Дело №2-921/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Березовский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Гонтаревой Н.А.,
при секретаре Волковой Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Березовском Кемеровской области 05 декабря 2018 года
гражданское дело по иску Емельяненкова <данные изъяты> к Комитету по управлению муниципальным имуществом Берёзовского городского округа Кемеровской области об обязании выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию,
УСТАНОВИЛ:
Емельяненков А.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Берёзовского городского округа Кемеровской области (далее КУМИ Берёзовского городского округа) выдать ему разрешение на ввод в эксплуатацию нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Требования обоснованы, тем, что решением Березовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу 2-796/2015 в удовлетворении требований прокурора о запрете Емельяненкову А.В. и любым иным лицам эксплуатации нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, было отказано.
Апелляционным определением Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение было отменено, принято по делу новое решение запретить Емельяненкову А.В. и любым иным лицам эксплуатацию нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> в, до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Требованием судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по <адрес> ему было предложено предоставить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>.
Решением Березовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № года за ним было признано право собственности на нежилое здание - здание швейного цеха, застроенной площадью 301,2 кв.м, общей площадью 513,1 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, на земельном участке общей площадью 737 кв.м
Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимость ДД.ММ.ГГГГ 7 года, запись регистрации 42:22:0101006:201-42/001/2017-1.
Указанное решение было предъявлено им в МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по <адрес> для прекращения исполнительного производства, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство было прекращено.
ДД.ММ.ГГГГ в МОСП и ОВИП поступил протест прокурора г. Кемерово О.С. Заратовского на постановлении об окончании исполнительного производства.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство было вновь возбуждено, был назначен новый срок для исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССТ1 России по <адрес> была запрещена эксплуатация нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>.
Он обратился в Березовский городской суд Кемеровской области с заявлением о прекращении исполнительного производства.
Определением Березовского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № (M-I3-257/2018) ему было отказано в прекращении исполнительного производства.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в КУМИ Березовского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, приложив необходимый пакет документов.
Однако ответом председателя КУМИ Березовского городского округа ему было разъяснено, что КУМИ Березовского городского округа не имеет возможности (ввиду отсутствия в силу закона полномочий) выдать ему разрешение на ввод или отказать в выдаче разрешения на ввод вышеуказанного объекта в эксплуатацию в порядке и по форме, установленным административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», утвержденным постановлением администрации Березовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку им соблюдены все процедуры, связанные с его строительством, вводом в эксплуатацию и государственной регистрации созданного объекта. Поскольку он является собственником нежилого здания, а не застройщиком, у него отсутствует необходимость обращения за разрешением для ввода объекта в эксплуатацию.
Считает указанную позицию КУМИ Березовского городского округа не законной, поскольку решение Березовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу 2-796/2015 в ином порядке исполнить он не имеет возможности, более того указанная позиция в отсутствии возможности выдать разрешение на ввод или отказать в выдаче разрешения является не основанном на законе.
После ликвидации ООО «Лидер», с ним, Емельяненковым А.В., был заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с ним заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, нежилое помещение выстроено на указанном земельном участке, также на основании решения суда за ним признано право собственности на нежилое помещение.
Такого основания в отказе выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию как соблюдение процедуры связанных со строительством и государственной регистрацией созданного объекта, и то, что он является собственником нежилого помещения, не является основанием для отказа в выдаче разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В судебное заседание истец Емельяненков А.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Суханцова Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования Емельяненкова А.В. поддержала в полном объеме.
Представитель КУМИ Березовского городского округа Пилюгина Т.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Емельяненков А.В. обратился с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, расположенного по адресу: <адрес>. Ответчик не имеет возможности выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче разрешения на ввод вышеуказанного объекта в эксплуатацию, так как с заявлением должен обращается - Застройщик.
В соответствии с п. 16 Гр К РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику;
На момент обращения Истец не имел статус застройщика, а имел статус собственника здания, расположенного по адресу: <адрес>., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13.06.2017г.
Согласно части 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Истцом осуществлена постановка здания на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на него в Управлении Федеральной службы кадастра и картографии по основанию, не противоречащему действующему законодательству, а именно - на основании вступившего в законную силу решения Березовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о признании права собственности на самовольную постройку.
При вынесении вышеуказанного решения суд выяснял, что самовольная постройка – здание, расположенного по адресу: <адрес>., не угрожает жизни и здоровью граждан на основании экспертного заключения №, соответственно Истец на законных основаниях эксплуатирует здание, и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Кроме того, обращение за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию завершается государственной регистрацией права собственности.
Согласно п.1 ст. 19 ФЗ N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации недвижимости" орган государственной власти, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, письменные материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и находит предъявленные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч. 21.5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.
В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);
6) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.
4.1. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы. Документы, предусмотренные частями 3 и 4 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи, в которых направление указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи документов осуществляется исключительно в электронной форме.
5. Орган, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.
6. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
(в ред. Федеральных законов от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.
(п. 5 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
6.1. Неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
7. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме указанных в части 6 настоящей статьи оснований, является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 настоящего Кодекса. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, сведений о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, а в случае строительства или реконструкции объекта капитального строительства в границах территории исторического поселения также предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса раздела проектной документации объекта капитального строительства (за исключением случая, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства осуществлялись в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства).
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
8. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
10. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
11. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.
13. В течение трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию орган, выдавший такое разрешение, направляет копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию иных объектов капитального строительства.
15. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Постановлением администрации Березовского городского округа от 17.11.2016 N 848 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
Согласно п. 3.1 указанного Административного регламента - предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
1) прием, регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги;
2) проверка наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. По итогам проверки наличия документов, в случае необходимости, формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении муниципальной услуги, с получением ответа на межведомственный запрос;
3) проверка документов, представленных для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также осуществление осмотра объекта капитального строительства (кроме случаев осуществления государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объекта капитального строительства), в соответствии с требованиями действующего законодательства и предоставление результата услуги заявителю:
- выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- предоставление отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (примерная форма отказа в приложении N 2 к настоящему административному регламенту).
Блок-схема предоставления муниципальной услуги приводится в приложении N 3 к настоящему административному регламенту.
П. 3.1.3 Административного регламента: Проверка документов, представленных для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также осуществление осмотра объекта капитального строительства (кроме случаев осуществления государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объекта капитального строительства), в соответствии с требованиями действующего законодательства и предоставление результата услуги заявителю.
Специалист МКУ "Г и УИ Березовского ГО", уполномоченное на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, осуществляет проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в пункте 2.6.1 настоящего административного регламента. Указанное должностное лицо также производит осмотр объекта капитального строительства.
В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекте планировки территории и проекте межевания территории, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.
По итогам проверки документов и произведенного осмотра объекта капитального строительства специалист МКУ "Г и УИ Березовского ГО", уполномоченное на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предоставляет результат услуги заявителю:
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
- отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Из п. 5.1 Административного регламента следует, что заявители имеют право подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также его должностных лиц при предоставлении муниципальной услуги.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем:
-восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
-признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
-самозащиты права;
-прекращения или изменения правоотношения;
-неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
-иными способами, предусмотренными законом.
Судом установлено следующее.
Решением Берёзовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора г. Березовского в интересах неопределенного круга лиц к Емельяненкову <данные изъяты> о запрете эксплуатации нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, - в удовлетворении требований прокурора отказано.
Апелляционным определением Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым Емельяненкову А.В. и иным лицам запрещена эксплуатация нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Решением Берёзовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому дело по иску ФИО2 к Комитету по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа о признании права собственности на нежилое помещение, постановлено: признать за Емельяненковым <данные изъяты> право собственности на нежилое помещение, - здание швейного цеха, застроенной площадью 301,2 кв.м, общей площадью 513,1 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, расположенное на земельном участке общей площадью 737 кв.м.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Данным решением было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Лидер» - Емельяненкову А.В. было выдано разрешение на строительство здания швейного цеха, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, копией акта согласования земельного участка под проектирование и строительство нежилого здания в районе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копией экспертного заключения № по отводу земельного участка под проектирование и строительство от ДД.ММ.ГГГГ, копией архитектурно-планировочного задания на проектирование от ДД.ММ.ГГГГ, не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГГГ здание швейного цеха было выстроено и принято истцом по актам, что подтверждается копией акта о соответствии участков сетей инженерно-технического обеспечения для ввода в эксплуатацию нежилого здания от ДД.ММ.ГГГГ, копией акта приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ, копией акта о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) от ДД.ММ.ГГГГ, копией акта о соответствии параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации от ДД.ММ.ГГГГ, пояснениями истца в судебном заседании.
На основании распоряжения главы <адрес> Емельяненкову А.В. был предоставлен в аренду земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для проектирования и строительства нежилого здания, указанное подтверждается копией выписки из распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельных участков в аренду, пояснениями сторон в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и КУМИ Березовского городского округа был заключен договор аренды земельного участка №. Срок действия настоящего договора был установлен с ДД.ММ.ГГГГ по 30.12. 2009, который был продлен на неопределенный срок в соответствии с п. 6.5. договора.
Судом также было установлено, что в связи с тем, что истец в установленный законом срок не зарегистрировал право собственности на выстроенное здание, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок вновь был поставлен на кадастровый учет, с площадью 737 кв. м. адресом (местоположением): <адрес>, кадастровый номер земельного участка <данные изъяты>, что подтверждается копией выписки из постановления № отДД.ММ.ГГГГ о присвоении адресов объектам недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ между Емельяненковым А.В. и КУМИ Березовского городского округа было заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого п. 1.1 договора был изменен и изложен в следующей редакции: Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером <данные изъяты>, находящийся по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, (далее Участок), для размещения производственного здания в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, общей площадью 737 кв.м.
Апелляционным определением Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ЗА-10740 было отменено решение Березовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вынесено новое решение, которым в удовлетворении требований Емельяненкова А.В. о признании незаконным решения председателя КУМИ Березовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта - нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, отказано.
Согласно выводам экспертного заключения № Союза «Кузбасская торгово-промышленная палата» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что характеристики безопасности здания - количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, обеспечивают соответствие здания требованиям пожарной безопасности. Технические решения основных конструктивных элементов здания соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. При визуальном осмотре экспертом не обнаружено дефектов в элементах внутренней отделки стен и потолков, отсутствуют трещины и деформации конструктивных элементов наружных стен и внутренних перегородках. Конструкции и основания здания рассчитаны на восприятие постоянных нагрузок от собственного веса несущих и ограждающих конструкций; временных равномерно распределенных и сосредоточенных нагрузок на перекрытия. Тяжелое оборудование, способного увеличить нагрузку, отсутствует. Несущие конструкции здания сохраняют свойства в соответствии с нормативными требованиями, требованиями Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения», СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ -89*. Конструкции здания и строительные материалы, применяемые при осуществлении строительства здания, расположенного по адресу: <адрес> соответствуют требованиям действующих строительно-технических, экологических, пожарных, санитарно-эпидемиологических, градостроительных норм и правил, установленных для таких объектов. Возможна эксплуатация здания с учетом его технического состояния без угрозы для жизни и здоровья граждан.
Признавая за Емельяненковым А.В. право собственности на нежилое помещение, - здание швейного цеха, застроенной площадью 301,2 кв. м., общей площадью 513,1 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, суд указал, что бесспорно, установлено, что на основании распоряжения Администрации г. Березовского данный земельный участок был предоставлен для строительства нежилого здания, истцом здание было построено в 2009 году, строительство здания произведено силами и на средства истца, истец принимал надлежащие меры к легализации данной постройки, но в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ему было отказано. Указанное нежилое здание не затрагивает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, выстроен на предоставленном истцу земельном участке.
В силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании вышеуказанного решения суда право собственности Емельяненкова А.В. на нежилое здание - здание швейного цеха, расположенное по адресу: <адрес>, зарегистрировано ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ между КУМИ Березовского городского округа и Емельяненковым А.В. заключен договор аренды земельного участка №, согласно которому Емельяненкову А.В. передан в аренду земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, для размещения производственных помещений, площадью 737 кв.м., на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
Вступившее в законную силу решение суда от ДД.ММ.ГГГГ было предъявлено истцом в МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по <адрес> для прекращения исполнительного производства, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство о запрете эксплуатации нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - было прекращено.
ДД.ММ.ГГГГ в МОСП и ОВИП поступил протест прокурора г. Кемерово О.С. Заратовского на постановлении об окончании исполнительного производства.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство было вновь возбуждено, был назначен новый срок для исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по <адрес> была запрещена эксплуатация нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>.
Он обратился в Березовский городской суд <адрес> с заявлением о прекращении исполнительного производства.
Определением Березовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № (M-13-257/2018) ему было отказано в прекращении исполнительного производства, поскольку заявителем не доказана утрата возможности исполнения решения суда, отказ КУМИ БГО в выдаче акта на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ Емельяненков А.В. не обжалован.
Судом установлено, что 24.10.2018 Емельяненков А.В. вновь обратился в КУМИ Берёзовского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в котором просил ввести объект – швейный цех, нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>ёзовский, <адрес>В, в эксплуатацию по завершению строительства.
ДД.ММ.ГГГГ Емельяненкову А.В. председателем КУМИ Берёзовского городского округа Дульяниновой О.Н. дан ответ, согласно которому «КУМИ Берёзовского городского округа не имеет возможности (ввиду отсутствия в силу закона полномочий) выдать разрешение на ввод или отказать в выдаче разрешения на ввод объекта (здание швейного цеха), расположенного по адресу: <адрес>, в эксплуатацию в порядке и по форме, установленными административным регламентом предоставления - муниципальной услуги «Предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», утвержденным постановлением администрации Березовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, по следующим основаниям.
Итогом деятельности застройщика по строительству (изменению) объекта капитального строительства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации является государственная регистрация созданного (измененного) объекта. По общему правилу, основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 10 статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Указанное основание не является единственно возможным. Так, при нарушении процедуры оформления разрешения на строительство или ввода объекта в эксплуатацию, законодательством также предусмотрены иные основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Строительство нежилого здания швейного цеха, расположенного по адресу: <адрес>, завершено. В связи с ранее полученным отказом в выдаче разрешения на ввод данного объекта в эксплуатацию в порядке, предусмотренном статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Вами осуществлена постановка здания на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на него в Управлении Федеральной службы кадастра и картографии по основанию, не противоречащему действующему законодательству, а именно - на основании вступившего в законную силу решения Березовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о признании права собственности на самовольную постройку. Указанное решение Березовского городского суда <адрес> о признании Вашего права собственности на здание швейного цеха, является не только основанием для государственной регистрации объекта, но и документом, удостоверяющим выполнение строительства объекта б соответствии с требованиями законодательства и возможность его эксплуатации в соответствии с разрешенным использованием земельного участка. Иными словами, действия суда, предшествующие принятию данного решения, идентичны действиям, проводимым органом местного самоуправления при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в отношении здания швейного цеха соблюдены все предусмотренные действующим законодательством процедуры, связанные с его строительством, вводом в эксплуатацию и государственной регистрацией созданного объекта.
С момента государственной регистрации права собственности на завершенное строительством здание швейного цеха, Вы являетесь собственником нежилого здания, а не застройщиком. Поскольку, осуществление деятельности, соответствующей понятию «застройщик», определенному в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, завершено.
Учитывая вышеизложенное, у Вас отсутствуют необходимость и правовые основания для обращения в Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа, так как это противоречит статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой для ввода объекта в эксплуатацию в орган, выдавший разрешение на строительство, обращается застройщик».
Истец с данным ответом был не согласен, однако обратился с иском не об оспаривании данного ответа и действий председателя КУМИ Берёзовского городского округа, а с требованием об обязании КУМИ Берёзовского городского округа выдать ему разрешение на ввод в эксплуатацию нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Суд полагает, что истец в данном случае избрал ненадлежащий способ защиты, поскольку действующее законодательство, приведенное выше, определяет лиц, уполномоченных давать в установленном порядке разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и устанавливает условия, при которых данное разрешение выдается, либо не может быть выдано. В данном случае суд не вправе подменять собой органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и соответственно разрешать вопросы, прямо отнесенные к их компетенции. В силу закона суд вправе лишь дать оценку законности действий должностных лиц, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и т.п., но с такими требованиями истец в суд не обращался.
Поэтому в удовлетворении исковых требований Емельяненкова А.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом БГО об обязании КУМИ Берёзовского городского округа выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Емельяненкова <данные изъяты> к Комитету по управлению муниципальным имуществом Берёзовского городского округа Кемеровской области об обязании выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий: Н.А. Гонтарева
Мотивированное решение суда изготовлено: 10.12.2018 года.