Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-97/2020 от 23.10.2020

                                                                                          Дело № 12-97/2020

УИД 28RS0005-01-2020-000899-90

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Сковородино                                                                            17 декабря 2020 г

Судья Сковородинского районного суда Амурской области Петрашко С.Ю.,

с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - Гребенюк А.В., действующей на основании доверенности от 15 декабря 2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы по жалобе главы администрации г. Сковородино Безугловой ФИО5 на постановление руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области № 028/04/7.30-455/2020 от 16 сентября 2020 года о привлечении главы администрации <адрес> Безугловой ФИО5 к административной ответственности по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Постановлением руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области № 028/04/7.30-455/2020 от 16 сентября 2020 года глава администрации г. Сковородино Безуглова Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 3.000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением Безуглова Т.В. обратилась в Сковородинский районный суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое постановление. В обоснование жалобы указала, что администрация г. Сковородино, на основании распоряжения от 03.02.2020 № 26-Р, осуществила закупку в форме электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение в собственность муниципального образования город Сковородино недвижимого имущества (благоустроенных квартир), созданных в будущем, для обеспечения жилыми помещениями граждан по программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Сковородино на период 2019-2025 годы» на сумму 9 555700 рублей 00 копеек, объявленный извещением от 04.02.2020 № 0123300019720000005. В период срока подачи заявок на участие в электронном аукционе за разъяснениями положений аукционной документации к муниципальному заказчику никто не обращался. По данной закупке поступило две заявки на участие в электронном аукционе. Первые части заявок на участие в электронном аукционе были рассмотрены аукционной комиссией. 12 февраля 2020 года аукционной комиссией принято решение: допустить к участию и признать участниками электронного аукциона участников закупки под № 1 и под № 2. 14 февраля 2020 года аукционной комиссией были рассмотрены вторые части заявок на участие в электронном аукционе. На основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, в соответствии с ч. 16 ст. 68 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона под номером заявки 2 (ООО «Славянское») был признан победителем настоящего аукциона, с которым муниципальный заказчик заключил муниципальный контракт по цене 9 364 586,00 рублей. Данная закупка на приобретение недвижимого имущества (благоустроенных квартир), созданных в будущем, совершена администрацией города Сковородино законно и обоснованно, с учетом требований норм законодательства. Законодательство о закупках не ограничивает заказчика в выборе способа приобретения жилья. Вторичный рынок города Сковородино не может обеспечить необходимую потребность в жилых помещениях для обеспечения граждан, проживающих в аварийных жилых домах. Приобретение жилых помещений путем участия в долевом строительстве привело бы к ограничению доступа иных застройщиков на товарных рынках по строительству жилых домов, поскольку участие в аукционе может принять только застройщик, уже осуществляющий на дату размещения извещений строительство жилых домов. Приобретение жилья путем строительства жилого дома также являлось проблематичным, поскольку требовалось жилье, равное по площади ранее занимаемым гражданами жилым помещениям. В связи с этим применение стандартных проектов невозможно, а средний срок разработки проектно-сметной документации составляет 6-9 месяцев. Кроме того, средства Фонда содействия реформированию ЖКХ не могут быть использованы на разработку проектносметной документации, а бюджет города Сковородино является дотационным. В связи с изложенным администрация города Сковородино и приняла решение о проведении закупки в виде электронного аукциона на приобретение недвижимого имущества (благоустроенных квартир), созданных в будущем. При этом электронный аукцион № 0123300019720000005 не содержит требований, которым в совокупности соответствует единственный объект или единственный участник закупки; не содержит определенных указаний на конкретный адрес объекта, не содержит требований о наличии земельного участка в пределах административных границ города Сковородино, не содержит требований к участникам закупки о необходимости представить действующее разрешение на строительство объекта. Отсутствие данных требований в аукционной документации расширяет доступ и не ограничивает конкуренцию среди застройщиков на товарных рынках по строительству жилых домов, поскольку участие в аукционе могут принять не только застройщики уже осуществляющие на дату размещения извещения строительство жилых домов в пределах административных границ города Сковородино, но и застройщики, которые не осуществляют строительство.

В соответствии с п. 2 ст. 455 ГК РФ, предметом договора купли-продажи может быть как товар, имеющийся в наличии у продавца в момент заключения договора, так и товар, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара (договор купли- продажи будущей вещи).

Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы России, данным в письме Министерству строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации № АК 5602/20 от 28.01.2020, заказчик не ограничен в выборе формы заключения договора в целях приобретения квартиры. Положения Закона о контрактной системе позволяют осуществить закупку жилого помещения (квартиры) по итогам проведения конкурентной процедуры, путем заключения договора купли-продажи квартиры, которая будет создана в будущем (с учетом позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2011 года № 54).

Согласно положениям ст. 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В соответствии с положениями ст. 554 ГК РФ предмет договора купли-продажи недвижимого имущества должен быть индивидуализирован.

Учитывая данные требования, администрация города Сковородино при разработке аукционной документации, при определении предмета муниципального контракта, указала достаточные сведения (местонахождение, площадь, стоимость, прочие технические характеристики жилых помещений), позволяющие установить конкретное недвижимое имущество, планируемое приобрести заказчиком по муниципальному контракту (купли-продажи) в будущем.

Согласно разъяснениям ФАС России (письмо № МЕ/108026/19 от 09.12.2019, № АК/5602/20 от 28.01.2020), заказчик не ограничен в выборе формы заключения договора в целях приобретения квартиры. Это могут быть и договоры купли-продажи квартир, созданных в будущем (с учетом позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 № 54).

В письме Федеральной антимонопольной службы от 24 октября 2019 года № ИА/93181/19 «По вопросам об осуществлении закупок недвижимого имущества» определены конкретные обстоятельства, свидетельствующие о намеренном «обходе» Закона о контрактной системе.

Администрация города Сковородино при проведении данной закупки предусмотрела все обстоятельства и возможности, чтобы не допустить предполагаемый сговор между заказчиком и хозяйствующим субъектом, способный привести к обходу конкурентных процедур по закупке у «своего» подрядчика работ по строительству объекта недвижимости.

Финансирование муниципального контракта, заключенного по итогам электронного аукциона, осуществлено по программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Сковородино на период 2019-2025 годы» за счет денежных средств, полученных из областного бюджета Амурской области. Согласно уведомления от 12 декабря 2019 года № 316, администрации города Сковородино предоставлен межбюджетный трансферт на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2020 год в размере 192 282 883, 00 рублей. Цена же муниципального контракта не превышает 10 миллионов рублей. Проведение указанной закупки было осуществлено сотрудниками администрации города Сковородино под ее руководством.

Изложенные обстоятельства указывают на отсутствие каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии нарушений антимонопольного законодательства, а также об отсутствии в действиях должностного лица - Главы города Сковородино Т.В. Безугловой состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Нельзя согласиться с выводом Амурского УФАС России, изложенным в оспариваемом постановлении о том, что фактически администрацией города Сковородино была осуществлена закупка работ по строительству объектов недвижимого имущества. Данное заключение Амурского УФАС России обосновано тем, что в муниципальном контракте (пункт 1.3) заказчик указывает на то, что приобретаемые жилые помещения должны находиться в новом построенном жилом доме, имеющем все виды благоустройства, расположенном на территории города Сковородино.

Администрация осуществила закупку жилых помещений по итогам проведения конкурентной процедуры, путем заключения договора купли- продажи квартир, которые будут созданы в будущем. При этом главное требование к предъявляемым объектам: приобретаемые квартиры должны быть поставлены продавцом на первичном рынке и должны находиться в собственности у продавца. Право собственности у продавца на жилые помещения первичного рынка могло возникнуть при строительстве в будущем своими силами, с привлечением третьих лиц, а также на иных основаниях как у приобретателя по договору в соответствии со ст. 223 ГК РФ.

Необоснованно и незаконно Амурское УФАС России пришло к выводу о том, что заказчик уклонился от проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе. В данной закупке приняли участие два участника. По результатам проведенного электронного аукциона был определен победитель. Кроме того, при рассмотрении жалобы просит учесть, что Амурским УФАС России нарушено единообразие в применении антимонопольным органом норм антимонопольного законодательства. Так, при рассмотрении дела № 028/01/16-246/2020 (решение от 22.07.2020) по признакам нарушения администрацией пгт. Прогресс, ООО «Строительно-монтажное управление» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения при строительстве и приобретении в муниципальную собственность благоустроенных квартир, созданных в будущем, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции на рынке работ по строительству многоквартирных жилых домов, Амурское УФАС России при рассмотрении аналогичного спора, нарушений антимонопольного законодательства не усмотрело. В связи с чем, просит отменить постановление по делу об административном правонарушении № 028/04/7.30-454/2020 от 16 сентября 2020 года в отношении должностного лица - Главы города Сковородино Безугловой Т.В..

Лицо, привлеченное к административной ответственности – глава администрации г. Сковородино Безуглова Т.В., представитель управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом. Представитель управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, располагая сведениями о надлежащем извещении главы администрации г. Сковородино Безугловой Т.В. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ определил рассмотреть дело в отсутствие лица, привлеченного к административной ответственности и в отсутствие представителя управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области.

Представитель лица, привлеченного к административной ответственности Гребенюк А.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы в судебном заседании поддержала. Просила суд отменить постановление по делу об административном правонарушении № 028/04/7.30-455/2020 от 16 сентября 2020 года в отношении должностного лица - главы города Сковородино Безугловой Т.В..

Из отзыва управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области следует, что постановлением Амурского УФАС России от 16.09.2020 по делу № 028/04/7.30-455/2020 Безуглова Т.В. привлечена к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по факту нарушения законодательства о контрактной системе, установленного решением комиссии Амурского УФАС России от 05.03.2020 (в полном объеме изготовлено 11.03.2020) по делу № 028/06/99-49/2020. Решением Комиссии Амурского УФАС России от 05.03.2020 (в полном объеме изготовлено 11.03.2020) по делу № 028/06/99-49/2020 по результатам проведения внеплановой проверки установлено, что муниципальным заказчиком - администрацией города Сковородино в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в аукционной документации не установлены определенные законом требования к участникам закупки. Указанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ - утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 и ч. 4.1 настоящей статьи, - которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей. В соответствии с ч. 1 ст. 23.66 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.30 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения законодательства о контрактной системе Российской Федерации. Документация электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение в собственность муниципального образования город Сковородино недвижимого имущества (благоустроенных квартир), созданных в будущем, для обеспечения жилыми помещениями граждан по программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Сковородино на период 2019-2025 годы», размещенная в ЕИС в рамках закупки, объявленной извещением от 04.02.2020 № 0123300019720000005 утверждена главой администрации г. Сковородино Безугловой Т.В.. Таким образом, в действиях главы администрации города Сковородино Безугловой Т.В. имеется состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Доводы, изложенные в жалобе Безугловой Т.В., направлены на оспаривание нарушений, установленных Комиссией Амурского УФАС России решением от 05.03.2020 (в полном объеме изготовлено 11.03.2020) по делу № 028/06/99-49/2020. Однако, указанное решение на момент возбуждения производства по делу № 028/04/7.30-455/2020 в суде не обжаловалось и вступило в законную силу. Производство по административному делу 028/04/7.30-455/2020 производилось уполномоченными должностными лицами Амурского УФАС России, срок привлечения к административной ответственности не пропущен. В ходе производства по делу Безуглова Т.В. надлежащим образом уведомлена о месте, дате и времени составления протокола и рассмотрения дела, все представленные документы приобщены к материалам дела и были учтены при вынесении оспариваемого постановления. Административный штраф назначен в пределах санкции, предусмотренной ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Нарушения порядка привлечения к административной ответственности не допущено. Кроме того, Амурское УФАС России просит учесть, что отмена обжалуемого постановления на основании ст. 2.9 КоАП РФ невозможно, так как рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку, при наличии в материалах административного дела доказательств совершения должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, должностное лицо антимонопольного органа не вправе освобождать нарушителя от административной ответственности по основанию, предусмотренному ст. 2.9 КоАП РФ. В рассматриваемом случае допущенное нарушение содержит существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям, поскольку нарушает императивные требования закона. Следует также учесть, что допущенное правонарушение влечет не только нарушение императивных норм действующего законодательства Российской Федерации, но и ущемляет авторитет государственных органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере законодательства о контрактной системе. Какие-либо исключительные обстоятельства, послужившие причиной совершения Безугловой Т.В. административного правонарушения, должностным лицом Амурского УФАС России при рассмотрении дела № 028/04/7.30-455/2020 не установлены. На основании изложенного, Амурское УФАС России просит в удовлетворении требований Безугловой Т.В. отказать в полном объеме, постановление по делу об административном правонарушении № 028/04/7.30-455/2020 оставить без изменения.

На основании п.3 ст. 30.6 КоАП РФ, проверив материалы дела в полном объеме, рассмотрев доводы заявителя, изучив материалы дела, и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Ст. 26.2 КоАП РФ предусматривает, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Признавая главу администрации г. Сковородино Безуглову Т.В. виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области исходила из того, что факт совершения Безугловой Т.В. административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных доказательств и установлен решением комиссии Амурского УФАС России от 05.03.2020 (в полном объеме изготовлено 11.03.2020) по делу № 028/06/99-49/2020, из которого следует, что муниципальным заказчиком - администрацией города Сковородино в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в аукционной документации не установлены определенные законом требования к участникам закупки. Данное решение вступило в законную силу и не было обжаловано.

Ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 04.02.2020 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО «РТС-тендер» V www.rts-tender.ru размещено извещение № 0123300019720000005 и документация о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение в собственность муниципального образования город Сковородино недвижимого имущества (благоустроенных квартир), созданных в будущем, для обеспечения жилыми помещениями граждан по программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Сковородино на период 2019-2025 годы».

Предметом закупки является приобретение в собственность муниципального образования город Сковородино трёх жилых помещений общей площадью не менее 119,3 кв. м, из них:

1)1 трехкомнатная квартира общей площадью не менее 53,7 кв. м;

2) 1 однокомнатная квартира общей площадью не менее 32,8 кв. м;

3)1 однокомнатная квартира общей площадью не менее 32,8 кв. м.

Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в размере 9 555 700 (девять миллионов пятьсот пятьдесят пять тысяч семьсот) рублей 00 копеек.

НМЦК сформирована заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), на основании представленных Заказчику трех коммерческих предложений.

Проектом контракта являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, предусмотрена выплата аванса в размере 50 % от суммы контракта.

Дата и время окончания подачи заявок установлена 12.02.2020 09:00, проведения аукциона в электронной форме - 14.02.2020 в 9-00.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 12.02.2020 № 0123300019720000005, по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе оператором электронной площадки направлены две первых части заявок, которые допущены к участию и признаны участниками электронного аукциона.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе от 14.02.2020 № 0123300019720000005 на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе победителем аукциона признано общество с ограниченной ответственностью «Славянское», как участник, предложивший наименьшую цену контракта – 9 364 586 рублей.

02.03.2020 между Заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью «Славянское» заключен муниципальный контракт № 0123300019720000005.

Документация электронного аукциона на право заключения муниципального (контракта на приобретение в собственность муниципального образования город Сковородино недвижимого имущества (благоустроенных квартир), созданных в будущем, для обеспечения жилыми помещениями граждан по программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Сковородино на период 2019-2025 годы», размещенная в ЕИС в рамках закупки, объявленной извещением от 04.02.2020 № 0123300019720000005 утверждена главой администрации г. Сковородино Безугловой Т.В..

Также установлено, что решением Комиссии Амурского УФАС России от 05.03.2020 (в полном объёме изготовлено 11.03.2020) по делу № 028/06/99-49/2020 в действиях муниципального заказчика – администрации г. Сковородино Амурской области усматривается нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Предписание не выдавать. Передать материалы должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

04.09.2020 года в отношении главы администрации г. Сковородино Безугловой Т.В. вынесен протокол об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Постановлением руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области № 028/04/7.30-455/2020 от 16.09.2020 года глава администрации г. Сковородино Безуглова Т.В. привлечена к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 3.000 рублей.

Из оспариваемого постановления следует, что основанием для привлечения главы администрации г. Сковородино Безугловой Т.В. явилось нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку, административным органом установлено, что предметом закупки, объявленной извещением от 04.02.2020 № 0123300019720000005 является закупка работ по строительству объектов недвижимого имущества, что подтверждается, в том числе пунктом 1.3 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, устанавливающим, что приобретаемые жилые помещения должны находиться в новом построенном жилом доме, имеющем все виды благоустройства, расположенном на территории города Сковородино. Таким образом, потребность Заказчика выражается непосредственно в строительстве жилого дома. Однако, в аукционной документации, отсутствуют предусмотренные законом о контрактной системе, Градостроительным кодексом и Постановлением № 99 требований к участникам.

То есть фактически заказчик при размещении рассматриваемой закупки, имеющей социальную значимость, допускает к участию в аукционе любого хозяйствующего субъекта в том числе, не обладающего необходимым уровнем квалификации, не имеющего опыта строительных работ, и не гарантирующего качественное выполнение работ в соответствии с градостроительным законодательством РФ. Следовательно, указанные действия заказчика по заключению контракта по покупке объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем, являются уклонением от проведения конкурентных процедур, предусмотренных законом о контрактной системе.

Статьей 1 Закона о контрактной системе предусмотрено, что настоящий Федеральный закон направлен на регулирование отношений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе).

П. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 вышеуказанного закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Положения Закона о контрактной системе позволяют осуществить закупку жилого помещения (квартиры) по итогам проведения конкурентной процедуры путем заключения договора купли-продажи готового жилого помещения, путем заключения договора долевого участия в строительстве в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», либо путем заключения договора купли-продажи квартиры, которая будет создана в будущем.

П. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Такие дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения в том числе аукционов, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или к специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).

Как следует из пункта 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 осуществлении закупки, предметом которой является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитальной строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная цена контракта (цена лота) превышает 10 миллионов рублей, заказчиком устанавливаются следующие дополнительные требования к участникам закупки - наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Таким образом, если предметом закупки является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, и начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 миллионов рублей, то у участника закупки должен быть опыт выполнения соответствующих работ, что должно быть подтверждено соответствующими документами, указанными в пункте 2 приложения № 1 к Постановлению № 99.

Кроме того, п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 ст. 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документаций в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1-3 настоящей части.

При этом, согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Таким образом, как следует из вышеуказанных нормативных правовых актов, закупка строительных работ должна осуществляться с учётом соблюдения следующих условий:

- размещение проектной документации;

- установление предквалификационных требований, предусмотренных Постановлением № 99;

- требования о членстве участника закупки в саморегулируемой организации в соответствии с положениями градостроительного законодательства.

Вместе с тем, с указанным выводом согласиться нельзя в силу нижеследующего.

П. 2 ст. 455 ГК РФ установлено, что предметом договора купли-продажи может быть как товар, имеющийся в наличии у продавца в момент заключения договора, так и товар, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара (договор купли-продажи будущей вещи).

В силу п. 5 ст. 454 ГК РФ к отдельным видам договора купли-продажи применяются положения, предусмотренные параграфом 1 главы 30 ГК РФ, если иное не установлено правилами Кодекса об этих видах договоров.

В связи с тем, что параграф 7 главы 30 ГК РФ не содержит положений, запрещающих заключение договоров купли-продажи в отношении недвижимого имущества, право собственности продавца на которое на дату заключения договора не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), но по условиям этого договора возникнет у продавца в будущем (договор купли-продажи будущей недвижимой вещи), судам следует исходить из того, что отсутствие у продавца в момент заключения договора продажи недвижимости права собственности на имущество - предмет договора - само по себе не является основанием для признания такого договора недействительным.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» договора, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, надлежит оценивать, как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи.

Из разъяснений Федеральной антимонопольной службы России, данных в письме Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № АК 5602/20 от 28.01.2020, заказчик не ограничен в выборе формы заключения договора в целях приобретения квартиры.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что предметом указанной закупки является купля-продажа недвижимости, которая будет создана в будущем, а не закупка работ по строительству объектов недвижимого имущества, в связи с чем, установление дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных законом о контрактной системе, Градостроительным кодексом и Постановлением № 99 не требуются.

Изложенные обстоятельства указывают на отсутствие каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии нарушений антимонопольного законодательства.

Ссылка административного органа на то, что п. 1.3 проекта муниципального контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, устанавливающего, что приобретаемые жилые помещения должны находиться в новом построенном жилом доме, имеющем все виды благоустройства, расположенном на территории города Сковородино также свидетельствует о том, что предметом закупки является именно строительство недвижимого имущества, судом признается несостоятельной в силу нижеследующего.

Из положений ст.554 ГК РФ следует, что для индивидуализации предмета договора купли-продажи недвижимого имущества достаточно указания в договоре кадастрового номера объекта недвижимости (при его наличии).

Если сторонами заключен договор купли-продажи будущей недвижимой вещи, то индивидуализация предмета договора может быть осуществлена путем указания иных сведений, позволяющих установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору (например, местонахождение возводимой недвижимости, ориентировочная площадь будущего здания или помещения, иные характеристики, свойства недвижимости, определенные, в частности, в соответствии с проектной документацией).

В проекте муниципального контракта и аукционной документации указаны достаточные сведения (местонахождение, площадь, стоимость, прочие технические характеристики жилых помещений), позволяющие установить конкретное недвижимое имущество, планируемое приобрести заказчиком по муниципальному контракту (купли-продажи) в будущем.

    В силу ч. 4 ст. 1.5. КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Поскольку, установлено, что документация электронного аукциона не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, то судья приходит к выводу об отсутствии в действиях главы г. Сковородино Безугловой Т.В. состава правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

    В соответствии с ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в том числе, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

    При таких обстоятельствах, постановление руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области № 028/04/7.30-455/2020 от 16 сентября 2020 года о привлечении главы администрации <адрес> Безугловой ФИО5 к административной ответственности по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях Безугловой Т.В. состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

р е ш и л :

Жалобу главы администрации г. Сковородиино Безугловой Т.В. на постановление руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области № 028/04/7.30-455/2020 от 16 сентября 2020 года о привлечении главы администрации <адрес> Безугловой ФИО5 к административной ответственности по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ – удовлетворить.

Постановление руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области № 028/04/7.30-455/2020 от 16 сентября 2020 года о привлечении главы администрации <адрес> Безугловой ФИО5 к административной ответственности по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ – отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленной главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья                                                                                      С.Ю. Петрашко

12-97/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Безуглова Татьяна Викторовна
Суд
Сковородинский районный суд Амурской области
Статьи

КоАП: ст. 7.30 ч.4.2

Дело на странице суда
skovorodinskiy--amr.sudrf.ru
23.10.2020Материалы переданы в производство судье
28.10.2020Истребованы материалы
20.11.2020Поступили истребованные материалы
07.12.2020Судебное заседание
17.12.2020Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее