Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1992/2018 ~ М-1784/2018 от 20.06.2018

Дело № 2-1992/2018                         2 августа 2018 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Волковой Т.В.,

при секретаре Власенко Н.С.,

с участием: истца Полежаевой Н.В.,

представителя соответчика Щербакова П.В., действующего на основании доверенности от 16.01.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 2 августа 2018 г. гражданское дело по иску Полежаевой Нины Васильевны к Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана, Министерству экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области о восстановлении на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (в очередь первоочередников), установлении размера жилищной субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Полежаева Н.В. обратилась в Магаданский городской суд с иском к Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана о восстановлении на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (в очередь первоочередников), установлении размера жилищной субсидии.

Указав в обоснование, что состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

23 июня 2015 г. на ее заявление о выдаче государственного жилищного сертификата получено письмо о том, что она неправомерно поставлена на учет для получения социальных выплат и будет снята с него. Считает решение ответчика незаконным, так как у нее действительно имелось жилое помещение по адресу: ул<адрес>, которое ей подарила сестра, но оно не является жилым, поскольку непригодно для проживания, разрушено и в последующем было продано. Поэтому на момент постановки на учет у нее не имелось жилого помещения. Считает, что ей неправильно посчитали размер жилищной субсидии из размера общей площади, так как она является многодетной матерью и необходимо исходить из размера 18 кв.м на каждого члена семьи.

Просила обязать Управление по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана восстановить ее на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (в очередь первоочередников), установить размер жилищной субсидии за жилое помещение, исходя из размера жилой площади, которую она занимается 42,8 кв.м.

Протокольным определением суда от 11 июля 2018 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области, в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика мэрия г. Магадана.

В судебное заседание представитель ответчика Управления по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана, представитель третьего лица не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения истца, представителя соответчика - Министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области, руководствуясь положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Истец в судебном заседании настаивала на доводах, изложенных в исковом заявлении. Просила исковые требования удовлетворить.

Представитель соответчика возражал против удовлетворения исковых требований по доводам изложенным в отзыве на исковое заявление.

Заслушав объяснения истца, представителя соответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, постановлением мэра г. Магадана № 2489 от 10 июля 1998 г. утверждено в отношении Полежаевой Н.В. решение жилищной комиссии о постановке на учет граждан на предоставление безвозмездной жилищной субсидии на строительство (приобретение) жилья в центральных районах России.

21 мая 2014 г. Полежаева Н.В. обратилась к мэру г. Магадана с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Одновременно предоставила копию пенсионного удостоверения, копию трудовой книжки, копию выписки из финансово-лицевого счета, копию выписки из домовой книги, согласие на обработку персональных данных, справку о трудовом стаже.

Постановлением мэрии г. Магадана № 2554 от 10 июля 2014 г. Полежаева Н.В. включена в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

1 июня 2015 г. в Правительство Магаданской области поступило письмо Первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации о проведении до 1 сентября 2015 г. инвентаризации списков граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В связи с этим Министерством экономического развития инвестиционной политики и инноваций Магаданской области 4 июня 2015 г. поручено Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана провести инвентаризацию списков граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий.

До 1 января 2003 г. условия предоставления, порядок получения и размер жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей регулировались Федеральным законом от 25 июля 1998 г. №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В силу статьи 11 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ) признан утратившим силу с 1 января 2003 г. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

С принятием Федерального закона № 125-ФЗ был изменен порядок и условия получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. Законодатель установил предоставление жилищных субсидий социально-значимым категориям получателей, с учетом очередности их предоставления исходя из особенностей этих категорий, по спискам, сформированным в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879 Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее – Положение).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 125-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).

Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» (далее – Правила).

Согласно пункту 21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.

Подпунктом «д» пункта 21 Положения установлено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам).

В соответствии с пунктом 22 Положения снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. Уведомления о снятии с учета направляются гражданам в письменном виде в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения.

В случае если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

Таким образом, отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость являются одним из обязательных условий возникновения права на получение жилищной субсидии.

По смыслу приведенных норм права граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.

Следовательно, факт приобретения жилья в других субъектах Российской Федерации означает исчезновение такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений в других субъектах Российской Федерации, что влечет утрату гражданином, поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения права на получение единовременных социальных выплат и является основанием для снятия этих граждан с учета имеющих право на получение жилищной субсидии, однако не лишает их права вновь стать на данный учет после признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20 марта 2015 г. Полежаевой Н.В. в период с 28 мая 2010 г. по 7 июня 2010 г. принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: Красноярский край, Шушенский район, д. Голубая, ул. Енисейская, д. 69.

Следовательно, ответчик, установив, что в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей состоит Полежаева Н.В, которая на основании личного заявления была включена в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», изъявивших желание получить государственных жилищный сертификат, в данном списке номер ее очередности был - 180, а в 2010 году в ее собственности находилось жилое помещение в Красноярском крае, принял обоснованное решение о снятии ее с учета в связи с выявленными обстоятельствами.

Постановлением мэрии г. Магадана № 2585 от 9 июля 2015 г. Полежаева Н.В. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с неправомерной постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Доводы истца о том, что указанный жилой дом не пригоден для проживания и в последующем был продан не могут быть приняты во внимание, поскольку в 2010 году было зарегистрировано право собственности Полежаевой Н.В. на жилой дом по адресу: <адрес> у нее с указанного момента отпали основания для сохранения за ней права состоять на учете нуждающихся в переселении.

При этом, истец не представила в нарушение требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каких-либо доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, что указанный дом в установленном законом порядке был признан непригодным для проживания.

Ссылка истца о наличии у нее права на получение жилищной субсидии во внеочередном порядке несостоятельна, так как положениями статьи 2 Федерального закона № 125-ФЗ не предусмотрен внеочередной порядок предоставления жилищных субсидий.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении требования истца восстановлении на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (в очередь первоочередников).

Поскольку требование о размере жилищной субсидии за жилое помещение производно от требования о восстановлении на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а в его удовлетворении отказано, то оснований для установления размера жилищной субсидии у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать Полежаевой Нине Васильевне в удовлетворении исковых требований к Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана, Министерству экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области о восстановлении на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (в очередь первоочередников), установлении размера жилищной субсидии за жилое помещение, исходя из размера жилой площади 42,8 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день принятия решения суда в окончательной форме – 7 августа 2018 г.

Судья                                    Т.В. Волкова

2-1992/2018 ~ М-1784/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Полежаева Нина Васильевна
Ответчики
Управление по распределению жилой площади мэрии г. Магадана
Суд
Магаданский городской суд Магаданской области
Судья
Волкова Татьяна Владимировна
Дело на сайте суда
magadansky--mag.sudrf.ru
20.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2018Передача материалов судье
22.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2018Судебное заседание
02.08.2018Судебное заседание
07.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2018Дело оформлено
31.10.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее