ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2019 года г. Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Касимовой А.Н., при секретаре судебного заседания Петровой А.В., с участием прокурора Лаврухиной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2118/2019 по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Усолье – Сибирское к Голубовой Антонине Михайловне, Мелентьевой Вере Степановне о признании утратившими право пользования жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Усолье-Сибирское Поцелуйко Е.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Голубовой Антонине Михайловне, Мелентьевой Вере Степановне о признании утратившими право пользования жилым помещением. В обоснование требований указала, что квартира в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью, включена в реестр объектов муниципального имущества на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1, решения Малого Совета Усолье-Сибирского городского Совета народных депутатов от 30.07.1992 № 24, акта приёма-передачи жилого фонда от МУП ГПТЖХ в комитет по управлению имуществом от 01.07.2000 за реестровым номером (данные изъяты). На основании ордера от 09.12.2002 серия (данные изъяты), выданного Администрацией г. Усолье-Сибирское, жилое помещение предоставлено Голубовой А.М. Согласно поквартирной карточке от 13.05.2019 на регистрационном учёте по вышеуказанному адресу наниматель Голубова А.М. зарегистрирована с 25.04.2003. В жилое помещение была вселена дочь нанимателя Мелентьева В.С., которая с 09.11.2006 по настоящее время состоит на регистрационном учёте. Ответчики добровольно из занимаемого жилого помещения выехали на другое постоянное место жительства, место их нахождения не известно. Попыток вселения в жилое помещение не предпринимали, обязанностей, предусмотренных для нанимателя частью 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, не исполняли, бремя содержания жилого помещения не несли. В целях сохранения жилого помещения, администрация города 09.11.2011, 26.06.2012 заключала договоры найма с Ф.И.О2. В настоящее время жилое помещение пустует, ключи находятся у истца. Жилое помещение было признано аварийным, в связи с чем, Голубовой А.М. предоставлена взамен однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Во вновь предоставленное жилое помещение ответчики до настоящего времени не вселились, попыток вселения не предпринимали. Данное жилое помещение было временно предоставлено Ф.И.О3, в качестве члена семьи нанимателя вселена её дочь – Ф.И.О4 (договоры найма от 15.07.2015 (данные изъяты), от 22.06.2016 (данные изъяты), от 03.07.2017). Срок действия последнего договора найма истёк 02.07.2018, однако, до настоящего времени Ф.И.О3, Ф.И.О4 ключи от жилого помещения не передали. 17.06.2019 при обследовании данного жилого помещения было установлено, что Ф.И.О3, Ф.И.О4 продолжают в нём проживать.
Просит признать ответчиков Голубову А.М., Мелентьеву В.С. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
Представитель истца Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Усолье-Сибирское Поцелуйко Е.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты), выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ без права передоверия другим лицам, в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила суду заявление, в котором просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя истца, на исковых требованиях настаивала в полном объёме, суду доверяет, отводов не имеет (л.д. 55).
Ответчики Голубова А.М., Мелентьева В.С. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства извещались надлежащим образом по адресу, указанному в исковом заявлении, согласно отчёту об отслеживании отправления с почтовым идентификатором почтовый конверт выслан обратно в суд 16.08.2019 в связи с неудачной попыткой вручения (л.д. 56).
Заслушав заключение помощника прокурора Лаврухиной Л.Н., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, в связи с выбытием ответчиков из указанного в исковом заявлении адреса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
С 01 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии со статьёй 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
На основании статьи 5 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
К рассматриваемым правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации, применяются нормы Жилищного кодекса РСФСР и ЖК РФ.
Согласно статьям 50-53 Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение.
Статьей 61 Жилищного кодекса РСФСР предусмотрено, что признание лица утратившим право пользования жилым помещением вследствие отсутствия этого лица сверх установленных сроков производится в судебном порядке.
В соответствии со статьёй 89 Жилищного кодекса РСФСР в случае выезда нанимателя и членов его семьи на постоянное жительство в другое место договор найма считается расторгнутым со дня выезда.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители.
В силу части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В Определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 598-О-О указано, что согласно части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда. Данная норма, устанавливающая общие правила расторжения договора найма жилого помещения при его освобождении нанимателем и членами его семьи, основана на свободе договорных отношений, предполагающей, в том числе односторонний отказ от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон. Это право реализуется нанимателем и членами его семьи по их одностороннему волеизъявлению, а потому не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав и свобод.
Как следует из разъяснения, данного в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения (пункт 32).
Судом установлено, что согласно выписке из реестра муниципального имущества г. Усолье-Сибирское от ДД.ММ.ГГГГ квартира (данные изъяты) в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности (л.д. 12).
Из корешка ордера от 09.12.2002 (данные изъяты) следует, что Голубовой Антонине Михайловне предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 14).
Поквартирной карточкой от 13.05.2019 подтверждается, что в спорном жилом помещении зарегистрированы: с 25.04.2003 наниматель Голубова А.М., с 09.11.2006 член семьи нанимателя Мелентьева В.С. (дочь) (л.д. 13).
Согласно исковому заявлению ответчики длительное время в спорном жилом помещении не проживают, попыток вселения не предпринимали, расходы по оплате коммунальных платежей не несут, что подтверждается выпиской из лицевого счёта (данные изъяты), предоставленной ООО «<данные изъяты>» по состоянию на 17.05.2019 (л.д. 15).
В целях сохранения жилого помещения, администрация города 09.11.2011, 26.06.2012 заключала договоры найма с Ф.И.О2 (л.д. 16-17, 18-19). В настоящее время жилое помещение пустует, ключи находятся у истца.
На основании постановления от 26.12.2014 (данные изъяты) Администрации муниципального образования «город Усолье-Сибирское» «О заселении жилых помещений в домах, расположенных по адресам: <адрес>» в связи с признанием жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, Голубовой А.М. была предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, на состав семьи 2 человека (л.д. 28-35).
Согласно выписке из реестра муниципального имущества г. Усолье-Сибирское от ДД.ММ.ГГГГ квартира (данные изъяты) в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности (л.д. 20).
Во вновь предоставленное жилое помещение ответчики до настоящего времени не вселились, попыток вселения не предпринимали, расходы по оплате коммунальных платежей также не несут, что подтверждается выпиской из лицевого счёта (данные изъяты), предоставленной ООО «<данные изъяты>» по состоянию на 17.05.2019 (л.д. 21).
Поэтому данное жилое помещение было временно предоставлено Ф.И.О3, в качестве члена семьи нанимателя вселена её дочь – Ф.И.О4 (договоры найма от 15.07.2015 (данные изъяты), от 22.06.2016 (данные изъяты), от 03.07.2017) (л.д. 22-23, 24-25, 26-27), что также подтверждается поквартирной карточкой от 20.06.2019 (оборот л.д. 20). Срок действия последнего договора найма истёк 02.07.2018, однако, до настоящего времени Ф.И.О3, Ф.И.О4 ключи от жилого помещения не передали. 17.06.2019 при обследовании данного жилого помещения было установлено, что Ф.И.О3, Ф.И.О4 продолжают в нём проживать (оборот л.д. 21).
Какие-либо иные объекты недвижимого имущества, имеющиеся у Голубовой А.М., Мелентьевой В.С., согласно ответам филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области от 09.08.2019, отсутствуют.
Принимая во внимание, что ответчики на протяжении длительного времени в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, не проживают, обязанностей нанимателя в части оплаты коммунальных услуг не исполняют, расходов за содержание жилого помещения не несут, их личные вещи в квартире отсутствуют, суд приходит к выводу, что ответчики отказались в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, утратили право пользования спорным жилым помещением.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Усолье – Сибирское к Голубовой Антонине Михайловне, Мелентьевой Вере Степановне о признании утратившими право пользования жилым помещением - удовлетворить.
Признать Голубову Антонину Михайловну, Мелентьеву Веру Степановну утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу – <адрес>.
Ответчик вправе подать в Усольский городской суд Иркутской области заявление об отмене заочного решения суда в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усольский городской суд Иркутской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.Н. Касимова