Дело № 2-3578/2019 УИД 76RS0014-01-2019-003007-27
Заочное РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2019 года г. Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,
при секретаре Кохановой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Филиппову Дмитрию Владимировичу, Курману Дмитрию Борисовичу о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,
установил:
Здание по адресу г. Кострома ул. Лесная д.23 (г. Кострома ул. Нижняя Дебря,58) является объектом культурного наследия регионального значения «Усадьба Тютина, XIX в.: Лавка торговая, сер. XIX в.» (далее Объект). Объект принят на государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «ОБ объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры». Объект находится в общей долевой собственности Филиппова Д.В. (доля в праве ?) и Курмана Д.Б. (доля в праве ?) с 09.01.2018. Приказом Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 10.04.2018 № 31 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца Объекта. Неотъемлемой частью охранного обязательства является Акт технического состояния объекта культурного наследия от 05.04.2018 № 78-04/00, содержащий План работ по сохранению объекта и его территории. Охранное обязательство направлено в адрес Филиппова Д.В. (исх. от 23.04.2018 № 01-23/915) заказным письмом с уведомлением о вручении, получено адресатом 30.05.2018. Охранное обязательство направлено в адрес Курмана Д.Б. (исх. от 23.04.2018 № 01-23/917) заказным письмом с уведомлением о вручении, возвращено адресату в связи с истечением срока хранения. Возражений относительно условий охранного обязательства и акта технического состояния Объекта от Филиппова Д.В. в Инспекцию не поступало. Согласно п.п.3 п. 25 раздела 6 Охранного обязательства в случае отсутствия возражений акт считается действующим в предложенной редакции. В соответствии с планом работ необходимо: в срок до 15.06.2018 демонтировать пристройку из металлических конструкций, соединенную с Объектом одноэтажным переходом (расположена по линии застройки ул. Лесная, а также навесы, выполненные на металлических опорах, со стороны северо-западного и юго-восточного фасада Объекта (участие соразмерно занимаемой доле); в срок до 28.09.2018 разработать и согласовать в установленном законодательством порядке проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (участие соразмерно занимаемой доле). В результате осмотра Объекта 28.01.2019 года Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области установлено, что со стороны северо-западного и юго-восточного фасадов размещены навесы с остеклением, выполненные на металлических опорах, разрешение на научно-исследовательские работы по указанному Объекту не выдавалось, проектная документация на выполнение работ по сохранению Объекта в Инспекцию не предоставлялась и не согласовывалась. По результатам проведенных мероприятий по контролю за состоянием указанного объекта культурного наследия Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области в адрес Филиппова Д.В., Курмана Д.Б. неоднократно выдавались предписания о демонтаже навесов, выполненных на металлических опорах со стороны северо-западного и юго-восточного фасада Объекта-«Усадьба Тютина, X1X в.: Лавка торговая, сер. X1X в.», расположенного по адресу г. Кострома ул. Лесная д.23 (соразмерно занимаемой доле), о разработке и согласовании проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (участие соразмерно занимаемой доле), о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, сдаче работ по акту приемки выполненных работ. До настоящего времени требования предписаний ответчиками не исполнены. Постановлениями судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 03.04.2019 года, от 29.03.2019 года Филиппов Д.В. был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ. Постановлениями судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 26.04.2019 года, от 17.04.2019 года Курман Д.Б. был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ. В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объекта культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Частью 2 статьи 47.3 данного Закона предусмотрено, что собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия. В силу статьи 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В силу пункта 1 статьи 11 Закона № 73-ФЗ под государственным надзором в области охраны объектов культурного наследия (далее - государственный надзор) понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных действующим законодательством в области охраны объектов культурного наследия. Согласно подпунктам 3, 4, 6 пункта 6 статьи 11 Закона 73-ФЗ, должностные лица Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области в рамках реализации государственного надзора имеют право привлекать к административной ответственности и принимать меры по предотвращению правонарушений; выдавать предписания; предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре. При этом указанные способы устранения нарушения требований сохранения и использования объектов культурного наследия могут применяться в альтернативном порядке.
Истец просит обязать Филиппова Д.В., Курмана Д.Б. исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно: демонтировать навесы, выполненные на металлических опорах, со стороны северо-западного и юго-восточного фасада объекта культурного наследия регионального значения: «Усадьба Тютина, XIX в.: Лавка торговая, сер. XIX в.», расположенного по адресу: г. Кострома ул. Лесная,23 ( г. Кострома ул. Нижняя Дебря,58), ( участие соразмерно занимаемой доли) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения: «Усадьба Тютина, XIX в.: Лавка торговая, сер. XIX в.», расположенного по адресу: г. Кострома ул. Лесная,23 ( г. Кострома ул. Нижняя Дебря,58), ( участие соразмерно занимаемой доли) в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения: «Усадьба Тютина, XIX в.: Лавка торговая, сер. XIX в.», расположенного по адресу: г. Кострома ул. Лесная, 23 ( г. Кострома ул. Нижняя Дебря,58), ( участие соразмерно занимаемой доли) в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, установить информационную надпись на объект культурного наследия регионального значения: «Усадьба Тютина, XIX в.: Лавка торговая, сер. XIX в.», расположенного по адресу: г. Кострома ул. Лесная, 23 ( г. Кострома ул. Нижняя Дебря,58) в соответствии с согласованным инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектом ( макетом) ( участие соразмерно занимаемой доли) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Коновалов А.С. исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчики в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в их отсутствие в заочном порядке.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Материалами дела установлено, что Здание по адресу г. Кострома ул. Лесная д.23 (г. Кострома ул. Нижняя Дебря,58) является объектом культурного наследия регионального значения «Усадьба Тютина, XIX в.: Лавка торговая, сер. XIX в.» (далее Объект). Объект принят на государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «ОБ объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры». Объект находится в общей долевой собственности Филиппова Д.В. (доля в праве ?) и Курмана Д.Б. (доля в праве ?) с 09.01.2018.
Приказом Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 10.04.2018 № 31 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца Объекта. Неотъемлемой частью охранного обязательства является Акт технического состояния объекта культурного наследия от 05.04.2018 № 78-04/00, содержащий План работ по сохранению объекта и его территории. Охранное обязательство направлено в адрес Филиппова Д.В. (исх. от 23.04.2018 № 01-23/915) заказным письмом с уведомлением о вручении, получено адресатом 30.05.2018. Охранное обязательство направлено в адрес Курмана Д.Б. (исх. от 23.04.2018 № 01-23/917) заказным письмом с уведомлением о вручении, возвращено адресату в связи с истечением срока хранения. Возражений относительно условий охранного обязательства и акта технического состояния Объекта от Филиппова Д.В., Курмана Д.Б. в Инспекцию не поступало. Согласно п.п.3 п. 25 раздела 6 Охранного обязательства в случае отсутствия возражений акт считается действующим в предложенной редакции. В соответствии с планом работ необходимо: в срок до 15.06.2018 демонтировать пристройку из металлических конструкций, соединенную с Объектом одноэтажным переходом (расположена по линии застройки ул. Лесная, а также навесы, выполненные на металлических опорах, со стороны северо-западного и юго-восточного фасада Объекта (участие соразмерно занимаемой доле); в срок до 28.09.2018 разработать и согласовать в установленном законодательством порядке проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (участие соразмерно занимаемой доле).
В результате осмотра Объекта 28.01.2019 года Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области установлено, что со стороны северо-западного и юго-восточного фасадов размещены навесы с остеклением, выполненные на металлических опорах, разрешение на научно-исследовательские работы по указанному Объекту не выдавалось, проектная документация на выполнение работ по сохранению Объекта в Инспекцию не предоставлялась и не согласовывалась. По результатам проведенных мероприятий по контролю за состоянием указанного объекта культурного наследия Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области в адрес Филиппова Д.В., Курмана Д.Б. неоднократно выдавались предписания о демонтаже навесов, выполненных на металлических опорах со стороны северо-западного и юго-восточного фасада Объекта-«Усадьба Тютина, X1X в.: Лавка торговая, сер. X1X в.», расположенного по адресу г. Кострома ул. Лесная д.23 (соразмерно занимаемой доле), о разработке и согласовании проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (участие соразмерно занимаемой доле), о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, сдаче работ по акту приемки выполненных работ. До настоящего времени требования предписаний ответчиками не исполнены.
В силу п.3 ч.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия являются особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных указанным законом.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера ( в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к предмету его охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинять вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных воздействий.
Согласно ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. При этом состав ( перечень) видов работ по сохранению Объекта и сроки ( периодичность) проведения таких работ определяются уполномоченным оранном охраны объектов культурного наследия на основании составленного им акта технического состояния Объекта с учетом вида данного Объекта, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования Объекта.
В силу ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Согласно п.1 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные п.п. 1-3 ст. 47.3 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности. При этом собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями ( обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
В силу ч.1 ст.40 Федерального закона № 40-ФЗ сохранение объекта культурного наследия- меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
На основании ч.1 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных государственным органом охраны объекта культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной государственным органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно п.п.1,2,3 п.1 ст.47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник или иной законный владелец обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия, не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.
В силу пункта 1 статьи 11 Закона № 73-ФЗ под государственным надзором в области охраны объектов культурного наследия (далее - государственный надзор) понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных действующим законодательством в области охраны объектов культурного наследия. Согласно подпунктам 3, 4, 6 пункта 6 статьи 11 Закона 73-ФЗ, должностные лица Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области в рамках реализации государственного надзора имеют право привлекать к административной ответственности и принимать меры по предотвращению правонарушений; выдавать предписания; предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре. При этом указанные способы устранения нарушения требований сохранения и использования объектов культурного наследия могут применяться в альтернативном порядке.
Поскольку, несмотря на получение предписаний об устранении нарушений в содержании объекта культурного наследия, несмотря на привлечение к административной ответственности за неисполнение требований предписаний, за допущенные нарушения в области сохранения объектов культурного наследия, ответчиками не предприняты меры, направленные на исполнение охранного обязательства, на исполнение обязательств в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия, исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно абзацам 5 - 8 п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или безвозмездного пользования нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц. Так как предмет данного обязательства - объект культурного наследия - неделим, то в случае наличия нескольких сособственников (совладельцев) их обязанность по выполнению требований охранного обязательства является солидарной. Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в солидарном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Филиппову Дмитрию Владимировичу, Курману Дмитрию Борисовичу о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия удовлетворить.
Обязать Филиппова Дмитрия Владимировича, Курмана Дмитрия Борисовича солидарно исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно: демонтировать навесы, выполненные на металлических опорах, со стороны северо-западного и юго-восточного фасада объекта культурного наследия регионального значения: «Усадьба Тютина, XIX в.: Лавка торговая, сер. XIX в.», расположенного по адресу: г. Кострома ул. Лесная,23 ( г. Кострома ул. Нижняя Дебря,58), в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения: «Усадьба Тютина, XIX в.: Лавка торговая, сер. XIX в.», расположенного по адресу: г. Кострома ул. Лесная,23 ( г. Кострома ул. Нижняя Дебря,58), в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения: «Усадьба Тютина, XIX в.: Лавка торговая, сер. XIX в.», расположенного по адресу: г. Кострома ул. Лесная, 23 ( г. Кострома ул. Нижняя Дебря,58), в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, установить информационную надпись на объект культурного наследия регионального значения: «Усадьба Тютина, XIX в.: Лавка торговая, сер. XIX в.», расположенного по адресу: г. Кострома ул. Лесная, 23 ( г. Кострома ул. Нижняя Дебря,58) в соответствии с согласованным инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектом ( макетом) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Филиппова Дмитрия Владимировича госпошлину в бюджет муниципального образования г. Ярославль в размере 300 руб.
Взыскать с Курмана Дмитрия Борисовича госпошлину в бюджет муниципального образования г. Ярославль в размере 300 руб.
Ответчиком может быть подано заявление об отмене настоящего заочного решения в Кировский районный суд города Ярославля в течение 7 дней с момента его получения.
По истечении указанного срока в течение одного месяца решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья |
В.В.Барышева |