РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 25 апреля 2013г.
Кировский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Гутровой Н.В.,
с участием помощника прокурора С.Г.Ю.,
при секретаре Лобачевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2091/13 по иску прокурора <данные изъяты> в интересах Российской Федерации к М.Р.С., С.Ж.Х., отделу УФМС России по Самарской области в <данные изъяты> о признании постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания недействительной, снятии с учета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с указанным иском к ответчикам, указав, что в марте 2013г. М.Р.Е. осуществил постановку иностранных граждан на миграционный учет, по месту своей регистрации: <адрес>. Указанные действия привели к тому, что по вышеуказанному адресу в настоящее время поставлены на учет по месту пребывания более 40 граждан иностранных государств, в том числе, гражданин <данные изъяты> С.Ж.Х. Фактически же С.Ж.Х. по адресу: <адрес>, не проживает, встал на миграционный учет по данному адресу, заведомо зная, что не будет находится в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания. Данный адрес является последним известным на территории РФ местом жительства С.Ж.Х. Органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снимать иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также вносить необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данных о миграционном учете по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования процессов и направлен на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции. В целях выработки реализации государственной политики в сфере миграции органам государственной власти необходимо получать реальные данные о въезжающих, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, временно пребывающих иностранных граждан и лиц без гражданства. Необходимость сбора такой информации обусловлена необходимостью обеспечения национальной безопасности страны.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просит признать постановку иностранного гражданина С.Ж.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>,на учет по месту пребывания: <адрес>, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недействительной и обязать отдел УФМС России по Самарской области в <данные изъяты> снять его с учета по указанному месту пребывания.
В судебном заседании помощник прокурора С.Г.Ю. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Ответчик - Отдел УФМС России по Самарской области в <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Ответчики М.Р.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Ответчик С.Ж.Х. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, по последнему известному суду месту жительства в соответствии со 119 ГПК РФ.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Судом установлено, что в ходе проведения проверки соблюдения миграционного законодательства прокуратурой <данные изъяты> установлен факт массовой постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания без их фактического проживания там.
М.Р.С. в марте 2013 года осуществил постановку иностранных граждан, более 40 человек, на миграционный учет по месту своей регистрации: <адрес>, в том числе и гражданина С.Ж.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>.
Фактически С.Ж.Х. по адресу: <адрес>, не проживает, встал на миграционный учет по данному адресу, заведомо зная, что не будет находится в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания.
Из протокола опроса от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что М.Р.С. постоянно проживает по адресу: <адрес>, вместе со своими родителями, больше в доме никто не проживает. В мае текущего года к нему обратился знакомый М, фамилию его не знает, вместе работали на стройке, с просьбой поставить на миграционный учет иностранных граждан по адресу: <адрес>, сколько именно граждан было им поставлено на учет, он не помнит, денежного вознаграждения за постановку он не получал, М подарил ему коньяк. Лично иностранных граждан не видел, с ними не знаком, иностранные граждане по указанному адресу не проживают, между ним и иностранными гражданами никогда не было договоренности о том, что они фактически будут проживать по адресу: <адрес>, об их месте жительства ему ничего не известно.
Согласно ст. 29.1 Федерального закона РФ №115-ФЗ от 25.07.02 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с ФЗ №109-ФЗ от 18.07.06 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 2 ст. 7 ФЗ №109-ФЗ от 18.07.06, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
В силу п.6 ч.1 ст. 2 указанного ФЗ учетом иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания является фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим ФЗ органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания. Местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ является жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим ФЗ (п.4 ч.1 названной статьи).
В соответствии со ст. 21 данного ФЗ основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета при получении от принимающей стороны (гражданина или юридического лица) уведомления о прибытии иностранного гражданина по адресу, где иностранный гражданин или лицо без гражданства находятся.
К стороне, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, в соответствии с п.7 ч.1 ст. 2 ФЗ №109-ФЗ, относятся находящиеся в РФ физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что С.Ж.Х. встал на миграционный учет по указанному адресу, заведомо зная, что не будет находиться в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ его местом пребывания. Сведения о постановке на учет указанного лица по новому месту пребывания в органы миграционного учета не поступали.
В действиях отдела УФМС России по Самарской области в <данные изъяты> суд не усматривает нарушения законодательства о миграционном учете иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ, поскольку должностное лицо, принимающее уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проверяет правильность заполнения уведомления, сверяет сведения, указанные в уведомлении о прибытии, с представленными документами, и незамедлительно проставляет отметку о постановке на учет. Знать о намерениях иностранного гражданина проживать или не проживать по заявленному адресу, должностное лицо, принимающее уведомление, не может.
Статья 23 ФЗ РФ № 109-ФЗ от 18.07.2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с учета по месту пребывания.
Порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания и снятия с него регламентируется Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В связи с чем, при отсутствии сведений, указанных в п. 23 ФЗ РФ № 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> о признании постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания недействительной, снятии иностранного гражданина с регистрационного учета подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительной постановку на учет по месту пребывания: <адрес>, иностранного гражданина С.Ж.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>.
Обязать отдел УФМС России по Самарской области в <адрес> снять с учета по месту пребывания: <адрес>, С.Ж.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца через Кировский районный суд г. Самара.
Председательствующий Н.В.Гутрова
Мотивированное решение изготовлено 29.04.2013 года.