Дело № 2-581/2012
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации05 марта 2012 года г.Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Ждановой К.В., с участием пом. прокурора Форсюк Р.А., с участием представителей ответчиков Радостевой М.В., Пуниной Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пермского района Пермского края к администрации Пермского муниципального района, Управлению образования Пермского муниципального района, Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению Сылвенский детский сад общеразвивающего вида № 2 о возложении обязанности обеспечить денежными средствами для устранения нарушения противопожарного и санитарного законодательства, на выделенные денежные средства устранить нарушения и направить заявление на лицензирование,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пермского района Пермского края обратился в суд с иском к администрации Пермского муниципального района, Управлению образования Пермского муниципального района, Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению Сылвенский детский сад общеразвивающего вида № 2 о возложении обязанности обеспечить денежными средствами для устранения нарушения противопожарного и санитарного законодательства, на выделенные денежные средства устранить нарушения и направить заявление на лицензирование.
В обоснование заявленных требований указано, что в прокуратуру Пермского района поступила информация из государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края по факту нарушения законодательства РФ о лицензировании образовательной деятельности образовательными учреждениями, расположенными на территории района. В ходе осуществления надзорных мероприятий установлено, что МДОУ «Сылвенский детский сад общеразвивающего вида № 2» осуществляет образовательную деятельность без соответствующего лицензирования, так как срок выданной ранее лицензии истек 05.09.2011 года. Согласно представленных документов и объяснений заведующей ДОУ установлено, что в июне 2010 года 18 ОГПН в детском саду проведена проверка исполнения законодательства пожарной безопасности, в ходе которой выявлено 17 нарушений законодательства, в связи с чем 23.06.2010 года выдано предписание № 109/1/109 с установлением срока устранения нарушений 20.06.2011 года. Финансирование со стороны учредителя производилось, но не в полном объеме, в основном нарушения устранялись собственными силами. В настоящее время предписание Госпожнадзора в полном объеме не выполнено, не исполненными остались четыре пункта (7, 10, 16, 17), которые требуют больших материальных затрат. Таким образом, данным учреждением нарушаются требования п. 5 типового положения «О дошкольном образовательном учреждении», ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 33.1 ФЗ «Об образовании», п. 40 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 1 постановления Правительства РФ от 16.03.2011 года № 174 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности». Просит обязать администрацию Пермского муниципального района и Управление образования администрации Пермского муниципального района обеспечить МДОУ Сылвенский детский сад общеразвивающего вида № 2 денежными средствами на исполнение пунктов 7, 10, 16, 17, указанных в предписании 18 ОГПН по Пермскому району № 109/1/109 от 23.06.2010 года. Обязать МДОУ Сылвенский детский сад общеразвивающего вида № 2 на выделенные денежные средства устранить допущенные нарушения противопожарного законодательства на территории детского сада согласно предписания № 109/1/109 от 23.06.2010 года, выданного 18 ОГПН по Пермскому району пункты 7, 10, 16, 17. Обязать МДОУ Сылвенский детский сад общеразвивающего вида № 2 в срок до 01.05.2012 года направить в Территориальный орган Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования Пермского края заявление на лицензирование образовательной деятельности МДОУ.
В судебном заседании помощник прокурора на иске настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района – Радостева М.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Представитель ответчика Управления образования администрации Пермского муниципального района – Пунина Я.О. в судебном заседании пояснила, что денежные средства выделяются постепенно, недостатки устраняются.
Ответчик – МДОУ Сылвенский детский сад общеразвивающего вида № 2 о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, представителя в суд не направил, возражений по иску не представил.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст. 4 Устава МО «Пермский муниципальный район»к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения закреплены в ст. 31 ФЗ от 10.07.1992 «Об образовании» (в ред. от 02.02.2011 года).
В п. 3 ч. 1 ст. 17 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.
Пункт 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденныйПриказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313,устанавливает, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В соответствии со статьей 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Из Устава МДОУ Сылвенский детский сад общеобразовательного вида № 2 следует, что детский сад является юридическим лицом, учредителем которого является МО «Пермский муниципальный район», деятельность учреждения финансируется в соответствии с действующим законодательством (л.д. 7-18).
Судом установлено, что 23.06.2010 года проведено мероприятие по надзору инспектором 18 отдела ГПН по Пермскому району ФИО8 МДОУ Сылвенский детский сад общеобразовательного вида № 2, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Сылвенское сельское поселение, п.Сылва, Заводской переулок, д.16/1 совместно с заведующей ФИО9 по вопросам исполнения требований пожарной безопасности, в ходе которой было выявлено 17 нарушений законодательства, в связи с чем выдано предписание № 109/1/109 со сроком устранения нарушений 20.06.2011 года (л.д. 21-22).
Кроме того, лицензия на право осуществления образовательной деятельности выданная 04.09.2006 года МДОУ Сылвенский детский сад общеобразовательного вида № 2 закончила свое действие 05.09.2011 года (л.д. 20).
Из объяснительной директора МДОУ Сылвенский детский сад общеобразовательного вида № 2 от 02.02.2012 года следует, что в настоящее время лицензия на образовательную деятельность не получена, в виду того, что имеются нарушения требований по пожарной безопасности. Учитывая сложившуюся ситуацию, были приняты меры за счет средств ДОУ частично устранены нарушения, указанные в предписании. Денежные средства выделены не были в связи с чем исполнить предписание в срок не представилось возможным (л.д. 23).
Суд, учитывая изложенное и принимая во внимание, что администрация Пермского муниципального района, являясь учредителем МДОУ Сылвенский детский сад общеобразовательного вида № 2, на которого п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст. 4 Устава МО «Пермский муниципальный район» возложено финансовое обеспечение учреждения, допускает нарушения требований действующего законодательства в части исполнения требований пожарной безопасности, не финансируя в полном объеме МДОУ Сылвенский детский сад общеобразовательного вида № 2. В результате отсутствия надлежащего финансирования со стороны органа местного самоуправления муниципального района, МДОУ Сылвенский детский сад общеобразовательного вида № 2, не исполняя предписания контролирующих государственных органов, не может создать условия, гарантирующие охрану здоровья детей.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика администрации Пермского муниципального района о том, что они являются ненадлежащими ответчиками, поскольку в силу Устава учредителем МДОУ Сылвенский детский сад общеобразовательного вида № 2 является муниципальное образование «Пермский муниципальный район». Полномочия и функции учредителя от имени муниципального образования «Пермский муниципальный район» осуществляет управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» (пункт 1.6 Устава). Органом местного самоуправления является администрация Пермского муниципального района.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на ответчиков необходимо возложить обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности и санитарного законодательства, а именно возложить на администрацию Пермского муниципального района, Управление образования администрации Пермского муниципального района обязанность обеспечить МДОУ Сылвенский детский сад общеобразовательного вида № 2 денежными средствами на устранение нарушений пожарного законодательства, указанных в предписаниях 18 ОГПН Пермского муниципального района № 109/1/109 от 23.06.2010 года. На МДОУ Сылвенский детский сад общеобразовательного вида № 2 возложить обязанность на выделенные денежные средства устранить допущенные нарушения правил пожарной безопасности и санитарного законодательства на территории МДОУ, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Сылвенское сельское поселение, п.Сылва, Заводской переулок, д.16/1, согласно предписаний.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:Иск Прокурора Пермского района Пермского края удовлетворить.
Возложить на Администрацию Пермского муниципального района, Управление образования Администрации Пермского муниципального района «Пермский муниципальный район» обязанность обеспечить муниципальное дошкольное образовательное учреждение Сылвенский детский сад общеразвивающего вида № 2 денежными средствами на исполнение пункта 7, пункта 10, пункт 16, пункта 17 предписания 18 ОГПН Пермского муниципального района № 109/1/109 от 23.06.2010 года.
Возложить на Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Сылвенский детский сад общеразвивающего вида № 2 обязанность на выделенные денежные средства устранить допущенные нарушения противопожарного законодательства на территории детского сада согласно предписанию № 109/1/109 от 23.06.2010 года, выданного 18 ОГПН Пермского муниципального района (пункт 7, пункт 10, пункт 16, пункт 17).
Возложить на Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Сылвенский детский сад общеразвивающего вида № 2 обязанность в срок до 01.05.2012 года направить в территориальный орган Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования Пермского края заявление на лицензирование образовательной деятельности МДОУ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Судья О.В.Безматерных