Решение по делу № 3-25/2015 (3-121/2014;) от 15.12.2014

Дело № 3-25/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2015 года город Архангельск

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пыжовой И.А.,

при секретаре Терентьевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>. Кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет <данные изъяты>

Полагает, что кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, не соответствует рыночной стоимости данного участка, является завышенной, в результате чего нарушаются его права как собственника земельного участка.

Ссылаясь на п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ, ст.24.16 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» полагает, что кадастровая стоимость указанного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки (отчет об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 12 марта 2013 года) в размере <данные изъяты>

Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>.

В ходе рассмотрения дела ФИО1 заявленные требования изменил; ссылаясь на отчет об оценке рыночной стоимости по состоянию на 05 июня 2012 года, просил установить размер кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>

ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В представленном суду отзыве указали на необоснованность требований заявленных к органу кадастрового учета.

Привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрация МО «Кулойское» в судебное заседание своего представителя не направила, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В представленном суду отзыве полагали заявленные требования подлежащими удовлетворению. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО «Кулойское».

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п.1 ст.387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На территории муниципального образования «Кулойское» земельный налог с 01 января 2015 года введен решением Совета депутатов Кулойского городского поселения от 14 ноября 2014 года № 147 «О земельном налоге». Ранее действовало решение Совета депутатов МО «Кулойское» № 92 от 15 ноября 2013 года.

В силу п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст.390 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области» утверждены определенные по состоянию на 05 июня 2012 года и представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области, включающие: результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Архангельской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области и средний уровень кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Архангельской области.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>.

Величина кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в соответствии со ст.24.21 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года № 222, путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Исходя из установленного Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп удельного показателя кадастровой стоимости для пятого вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) в кадастровом квартале 29:01:200107 в размере 3293,13 руб./кв.м., кадастровая стоимость спорного земельного участка определена органом кадастрового учета в размере <данные изъяты>.

Указанная величина внесена в государственный кадастр недвижимости 12 марта 2013 года на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков ФГБУ «ФКП Росреестра» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 12 марта 2013 года

Вместе с тем п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с ч.2 ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч.11 ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Согласно представленному заявителем отчету от 13 января 2015 года , составленному ИП ФИО2 <данные изъяты> по состоянию на 05 июня 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты>.

В силу ст.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Представленный заявителем отчет соответствует установленным статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованиям. Составившее этот отчет лицо имеет необходимые образование и квалификацию, является членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организации ассоциации российских магистров оценки», его ответственность застрахована в установленном порядке.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости земельного участка, собственником которого является заявитель, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса также не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах суд считает представленный отчет об оценке допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Кроме того, суд считает необходимым указать, что рыночная стоимость спорного земельного участка должна быть определена по состоянию на 05 июня 2012 год в силу следующего.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В этой связи рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена на произвольную дату.

Учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости объекта показателей и данных (ценообразующих факторов), существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, проводившим работы по кадастровой оценке, при обращении с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с его рыночной стоимостью необходимо устанавливать рыночную стоимость объекта на ту же дату, на которую выполнена кадастровая оценка.

Этот же принцип применим и в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, сформированных и поставленных на кадастровый учет после проведения процедуры массовой оценки.

В частности, несмотря на то, что принадлежащий заявителю земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет после проведения массовой кадастровой оценки земель, системный анализ положений нормативных правовых актов, регулирующих порядок определения величины кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, а также представленные суду материалы свидетельствуют о том, что при определении кадастровой стоимости таких участков используются именно те ценовые показатели (среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы), которые были определены в ходе массовой государственной кадастровой оценки и по состоянию на дату ее проведения.

Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении земельного участка, собственником которого является заявитель, установлена его рыночная стоимость, величина которой существенно отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права ФИО1, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 5 июня 2012 г. в размере <данные изъяты> рублей подлежат удовлетворению.

Вместе с тем суд считает возможным указать, что в соответствии с ч.5 ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

С учетом положений п.8 ст.3 Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» о порядке применения приведенной нормы, принимая во внимание дату подачи ФИО1 в суд заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости (10 декабря 2014 года) и указанную в кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости дату внесения сведений об оспариваемой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (12 марта 2013 года), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда по данному гражданскому делу, подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2014 года.

В силу положений ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ч.2 ст.3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», влечет возникновение у органа кадастрового учета, в данном случае – филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в Архангельской области и Ненецком автономном округе, обязанности внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.

Поскольку заявленные требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа при реализации им полномочий в сфере осуществления кадастрового учета, суд не усматривает оснований для распределения между участвующими в деле лицами судебных расходов в соответствии с положениями части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194-198, 246 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>.

Вступившее в законную силу решение суда по данному гражданскому делу является основанием для возникновения у федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обязанности внести в государственный кадастр недвижимости установленную судом рыночную стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> рублей в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 02 февраля 2015 года.

Судья И.А.Пыжова

3-25/2015 (3-121/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Владимиров Алексей Александрович
Другие
АМО Кулойское
ФГБУ ФКП Росреестра филиал по Архангельской области и НАО
Суд
Архангельский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
15.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2014Передача материалов судье
16.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.12.2014Предварительное судебное заседание
28.01.2015Судебное заседание
02.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2015Дело оформлено
14.06.2016Дело передано в архив
28.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее