной дороге <адрес>, включенной в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан Постановлением Правительства РБ № от ДД.ММ.ГГГГ находился передвижной пункт весового контроля на базе автомобиля ***» г/н №, снабженный среди прочего оборудования в т. ч., световой мачтой и весовым оборудованием № 1925, 1926 «ВА-15-С-2» №, которые предназначены для применения на автомобильных дорогах по ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» с монолитными цементно-бетонными покрытиями и основаниями, соответствующими СНиП 3.06.03-85. для статистического измерения осевых и поколесных нагрузок автотранспортного средства АТС (с аппарелями для наезда на платформу). Весы могут применяться для определения поколесных нагрузок АТС по варианту установки в дорожное полотно или на полотне дороги. (л.д. 41,132,133,134-137,138-173)
Согласно свидетельству № весы прошли необходимую поверку и находились в исправном, пригодном для эксплуатации состоянии. (л.д. 118-120)
Ответчик ФИО2, является собственником крупногабаритных автомобилей, предназначенных для перевозки тяжеловесных и/или опасных грузов в т. ч. седельного тягача марки *** г/н № с полуприцепом *** г/н № (л.д.69-74,95-96)
ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 31 км автомобильной дороги Бураево-Староболтачево-Куеда, произведено контрольное взвешивание транспортного средства *** г/н № с полуприцепом *** г/н № под управлением водителя ФИО1, осуществлявшего перевозку вышеуказанным транспортным средством, принадлежащим ответчику на праве собственности смазочно-охлаждающей жидкости «Велс-1М» (л.д. 48,49,95-97)
Взвешивание транспортного средства производилось на вышеуказанном весовом оборудовании. (л.д. 42-45)
По результатам взвешивания составлен акт № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 03.04.13, которым зафиксировано, превышение допустимых осевых нагрузок. Сумма ущерба составила *** руб. (л.д. 46,50)
В связи с произведением истцом уточнения расчета ущерба ДД.ММ.ГГГГ составлен уточненный расчетный лист, являющийся приложением к акту № от ДД.ММ.ГГГГ в котором зафиксировано, что фактические осевые нагрузки (т) составили: 4,56, 9.32, 9,07, 8,82, 8,65, 9,25, тогда как допустимые нагрузки (т) составляют 5,00, 4, 00, 4,00, 3,00, 3,00, 3, 00 (л.д. 47)
Согласно уточненному расчету размер вреда, нанесенного тяжеловесным транспортным средством, составил 441 905 руб. 63 коп. (л.д. 47)
Досудебная претензия от № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости возмещения вреда, причиненного автомобильной дороге федерального значения оставлена без ответа (л.д. 54-55).
Не получив ответ на выставленную претензию истец обратился в суд с вышеуказанным иском. (л.д. 2-10)
Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ч. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить; вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (часть 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 27 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» использование автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и, (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
Согласно ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Конституционного Суда от 17.07.1998 № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.
Порядок взимания платы с владельцев автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, регулируется «Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила № 934…).
Согласно п. 2 Правил № 934… вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Согласно п. 3 Правил № 934… осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Согласно п. 4 Правил № 934…размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств.
Согласно п. 5 Правил № 934…размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:
а) превышения установленных Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений:
предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;
б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;
в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
г) базового компенсационного индекса текущего года.
Порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, порядок выдачи разрешений на провоз таких грузов, а также предельно допустимые значения нагрузок на оси транспортных средств и на общую массу транспортного средства установлены «Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации», утвержденной Минтрансом РФ ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ за № (далее Инструкция…).
Согласно п. 1.2 «Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортном по дорогам Российской Федерации» тяжеловесный груз - это транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе № Приложения № к данной Инструкции.
Материалами дела подтверждается факт осуществления перевозки ответчиком груза ДД.ММ.ГГГГ с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства, при отсутствии разрешения на перевозку тяжеловесного груза, полученного в порядке, установленном нормативным актом.
Расчет суммы причиненного вреда произведен истцом в соответствии с пунктом 5 Правил № …, а именно, с применением предельных значений осевых нагрузок транспортного средства исходя из допустимых значений и на основании фактических данных, полученных при проведении взвешивания, путем умножения размеров платы за превышение осевой нагрузки транспортного средства предельно допустимых значений на протяженность маршрута и на базовый компенсационный индекс текущего года.
По каждому показателю расчета представителем истца суду даны необходимые разъяснения. Произведенный расчет подробен и должным образом мотивирован. (л.д. 33, 34, 46, 47, 113-117)
Суд считает, что доказательствами, представленными представителем истца в полном объеме подтверждено причинение вреда автомобильным дорогам Республики Башкортостан транспортным средством, принадлежащим ответчику на праве собственности, поэтому на основании ч. 1 ст. 1064, ч. 1 ст. 1079 ГК РФ, ст. 27, 29, 31 Федерального закона № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», п. 2-5 «Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, п. 1.2 «Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ», утвержденной Минтрансом РФ ДД.ММ.ГГГГ, Постановления Правительстыва Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения» удовлетворяет заявленный иск в части возмещения вреда, причиненного дорожному покрытию от принадлежащего ответчику транспортного средства в размере *** руб. *** коп.
Поскольку вопреки доводам ответчика и его представителя по которым они оспаривают заявленный иск, взвешивание автомобиля производилось с применением световой мачты в соответствии с вышеуказанными нормами, расчет вреда, причиненного дорожному покрытию подробен и должным образом мотивирован, доводы ответчика и его представителя суд признает несостоятельными и во внимание их не принимает.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, в сумме *** руб. *** коп., начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Суд считает, что в данной части иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:
Согласно ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Применительно к толкованию положений, предусмотренных ч. 2 ст. 325 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами, как и убытки, являются видами ответственности за нарушение обязательства и по отношению к убыткам носят зачетный характер, при этом согласно п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации») начисление указанного вида процентов на сумму убытков не допускается.
Заявленное истцом требование о возмещение убытков не является денежным (долговым) обязательством ответчика и нормами главы 25 ГК РФ возможность применения к должнику двух мер ответственности за одно нарушение не предусмотрена.
Таким образом, взыскание процентов в рамках существующих гражданских правоотношений законом не предусмотрено.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично. Взыскать с ФИО2 в пользу Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан денежные средства в сумме *** рублей *** копейки.
В части взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме *** рублей *** копеек исковые требования ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение в течении одного месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.
Судья О.С. Лупенских