РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2021 года г.о. Тольятти
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Сураевой А.В.,
при секретаре Лариной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4181/2021 по исковому заявлению Шляндиной О.В. к ЖСК "Прилесье", Министерству строительства Самарской области о признании права на меры государственной поддержки, признании права требования передачи в собственность жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Шляндина О.В. обратилась в суд с иском к ЖСК «Прилесье», Министерству строительства Самарской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ заключила договор с ООО фирма «Сиэгла» на долевое участие в строительстве жилья в МКД по <адрес>, намереваясь построить <данные изъяты>-х комнатную квартиру на <данные изъяты>-м этаже многоквартирного дома по <адрес>
Застройщиком указанного дома являлось ООО фирма «Сиэгла», осуществлявшее строительство дома на основании договора аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ согласно постановлению администрации г. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ и разрешения на выполнение строительно-монтажных работ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В феврале <данные изъяты> года ООО фирма «Сиэгла» было признано несостоятельным (банкротом), и в отношении застройщика была введена процедура конкурсного производства.
В сентябре <данные изъяты> года конкурсное производство в отношении ООО фирма «Сиэгла» было завершено и ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности юридического лица.
ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Закон Самарской области № «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области».
Указанный закон устанавливает меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
Многоквартирный дом по <адрес> был признан проблемным объектом.
Новым застройщиком дома является ЖСК «Прилесье», которым разработан проект завершения строительства, получивший положительное заключение Государственной экспертизы №. ЖСК «Прилесье» выдано разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец просила признать за Шляндиной Ольгой Валериевной право на меры государственной поддержки в виде субсидии в отношении жилого помещения – <данные изъяты>-х комнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., на <данные изъяты> этаже в <данные изъяты>-ти этажном жилом доме со встроенными помещениями расположенном г.о. Тольятти, <адрес>, строительная позиция №; признать за Шляндиной Ольгой Валериевной право требования передачи ей в собственность жилого помещения – <данные изъяты>-х комнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., на <данные изъяты> этаже в <данные изъяты>-ти этажном жилом доме со встроенными помещениями расположенном г.о. Тольятти, <адрес>, строительная позиция №.
В судебном заседании представитель истца Набатов О.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования.
В судебное заседание представитель ответчика ЖСК «Прилесье» не явился, извещен, представил письменный отзыв на иск, в котором просил разрешить иск Шляндиной О.В. на усмотрение суда, рассмотреть дело в отсутствие ЖСК «Прилесье», указав, что как новый застройщик проблемного объекта - многоквартирного дома по <адрес>, <адрес> получил право на субсидию согласно Постановлению Правительства Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Истец не входит в круг лиц, в отношении которых рассчитана субсидия, в тоже время Шляндина О.В. согласно Реестру Минстрой Самарской области, значится как пострадавший участник долевого строительства.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства строительства Самарской области не явился, извещен, представил письменный отзыв, просил в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
В судебное заседание представитель третьего лица администрации г.о. Тольятти не явился, извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации по имеющимся материалам дела и представленным сторонами доказательствам, о чем имеется письменное заявление.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права.
В силу ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договору участия в долевом строительстве (далее также - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ Самарской Губернской Думой был принят Закон Самарской области № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области» (далее Закон №-ГД).
Согласно ст. 2 Закона №-ГД для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
пострадавший участник долевого строительства - гражданин Российской Федерации, соответствующий критериям, установленным статьей 5 настоящего Закона;
проблемный объект - многоквартирный дом и (или) жилой дом блокированной застройки, состоящий из трех и более блоков, расположенный на территории Самарской области, соответствующий критериям, установленным статьей 4 настоящего Закона, и признанный Правительством Самарской области проблемным посредством включения в реестр проблемных объектов;
недобросовестный застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, не исполнившее обязательства перед участником долевого строительства, с которым у него заключен договор участия в долевом строительстве объекта, признанного впоследствии Правительством Самарской области проблемным объектом;
договор участия в долевом строительстве - договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", или иной договор, заключенный до вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 года N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании которого осуществлено привлечение денежных средств гражданина в целях строительства многоквартирного дома и (или) жилого дома блокированной застройки, состоящего из трех и более блоков, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в таком объекте;
новый застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, которому в установленном законодательством порядке предоставлен земельный участок под проблемным объектом для завершения его строительства и ввода в эксплуатацию;
перечень проблемных объектов - унифицированный перечень сведений о проблемных объектах, утвержденный Правительством Самарской области;
реестр пострадавших участников долевого строительства - унифицированный перечень сведений о пострадавших гражданах;
требование о передаче жилого помещения - требование пострадавшего участника долевого строительства о передаче ему на основании договора участия в долевом строительстве в собственность жилого помещения в многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из трех и более блоков, который признан проблемным.
В силу ст. 4 Закона №-ГД проблемным объектом признается многоквартирный дом и (или) жилой дом блокированной застройки, состоящий из трех и более блоков, расположенный на территории Самарской области и соответствующий одновременно следующим критериям:
1) строительство осуществлялось с привлечением денежных средств граждан на основании договоров участия в долевом строительстве;
2) строительство осуществлялось на земельном участке, предназначенном для такого вида строительства в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка;
3) строительство осуществлялось при наличии выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешения на строительство такого объекта;
4) отсутствует ввод объекта в эксплуатацию;
5) строительство осуществлялось при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
6) застройщиком обязательства перед участниками долевого строительства по передаче объекта долевого строительства не исполнены в течение более шести месяцев с даты, установленной в договоре долевого участия в строительстве, или в отношении застройщика введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;
7) отсутствует страхование риска ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче такого объекта долевого строительства участнику долевого строительства по договору долевого участия в строительстве;
8) участник долевого строительства не имеет возможности получить возмещение непосредственно в страховой организации ввиду ее ликвидации или введения в отношении нее одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве;
9) застройщиком не осуществлена уплата обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
10) отсутствует вступившее в силу решение суда о сносе такого объекта;
11) отсутствует прирост вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введена в отношении застройщика одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика.
Включение объекта в перечень проблемных объектов, а также его исключение осуществляет Правительство Самарской области по предложению Уполномоченного органа.
Согласно ст. 5 Закона 84-ГД, пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:
1) наличие заключенного с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;
2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;
3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;
4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;
6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
Гражданин Российской Федерации может быть признан пострадавшим от действий недобросовестного застройщика только в отношении одного жилого помещения на территории Самарской области и только однократно.
В силу п.2 ч.1 ст. 6 Закона № 84-ГД к мерам государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства (далее - меры поддержки) относятся:
предоставление субсидий объединениям участников долевого строительства, новым застройщикам, конкурсному управляющему (внешнему управляющему) для завершения строительства и ввода проблемного объекта в эксплуатацию.
Частью 1 ст. 8 Закона № 84-ГД установлено, что права требований пострадавших участников долевого строительства удовлетворяются при условии:
заключения инвестором-застройщиком или новым застройщиком с пострадавшим участником долевого строительства договора долевого участия в строительстве, либо договора купли-продажи, либо иного договора, предусматривающего предоставление (передачу) указанному участнику жилого помещения и освобождающего его от оплаты в размере количества квадратных метров, равного количеству квадратных метров жилого помещения, стоимость которых была им оплачена по договору долевого участия в строительстве, ранее заключенному с недобросовестным застройщиком, за исключением случаев, когда между инвестором-застройщиком или новым застройщиком и пострадавшим гражданином достигнуто соглашение о софинансировании;
произведения пострадавшим участником долевого строительства доплаты за неоплаченное количество квадратных метров жилого помещения, если ранее оплата по договору с недобросовестным застройщиком произведена не в полном объеме.
Доплата, предусмотренная настоящей частью, рассчитывается в соответствии со стоимостью одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной Правительством Самарской области на момент заключения договора, указанного в абзаце втором настоящей части.
В случае отказа пострадавшего участника долевого строительства произвести доплату, указанную в настоящей части, по соглашению сторон может предусматриваться предоставление новым застройщиком, новым застройщиком-инвестором пострадавшему участнику долевого строительства жилого помещения площадью меньше, чем указано в договоре долевого участия в строительстве, ранее заключенном пострадавшим участником долевого строительства с недобросовестным застройщиком.
Предоставление помещения меньшей площади осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В случае отказа пострадавшего гражданина произвести доплату, указанную в абзаце третьем части 1 настоящей статьи, и отказа от жилого помещения площадью меньше, чем указано в договоре долевого участия в строительстве, ранее заключенном пострадавшим участником долевого строительства с недобросовестным застройщиком, а также в случае неосуществления дофинансирования строительства проблемного объекта лицами, указанными в абзаце третьем части 2 статьи 6 настоящего Закона, лицо, осуществившее завершение строительства проблемного объекта, имеет право взыскать задолженность и (или) убытки в судебном порядке с такого лица.
По соглашению сторон новым застройщиком, новым застройщиком-инвестором пострадавшему участнику долевого строительства осуществляется предоставление денежной выплаты в размере денежных средств, ранее оплаченных пострадавшим участником долевого строительства по договору с недобросовестным застройщиком.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Сиэгла» и Шляндиной О.В. был заключен договор № на долевое участие в строительстве жилья, согласно которому ООО «Сиэгла» обязалось организовать строительство и обеспечить сдачу кирпичного жилого дома <адрес> по <адрес>, финансировать строительство, по его завершению выделить Шляндиной О.В. в указанном доме четырехкомнатную квартиру без отделочных работ на <данные изъяты> этаже общей площадью <данные изъяты> кв.м., № <адрес>, а Шляндина О.В. обязалась произвести оплату квартиры, исходя из ее стоимости <данные изъяты> рублей.
Шляндина О.В. полностью исполнила условия договора об оплате стоимости квартиры в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается справкой ООО фирма «Сиэгла». В указанной справке указано, что затраты на выполнение технических условий по подключению дома к наружным городским сетям, водо-, тепло-, электроснабжение. Приобретение и подключение лифов оплачиваются дольщиком дополнительно по фактическим затратам пропорционально площади выделенной квартиры до ввода в эксплуатацию жилого дома, что соответствует п. 2.1.6 договора № от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника- ООО фирма «Сиэгла».
Решением Арбитражного суда Самарской области по делу № от ДД.ММ.ГГГГ ООО фирма «Сиэгла» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении должника открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ конкурсное производство в отношении ООО фирма «Сиэгла» завершено.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ООО фирма «Сиэгла».
Жилой дом по адресу: <адрес> <адрес> в Перечень проблемных объектов для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области, утвержденный Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Новым застройщиком указанного проблемного дома является ЖСК «Прилесье» которым разработан проект завершения строительства, получивший положительное заключение Государственной экспертизы №. ЖСК «Прилесье» выдано разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с КН №, на котором расположен вышеназванный проблемный дом, передан ЖСК «Прилесье» в безвозмездное (срочное) пользование, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Из материалов дела следует, что для завершения строительства и ввода в эксплуатацию проблемного объекта Министерством строительства Самарской области предоставлена субсидия новому застройщику проблемного объекта ЖСК «Прилесье», расчет которой был произведен согласно заключению министерства о рассмотрении документов, представленных в целях получения субсидии.
Судом установлено, что одним из условий предоставления субсидии в соответствии с пунктом 2.2.10 Порядка в редакции от 05.03.2020 (действовавшей на момент принятия министерством решения о предоставлении субсидии) является принятие объединением участников долевого строительства (квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов), являющимся получателем субсидии, решения о софинансировании завершения строительства проблемного объекта в размере, определяемом по формуле, указанной в пункте 1.12 Порядка (далее - Решение). Решение должно содержать:
сумму, необходимую для завершения строительства проблемного объекта, определенную на основании проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу;
размер предоставляемой субсидии, определяемый по формуле, указанной в пункте 1.12 Порядка;
сумму, необходимую для завершения строительства проблемного объекта, не субсидируемую министерством и подлежащую софинансированию участниками долевого строительства, указанными в абзаце втором пункта 1.7 Порядка;
перечень участников долевого строительства, указанных в абзаце втором пункта 1.7 Порядка, их обязательства но софинансированию работ по завершению строительства проблемного объекта, согласие либо отказ в софинансировании работ по завершению строительства проблемного объекта и размер софинансируемой суммы, равный сумме, определяемой по формуле, указанной в пункте 1.13 Порядка;
источники финансирования стоимости завершения строительства проблемного объекта, не субсидируемой министерством;
сроки и порядок перечисления получателю субсидии участниками долевого строительства, указанными в абзаце втором пункта 1,7 Порядка, или членами объединения участников долевого строительства суммы, необходимой для завершения строительства проблемного объекта, не субсидируемой министерством;
указание на то, что данное решение является основанием для заключения договоров о софинансировании работ по завершению строительства проблемного объекта между участниками долевого строительства, указанными в абзаце втором пункта 1.7 Порядка, и получателем субсидии.
Из материалов дела следует, что во исполнение условия предоставления субсидии, предусмотренного пунктом ДД.ММ.ГГГГ Порядка, ЖСК «Прилесье» предоставлены протоколы очередного общего собрания членов ЖСК «Прилесье» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми: членами ЖСК «Прилесье» принято решение о завершении и о софинансировании строительства проблемного объекта членами ЖСК «Прилесье»; сумма, необходимая для завершения строительства проблемного объекта - <данные изъяты> рублей; размер предоставляемой субсидии – № рублей;
сумма необходимая для завершения строительства проблемного объекта, не субсидируемая министерством и подлежащая софинансированию членами ЖСК «Прилесье» - <данные изъяты> рублей;
перечень участников долевого строительства, указанных в абзаце втором пункта 1.7 Порядка, их обязательства по софинансированию работ по завершению строительства проблемною объекта, согласие либо отказ в софинансировании работ по завершению строительства проблемного объекта и размер софинансируемой суммы, равный сумме, определяемой по формуле, указанной в пункте 1.13 Порядка, пунктом 13 которого предусмотрены участник долевого строительства Шляндина О.В. по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв,м, размер софинансируемой суммы <данные изъяты> рублей и согласие ФИО4 на софинансирование;
источники финансирования стоимости завершения строительства проблемного объекта, не субсидируемой министерством, - за счет членских взносов и (или) реализация помещений, принадлежащих ЖСК «Прилесье»;
сроки и порядок перечисления получателю субсидии участниками долевого строительства, указанными в абзаце втором пункта 1.7 Порядка, или членами объединения участников долевого строительства суммы, необходимой для завершения строительства проблемного объекта, не субсидируемой министерством - не позднее ДД.ММ.ГГГГ;
указание на то, что Решение является основанием для заключения договоров о софинансировании работ по завершению строительства проблемного объекта между участниками долевого строительства, указанными в абзаце втором пункта 1.7 Порядка, и ЖСК «Прилесье».
Во исполнение протокола очередного общего собрания членов ЖСК «Прилесье» от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ между ЖСК «Прилесье» и истцом было заключено соглашение №, согласно которому ФИО1 обязалась софинансировать завершение строительства проблемного объекта, осуществив доплату путем внесения в ЖСК второй части паевого взноса в размере <данные изъяты> рублей в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 5 Закона № 84-ГД предусмотрено, что гражданин Российской Федерации может быть признан пострадавшим от действий недобросовестного застройщика только в отношении одного жилого помещения на территории Самарской области и только однократно.
Квартира истца состоит из двух жилых помещений, приобретенных Шляндиной О.В. по договорам долевого участия в строительстве проблемного объекта от ДД.ММ.ГГГГ № ( на <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, на <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.).
Наличие двух жилых помещений, приобретенных Шляндиной О.В. также подтверждается реестром пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, строительство которых подлежит завершению <адрес>
Пунктом 5 статьи 6 Закона №84-ГД, предусмотрено, что меры государственной поддержки могут предоставляться как непосредственно пострадавшему участнику долевого строительства, так и опосредованно через нового застройщика, нового застройщика-инвестора, что указывается в соглашении о завершении строительства проблемного объекта и удовлетворении прав требований пострадавших участников долевого строительства и (или) соглашении о реализации масштабного инвестиционного проекта, реализуемого новым застройщиком-инвестором, заключаемом между Уполномоченным органом и новым застройщиком- инвестором.
Таким образом, суд считает установленным, что Министерством строительства Самарской области Шляндиной О.В. предоставлена мера государственной поддержки в полном объеме в виде предоставления субсидии ЖСК «Прилесье» в целях завершения строительством и ввода в эксплуатацию проблемного объекта, в том числе по жилому помещению площадью <данные изъяты> кв.м, входящему в состав квартиры, право требования на которую истцом приобретено по договору долевого участия от ДД.ММ.ГГГГ №.
Оснований для удовлетворения требований истца по двум и более жилым помещениям действующим законодательством не предусмотрено.
В связи с чем, правовых оснований для удовлетворения требований истца суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шляндиной О.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: А.В. Сураева