Дело № 2-2243/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Емельяново «5» ноября 2014 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующий – судья Лукашенок Е.А.,
при секретаре Петухове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Романова Дмитрия Александровича к ФКУ ИК-5 ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным действий администрации по водворению в помещение камерного типа и содержания в нем, поданного в порядке ст. 25 ГПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Романов Д.А. обратился в суд с заявлением о признании действий администрации ФКУ ИК-5 ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю по водворению в помещение камерного типа и содержания в нем, ссылаясь на то, что в связи с переводом на строгие условия отбывания наказания постановлением административной комиссии от 21.01.2013 г. был переведен из общих условий содержания в строгие, однако вместо запираемого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 123 УИК РФ был помещен в помещение камерного типа, поскольку данные условия отбывания наказания идентичны условиям отбывания наказания особого режима. Просит признать незаконными указанные действия. Также просит признать действия администрации ИК-5 незаконными по не ознакомлению с правовыми документами, отражающими критерии отличия запираемых помещений от помещений камерного типа.
В судебное заседание Романов Д.А. с места отбывания наказания не доставлялся, был уведомлен о месте и времени судебного разбирательства. Вместе с тем неявка заявителя в судебное заседание согласно ч.2 ст.257 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению искового заявления, поскольку с учетом существа спора суд считает возможным рассмотреть дело без перемещения истца из колонии в суд по месту рассмотрения дела, все требования Романова Д.А. изложены в его письменном иске, и дополнениях к нему, каких-либо дополнительных пояснений не требуют, не явка осужденного в судебное заседание не препятствует рассмотрению его искового заявления.
В судебном заседании представитель лица, чьи действия обжалуются, ФКУ ИК-5 ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю Лисовицкий Д.В., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения требований осужденного, пояснив, что последний 10.01.2014 года был привлечен к дисциплинарной ответственности, был признан злостным нарушителем порядка отбывания наказания, 21.01.2014 г. был переведен в строгие условия отбывания наказания. Осужденный отбывает наказание в запираемом спальном помещении, оборудованном полным комплексом коммунально-бытовых объектов, имеется мебель в предусмотренном количестве, санузел, раковина, телевизор, норма жилой площади также соответствует нормативам.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При рассмотрении заявленных требований суд исходит из требований ч.1 ст.249 ГПК РФ, согласно которых обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В соответствии с ч. 2 указанной статьи, причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Конституция Российской Федерации, закрепляя, что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в то же время устанавливает, что осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, части 1 и 3) и что они могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3). Такие ограничения могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
Согласно ч.2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Согласно ч.1 ст.82 УИК РФ в ИУ действует режим, т.е. установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала. Частью третьей названной статьи УИК установлено, что в ИУ действуют Правила внутреннего распорядка (ПВР) исправительных учреждений.
В соответствии с ч.3 ст. 123 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях.
Согласно гл. ХХII Приказа Минюста РФ от 03.11.2005 № 205 (с последующими изменениями) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (рег. в Минюсте РФ 14.11.2005 N 7161) (далее ПВР ИУ) помещения, в которых проживают осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, оборудуются полным комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осужденных, отбывающих наказание в других условиях. Лица, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и на курсах профтехподготовки, в период пребывания в строгих условиях отбывания наказания исправительных колоний на занятия не выводятся. Им предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями. Культурно-массовые мероприятия с осужденными проводятся в пределах помещений, в которых они проживают. Пользование библиотекой и магазином обеспечивается в условиях изоляции от других осужденных. Трудоиспользование, прием пищи, медицинский осмотр, санитарная обработка, амбулаторное лечение осужденных организуются отдельно от осужденных, отбывающих наказание в других условиях содержания (п.144-147).
Порядок применения к осужденным к лишению свободы дисциплинарных взысканий регламентирован ч.1 ст.117 УИК РФ, согласно которой при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Как установлено в судебном заседании, по постановлению начальника ИК-5 ОИК-36 от 21.01.2014 года осужденный Романов Д.А. был признан злостным нарушителем порядка отбывания наказания, и был переведен в строгие условия отбывания наказания, за нарушения установленного порядка отбывания наказания, поскольку имел на тот момент три действующих взыскания за нарушения порядка отбывания наказания и не добросовестно относится к труду.
Согласно представленным материалам по заявлению осужденного Романова Д.А., последний содержится в спальном помещении № 1 отряда № 4 ИК-5 ОИК-36, оборудованном полным комплексом коммунально-бытовых объектов, в спальном помещении имеется мебель, санузел, раковина, телевизор. Указанное помещение № 1 предназначено для проживания 6 осужденных, имеет площадь 28 м2, что значительно превышает минимальную норму, при норме жилой площади на одного осужденного не менее 2 м2, согласно требований ч. 1 ст. 92 УИК РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными фотографиями системы видеонаблюдения от 07.08.2014 г. помещения № 1, исследованных в ходе судебного заседания. В частности, на данных фотографиях видно, что санитарное помещение раздельное от жилой зоны, оборудовано дверью, имеется телевизор, кровати, полки, тумбочки, стол, помещение хорошо освещено.
Как указывалось выше, п. 147 ПВР ИУ предусмотрено, что прием пищи осужденных организуется отдельно от осужденных, отбывающих наказание в других условиях содержания. Данное требование с необходимостью не предполагает наличия отдельного помещения для приема пищи лиц, содержащихся в запираемых помещениях. Помещение оборудовано столами, площадь данного помещения позволяет принимать пищу, поскольку жилые нормы помещения значительно выше минимальной жилищной норма. Как видно из представленных материалов дела, норма санитарной площади на одного осужденного, санитарно-гигиенические требования были соблюдены, условия уединения при пользовании туалетом имелись, нарушений прав осужденного не допущено.
В силу п. 145 ПВР ИУ Лица, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и на курсах профтехподготовки, в период пребывания в строгих условиях отбывания наказания исправительных колоний на занятия не выводятся. Поскольку заявитель не работает, соответственно, все время он находится в запираемом помещении, за исключением времени прогулок, что заявителем не обжалуется.
Доводы о не ознакомлении осужденного с документами, отражающими критерии отличия запираемых помещений от помещений камерного типа, не подтверждены в судебном заседании, заявителем не представлено каких-либо доказательств обращения за разъяснениями по данному вопросу.
Учитывая отсутствие нарушений уголовно-исполнительного законодательства при применении взыскания к осужденному Романову Д.А. оснований для удовлетворения требований не имеется.
Указанные выше обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, не позволяют суду сделать вывод, что действиями администрации ИК-5 ОИК-36 были нарушены права и свободы осужденного, либо созданы какие-либо препятствия к осуществлению его прав и свобод. С учетом изложенного заявленные требования Романова Д.А. необоснованные и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 256, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Романова Дмитрия Александровича к ФКУ ИК-5 ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным действий администрации по водворению в помещение камерного типа и содержания в нем, – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента вынесения решения.
Судья: Лукашёнок Е.А.