Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-888/2011 от 26.04.2011

Дело № 33-888

Докладчик: Старцева С.А. Федеральный судья: Швецов Н.В.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 июня 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Саниной Л.Л.

судей Капустянской М.М., Старцевой С.А.

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области на решение Свердловского районного суда Орловской области от 11 мая 2011 г., которым постановлено:

«Исковые требования Игнатовой Л. Н. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости удовлетворить.

Признать Игнатову Л. Н. постоянно проживающей в с. <...> в период с 28 октября 1997 года по 19 августа 2001 года, зачесть его в период постоянного проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе Орловской области зачесть указанный период назначить Игнатовой Л.Н. досрочно трудовую пенсию по старости.

Выплату пенсии Игнатовой Л.Н. производить с момента обращения за назначением пенсии, после вступления решения в законную силу».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Старцевой С.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Игнатова Л.Н. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в Свердловском районе Орловской области о досрочном назначении пенсии по старости, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование требований указала, что в связи с осуществлением трудовой деятельности в период с 28 октября 1997 года по 19 августа 2001 года постоянно проживала в с. <...>, которое относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом, 11.04.2011 года она обратилась УПФ РФ с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года, в чем ей было отказано со ссылкой на то, что факт ее проживания в данном населенном пункте в указанный период времени не подтвержден.

Считая данный отказ незаконным, просила суд признать ее постоянно проживающей в с. <...> в период с 28 октября 1997 года по 19 августа 2001 года, обязать ответчика зачесть указанный период постоянного проживания и назначить ей пенсию по старости уменьшением возраста выхода на пенсию в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области просит об отмене решения, как незаконного и необоснованного, ссылаясь на то, что истица не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку факт её проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 28 октября 1997 года по 19 августа 2001 года не подтвержден регистрацией.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в строгом соответствии с действующим законодательством.

Согласно ст. 34 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.91г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В соответствии со ст.1 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» в ред. Федеральных законов от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Статья 2 названного Закона признает местом жительства - жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 указанного Закона, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В соответствии с Перечнями населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.91 г. и Постановлением правительства РФ № 1582 от 18.12.97 г., территория населенного пункта - с. Тросна Орловской области относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Из материалов дела следует, что в период с 20 августа 2001 года по 19 ноября 2003 года истица работала <...> в <...> районном суде <...> области и в связи с осуществлением трудовой деятельности в указанный период времени постоянно проживала в с. <...>, а в период с 01 июня 2009 года по настоящее время – проживает в д. <...>, относящихся в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Указанные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки истицы (л.д.10-11), а также показаниями свидетелей ФИО8 ФИО9., пояснивших, что в период работы истицей <...> она постоянно проживала по договорам коммерческого найма в с. <...> по месту работы ввиду значительной удаленности этого населенного пункта от г. <...>, в котором истица имела жилье (л.д. 29-31).

Из материалов дела также следует, что 11.04.2011 г. Игнатова Л.Н., <...>., обратилась в Управление Пенсионного фонда в Свердловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости по основанию, предусмотренному ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в чем ей было отказано в связи с неподтверждением регистрацией факта проживания в с. <...> в указанный период времени.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в вышеприведенные периоды времени истица на протяжении 8 лет проживала и работала в населенных пунктах, относящихся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд правильно пришел к выводу о наличии у Игнатовой Л.Н. права на досрочное назначение пенсии по старости по основанию, предусмотренному ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", обязав ответчика назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости.

Довод кассационной жалобы о том, что факт проживания может быть подтвержден исключительно регистрацией по месту жительства, является несостоятельным, т.к. основан на неправильном толковании норм материального права, поэтому не может повлечь отмену решения суда.

Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с п.п. 1,2 ст. 19 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда указанием о признании за истицей права на досрочную пенсию по старости и возложении на ответчика обязанности назначить ей таковую с момента возникновения у нее такого права, т.е. с 10 мая 2011 года (по истечении 8 лет проживания в зон с льготным социально-экономическим статусом), и исключить указание об обязании ответчика производить выплату пенсии истице с момента обращения за назначением таковой, т.е. с 11 апреля 2011 года, так как на указанную дату такое право у истице еще не возникло ввиду отсутствия необходимого периода проживания и работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Свердловского районного суда Орловской области от 11 мая 2011 года оставить без изменения, уточнив его резолютивную часть указанием о признании за Игнатовой Л. Н. права на досрочную трудовую пенсию по старости и о возложении на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе Орловской области обязанности назначить ей пенсию с 10 мая 2011 года, а также исключить указание об обязании ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области производить выплату пенсии Игнатовой Л.Н. с момента обращения за ее назначением.

Кассационную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе Орловской области об отмене решения суда – без удовлетворения

Председательствующий: судья

Судьи:

Дело № 33-888

Докладчик: Старцева С.А. Федеральный судья: Швецов Н.В.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 июня 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Саниной Л.Л.

судей Капустянской М.М., Старцевой С.А.

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области на решение Свердловского районного суда Орловской области от 11 мая 2011 г., которым постановлено:

«Исковые требования Игнатовой Л. Н. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости удовлетворить.

Признать Игнатову Л. Н. постоянно проживающей в с. <...> в период с 28 октября 1997 года по 19 августа 2001 года, зачесть его в период постоянного проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе Орловской области зачесть указанный период назначить Игнатовой Л.Н. досрочно трудовую пенсию по старости.

Выплату пенсии Игнатовой Л.Н. производить с момента обращения за назначением пенсии, после вступления решения в законную силу».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Старцевой С.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Игнатова Л.Н. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в Свердловском районе Орловской области о досрочном назначении пенсии по старости, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование требований указала, что в связи с осуществлением трудовой деятельности в период с 28 октября 1997 года по 19 августа 2001 года постоянно проживала в с. <...>, которое относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом, 11.04.2011 года она обратилась УПФ РФ с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года, в чем ей было отказано со ссылкой на то, что факт ее проживания в данном населенном пункте в указанный период времени не подтвержден.

Считая данный отказ незаконным, просила суд признать ее постоянно проживающей в с. <...> в период с 28 октября 1997 года по 19 августа 2001 года, обязать ответчика зачесть указанный период постоянного проживания и назначить ей пенсию по старости уменьшением возраста выхода на пенсию в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области просит об отмене решения, как незаконного и необоснованного, ссылаясь на то, что истица не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку факт её проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 28 октября 1997 года по 19 августа 2001 года не подтвержден регистрацией.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в строгом соответствии с действующим законодательством.

Согласно ст. 34 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.91г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В соответствии со ст.1 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» в ред. Федеральных законов от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Статья 2 названного Закона признает местом жительства - жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 указанного Закона, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В соответствии с Перечнями населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.91 г. и Постановлением правительства РФ № 1582 от 18.12.97 г., территория населенного пункта - с. Тросна Орловской области относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Из материалов дела следует, что в период с 20 августа 2001 года по 19 ноября 2003 года истица работала <...> в <...> районном суде <...> области и в связи с осуществлением трудовой деятельности в указанный период времени постоянно проживала в с. <...>, а в период с 01 июня 2009 года по настоящее время – проживает в д. <...>, относящихся в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Указанные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки истицы (л.д.10-11), а также показаниями свидетелей ФИО8 ФИО9., пояснивших, что в период работы истицей <...> она постоянно проживала по договорам коммерческого найма в с. <...> по месту работы ввиду значительной удаленности этого населенного пункта от г. <...>, в котором истица имела жилье (л.д. 29-31).

Из материалов дела также следует, что 11.04.2011 г. Игнатова Л.Н., <...>., обратилась в Управление Пенсионного фонда в Свердловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости по основанию, предусмотренному ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в чем ей было отказано в связи с неподтверждением регистрацией факта проживания в с. <...> в указанный период времени.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в вышеприведенные периоды времени истица на протяжении 8 лет проживала и работала в населенных пунктах, относящихся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд правильно пришел к выводу о наличии у Игнатовой Л.Н. права на досрочное назначение пенсии по старости по основанию, предусмотренному ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", обязав ответчика назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости.

Довод кассационной жалобы о том, что факт проживания может быть подтвержден исключительно регистрацией по месту жительства, является несостоятельным, т.к. основан на неправильном толковании норм материального права, поэтому не может повлечь отмену решения суда.

Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с п.п. 1,2 ст. 19 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда указанием о признании за истицей права на досрочную пенсию по старости и возложении на ответчика обязанности назначить ей таковую с момента возникновения у нее такого права, т.е. с 10 мая 2011 года (по истечении 8 лет проживания в зон с льготным социально-экономическим статусом), и исключить указание об обязании ответчика производить выплату пенсии истице с момента обращения за назначением таковой, т.е. с 11 апреля 2011 года, так как на указанную дату такое право у истице еще не возникло ввиду отсутствия необходимого периода проживания и работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Свердловского районного суда Орловской области от 11 мая 2011 года оставить без изменения, уточнив его резолютивную часть указанием о признании за Игнатовой Л. Н. права на досрочную трудовую пенсию по старости и о возложении на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе Орловской области обязанности назначить ей пенсию с 10 мая 2011 года, а также исключить указание об обязании ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области производить выплату пенсии Игнатовой Л.Н. с момента обращения за ее назначением.

Кассационную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе Орловской области об отмене решения суда – без удовлетворения

Председательствующий: судья

Судьи:

1версия для печати

33-888/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Коновалов Михаил Юрьевич
Другие
СПИ Гришунова Е.А.
Суд
Орловский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
11.05.2011Судебное заседание
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее