Дело № 2-1228/2020/40RS0017-01-2020-001799-43 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Малоярославец 15 декабря 2020 года
Малоярославецкий районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Артёмовой Г.С.,
при секретаре Соловьевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального унитарного предприятия «Управление энергетики и ЖКХ» к Аржановой ФИО8, Аржанову ФИО9 и Мироненко ФИО10 о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение,
установил:
30 октября 2020 года в суд поступило исковое заявление МУП «Управление энергетики и ЖКХ» к Аржановой ФИО13 Аржанову ФИО14 и Мироненко ФИО15., в котором истец с учетом последующих уточнений своих исковых требований просил: обязать Аржанову ФИО11 и Аржанова ФИО12 обеспечить свободный доступ сотрудникам МУП «Управление энергетики и ЖКХ» в жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: Калужская область, г.Малоярославец, ул.Пролетарская, д.2, кв.2, для проведения работ по ремонту стояка системы отопления в санузле, демонтировать своими силами и средствами имеющиеся элементы отделки, выполненные силами и средствами настоящих или предыдущих собственников жилого помещения, элементы которых не согласовывались с управляющей организацией, являющиеся помехой для проведения осмотра и работ по ремонту стояка отопления, в течение 14 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Мироненко ФИО16 обеспечить свободный доступ сотрудникам МУП «Управление энергетики и ЖКХ» в жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, для проведения работ по ремонту стояка системы отопления в санузле, демонтировать своими силами и средствами имеющиеся элементы отделки, выполненные силами и средствами настоящих или предыдущих собственников жилого помещения, элементы которых не согласовывались с управляющей организацией, являющиеся помехой для проведения осмотра и работ по ремонту стояка отопления, в течение 14 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу; взыскать с ответчиков в солидарном порядке в пользу МУП «Управление энергетики и ЖКХ» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей и почтовые расходы в размере 421 рубля.
В обоснование исковых требований указано, что МУП «Управление энергетики и ЖКХ» осуществляет управление многоквартирным жилым домом №2 по ул.Пролетарская в г.Малоярославец на основании договора управления многоквартирным домом от 1 июня 2010 года. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости Аржанова ФИО17 и Аржанов ФИО18 являются собственниками квартиры №2 указанного выше дома, которая расположена на первом этаже, с 4 марта 2014 года. Согласно выписке из домовой книги по данному адресу никто не зарегистрирован. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости Мироненко ФИО19 является собственником жилого помещения - квартиры №5 указанного выше дома, которая расположена на втором этаже, с 12 июля 2019 года. Согласно выписке из домовой книги по данному адресу никто не зарегистрирован. В управляющую организацию поступают обращения от собственников квартир, которые расположены по одному стояку с ответчиками по вопросу отсутствия отопления в санузле. В связи с повреждением трубопровода системы отопления дома <адрес> необходим доступ в квартиры № № и № №, расположенные по адресу: <адрес> для проведения ремонтных работ по замене стояка системы отопления общего имущества многоквартирного дома. Стояк отопления, проходящий через квартиры №№ и №№ дома №<адрес>, находится в аварийном состоянии, необходимо выполнить работы по замене стояка отопления с 1 по 2 этаж, о чем свидетельствуют акты от 9 октября 2019 года и 15 октября 2020 года. Управляющей организацией ответчикам направлялись уведомления о необходимости обеспечения доступа в жилые помещения для проведения ремонтных работ, которые были оставлены без ответа. Ответчики в указанных жилых помещениях не проживают, доступ к инженерному оборудованию не предоставляют, время проведения работ не согласовывают, чем препятствуют проведению работ. МУП «Управление энергетики и ЖКХ» было направлено ходатайство в ОМВД России по Малоярославецкому району Калужской области об обеспечении доступа в квартиру №№ дома <адрес> для проведения аварийных работ, однако правоохранительными органами содействия не оказано. Единый стояк отопления, являющийся общим имуществом многоквартирного дома, подлежащий замене, проходит в том числе через квартиры ответчиков. Своими действиями ответчики не позволяют управляющей организации содержать общее имущество многоквартирного дома в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, нарушая законные интересы иных собственников многоквартирного дома, препятствуют надлежащим образом выполнять свои обязанности по договору управления, обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Представитель истца МУП «Управление энергетики и ЖКХ» Степанова Э.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Мироненко ФИО20. в судебном заседании уточненные исковые требования не признала.
Ответчики Аржанова ФИО21., Аржанов ФИО22., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Определением суда от 24 ноября 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ПАО Сбербанк.
Представитель третьего лица ПАО Сбербанк, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
Выслушав представителя истца, ответчика Мироненко М.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 (далее - Правила пользования жилыми помещениями), которые предписывают немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию. В качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ (подпункты "д" и "и" пункта 10).
Обязанность поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме частью 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена на собственника жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1.2 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно частям 6, 7, 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (часть 10 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пп. "б", "в" п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги или управляющая компания) имеет право:
требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время, а также требовать допуска гарантирующего поставщика (сетевой организации - в отношении жилого дома (домовладения) в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика, сетевую организацию;требовать от потребителя полного возмещения убытков, возникших по его вине, в случае невыполнения обязанности допускать в занимаемое им жилое или нежилое помещение представителей исполнителя;
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пункты 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги - абзац седьмой пункта 2 данных Правил) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В силу подпункта "е" пункта 34 указанных Правил, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 данных Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
По смыслу приведенных норм, требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) (подпункт "е" пункта 3 Правил N 354).
Положениями п. 85 Правил установлено следующее.
Исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки, указанной в п. 82 Правил, способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета.
Потребитель обязан обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить исполнителю в срок не позднее 2 дней до даты, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило предложение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки.
Исполнитель обязан провести проверку в указанные в пп. "а" п. 85 Правил дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени в соответствии с пп. "б" п. 85 Правил - в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки исполнитель обязан незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном Правилами.
Если потребитель не обеспечил допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном пп. "б" п. 85 Правил сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета.
Установлено, что управление многоквартирным домом №2 по ул.Пролетарской в г.Малоярославец осуществляет МУП «Управление энергетики и ЖКХ».
19 декабря 2019 года в МУП «Управление энергетики и ЖКХ» поступило заявление ФИО23., проживающей по адресу: <адрес>, об отсутствии отопления в ванной комнате.
Начальником Государственной жилищной инспекции Калужской области в адрес МУП «Управление энергетики и ЖКХ» вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №1703 от 19 октября 2020 года с предложением провести мероприятия по восстановлению прогрева полотенцесушителя в ванной комнате кв. №№ и далее по стояку в многоквартирном доме <адрес> в срок до 21 декабря 2020 года.
Из актов обследования общего имущества, составленных комиссией МУП «Управление энергетики и ЖКХ», от 9 октября 2019 года и 15 октября 2020 года следует, что стояк системы отопления в квартире №№ дома <адрес> находится в неисправном состоянии, необходимо выполнить работы по ремонту стояка отопления с 1 этажа по 2 этаж, расположенного в квартирах №№, №№. Доступ к инженерному оборудованию собственниками не предоставлен, в связи с чем имеются препятствия к проведению ремонтных работ.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 14 октября 2020 года собственниками квартиры №№ в доме <адрес> являются Аржанов ФИО24 и Аржанова ФИО25., собственником квартиры №№ в указанном доме является Мироненко ФИО26
Согласно выпискам из домовых книг от 20 октября 2020 года в квартирах № № и № № в доме <адрес> никто не зарегистрирован.
Истцом в адрес Аржановой ФИО27., Мироненко ФИО28., ПАО Сбербанк направлялись письма с требованием обеспечить доступ в указанные жилые помещения № 8 от 15 января 2020 года, № 827 от 15 октября 2019 года, №823 от 11 октября 2019 года, №820 от 9 октября 2019 года.
Согласно объяснениям ответчика Мироненко ФИО29., данным ею в судебном заседании, и представленным ею в материалы дела заявлениям в адрес истца, она не чинит препятствий истцу в доступе в принадлежащую ей квартиру, неоднократно обращалась в МУП «Управление энергетики и ЖКХ» с требованием заменить общие канализационные трубы и трубы холодного водоснабжения, проходящие через санузел принадлежащей ей квартиры, сотрудники МУП «Управление энергетики и ЖКХ» осматривали находящееся в квартире № № оборудование общего пользования.
Доказательств непредоставления Мироненко М.В. доступа сотрудникам МУП «Управление энергетики и ЖКХ» в квартиру № № в доме <адрес>, истцом не представлено.
Также истцом не представлено доказательств наличия в спорных квартирах элементов отделки, выполненных силами и средствами настоящих или предыдущих собственников жилых помещений, которые не согласовывались с управляющей организацией, являющихся помехой для проведения осмотра и работ по ремонту стояка отопления.
Из пояснений представителя истца в судебном заседании, ей не известно о наличии таких элементов в указанных квартирах.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца к Мироненко ФИО30
Исковые требования МУП «Управление энергетики и ЖКХ» к Аржановой ФИО31, Аржанову ФИО32 подлежат удовлетворению в части возложения на ответчиков обязанности в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить свободный доступ сотрудникам МУП «Управление энергетики и ЖКХ» в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, для проведения работ по ремонту стояка системы отопления в санузле.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В пользу МУП «Управление энергетики и ЖКХ» с Аржановой ФИО33 и Аржанова ФИО34 подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей, по 2 000 руб. с каждого из ответчиков, и почтовые расходы в размере 280 рублей 60 коп., по 140 рублей 30 копеек с каждого из ответчиков.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования МУП «Управление энергетики и ЖКХ» удовлетворить частично.
Обязать Аржанову ФИО35 и Аржанова ФИО36 в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить свободный доступ сотрудникам МУП «Управление энергетики и ЖКХ» в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, для проведения работ по ремонту стояка системы отопления в санузле.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Аржановой ФИО37 в пользу МУП «Управление энергетики и ЖКХ» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей и почтовые расходы в размере 140 рублей 30 копеек.
Взыскать с Аржанова ФИО38 в пользу МУП «Управление энергетики и ЖКХ» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей и почтовые расходы в размере 140 рублей 30 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Малоярославецкий районный суд Калужской области в течение месяца.
Председательствующий подпись Г.С. Артёмова
Копия верна. Судья Г.С. Артёмова