Дело №12-41/2020
РЕШЕНИЕ
14 сентября 2020 года с. Карагай Пермский край
Судья Карагайского районного суда Пермского края Корепанова С.А..,
с участием заместителя главного государственного инспектора Сивинского и Карагайского муниципальных районов по пожарному надзору, заместителем начальника 23 ОНПР по Сивинскому, Карагайскому муниципальным районам и Ильинского городского округа по пожарному надзору майора внутренней службы ФИО2,
заявителя Томилова С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Томилова С.Г. на постановление заместителя главного государственного инспектора Сивинского и Карагайского муниципальных районов по пожарному надзору, заместителя начальника 23 ОНПР по Сивинскому и Карагайскому муниципальным районам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю майора внутренней службы ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л :
постановлением заместителя главного государственного инспектора Сивинского и Карагайского муниципальных районов по пожарному надзору, заместителя начальника 23 ОНПР по Сивинскому и Карагайскому муниципальным районам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю майора внутренней службы ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме <данные изъяты>, за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно:
В нарушении ст. 19 ФЗ от 21.12.1994 № 69 «О пожарной безопасности; п. 2 ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, должностное лицо - глава администрации муниципального образования Менделеевского сельского поселения Пермского края Томилов С.Г. не обеспечил надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, создание в целях пожаротушения условий для забора из них в любое время года воды в сельском населенном пункте по адресу Пермский край, Карагайский район, п. Менделеево, ул. Трактовая. Минимальный свободный напор в водопроводной сети на уровне поверхности земли при пожаре, произошедшем ДД.ММ.ГГГГ в 05 часов 45 минут в жилом доме с хозяйственными постройками по адресу: <адрес>, составлял менее 10 м., что не обеспечило требуемый расход воды на пожаротушение не менее 10 л/с из задействованных двух пожарных гидрантов, находящихся в 60 и 300 м. от места пожара на перекрестке ул. Трактовая - пер. Южный и ул. Трактовая - пер. Школьный соответственно,
В нарушение п. 8 статьи 63 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.1.1., п. 1.2 статьи 1, п. 3.1.2, п. 3.5 статьи 3, п. 4.2 статьи 4 Постановления Правительства Пермского края от 07.07.2009 № 421-п «Об утверждении порядка организации и проведения обучения населения ме5рам пожарной безопасности на территории Пермского края « в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, должностное лицо – глава администрации муниципального образования Менделеевского сельского поселения Пермского края Томилов С.Г. не обеспечил организацию и своевременность информирования о мерах пожарной безопасности неработающих лиц, проживающих в доме по адресу: <адрес>.
Не согласившись с постановлением заместителя главного государственного инспектора Сивинского и Карагайского муниципальных районов по пожарному надзору Томилов С.Г. подал жалобу, в которой просит указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании Томилов С.Г. на доводах жалобы настаивал, пояснил что был не уведомлен о дате составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела. Кроме того у администрации Менделеевского сельского поселения имелось концессионное соглашение с ООО «Водоканал». ООО «Водоканл» обеспечивает обслуживание водопроводной сети в <адрес>, а также отвечает за обеспечение поддержания надлежащего давления в сети. Информирование о мерах пожарной безопасности неработающих лиц, проживающих в доме по адресу: <адрес> проводилась путем в том числе памяток, о чем имеется расписка от ДД.ММ.ГГГГ. В п.Менделеево проживает 3200 человек. Во время пожара действительно напор не соответствовал нормативу, однако в тушении пожара принимало участие 4 пожарных автомобиля, в том числе один поселковой пожарной охраны. Осуществлялась подвозка воды с противопожарного водоема, расположенного в 300 метрах от места пожара на нефтебазе.
Заместитель главного государственный инспектор Сивинского и Карагайского муниципальных районов по пожарному надзору, заместитель начальник 23 ОНПР по Сивинскому и Карагайскому муниципальным районам УНПР ГУ МЧС России по <адрес> майор внутренней службы ФИО2, просил постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Томилова С.Г. по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Томилова С.Г. без удовлетворения. Пояснил, что напор воды в пожарных гидрантах был недостаточен, водоем, с которого осуществлялся подвоз воды, расположен в 300 метрах, а должен быть не более 200 метров. Согласно Постановлению Правительства ПК № 421 доказательством о проведении информирования населения о пожарной безопасности должен быть журнал с подписью.
Свидетель ФИО3 в судебном заседании показал, что он работает юрисконсультом в ООО «Водоканал». ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Менделеевского сельского поселения и ООО «Водоканал» был заключен договор аренды водопроводных сетей. С 2016 года существовала проблема напора воды. ООО «Водоканал» в адрес главы администрации Менделевского сельского поселения и главы Карагайского муниципального района направляло письма по этому поводу. Для устранения данной проблемы требовалось разрешение АО «РЖД», т.к. необходимо было провести замену трубы на трубу большего диаметра в охранной зоне железной дороги. ДД.ММ.ГГГГ замена трубы осуществлена.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований данного Федерального закона.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения.
Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности приведены в статье 19 Закона о пожарной безопасности.
В силу статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются данным Федеральным законом (части 1, 2, 3 статьи 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
Частями 1, 2, 3 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом, при этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и свод правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
В соответствии с указанным Постановлением обязательному применению подлежит, в том числе раздел 5 (пункт 5.10) СП 31.13330.2012.
Согласно пункту 5.10 СП 31.13330.2012 вопросы обеспечения пожарной безопасности, требования к источникам пожарного водоснабжения, расчетные расходы воды на пожаротушение объектов, расчетное количество одновременных пожаров, минимальные свободные напоры в наружных сетях водопроводов, расстановку пожарных гидрантов на сети, категорию зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности следует принимать согласно федеральному закону, а также СП 5.13130, СП 8.13130, СП 10.13.130.
Из анализа указанного положения следует, что СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения" в целях соблюдения требований статей 68, 69 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности подлежат применению в обязательном порядке относительно требований к расходам воды на наружное пожаротушение, согласно пункту 5.1, относительно требований предъявляемых к размещению пожарных водоемов, изложенных в пункте 9.11 СП 8.13130.2009.
В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В судебном заседании исследовалось административное дело в отношении главы администрации Менделеевское сельское поселение Томилова С.Г. по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Вина главы администрации Менделеевского сельского поселения Томилова С.Г. в совершении административного правонарушения подтверждается: рапортом об обнаружении признаков преступления, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за №, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; представлением от ДД.ММ.ГГГГ, пояснениями в судебном заседании должностного лица ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО2, Томилова С.Г.
Доводы заявителя о том, что он не был извещен о составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении опровергаются материалами дела (имеются телефонограммы об извещении) и распечаткой телефонных звонков (в которой имеется информация о входящих звонках).
Доводы о том, что был заключен договор аренды водопроводных сетей с ООО «Водоканал» не могут быть приняты во внимание судом, поскольку в соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут руководители органов местного самоуправления.
По смыслу ст. 6 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарная безопасность городских и сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 9 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов населения.
Таким образом, Томилов С.Г., являясь главой администрации Менделеевского сельского поселения, являлся должностным лицом, ответственным за нарушение требований пожарной безопасности. Отвечая в целом за состояние противопожарного режима на территории сельского поселения и будучи наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, глава поселения обязан контролировать совершение иными должностными лицами территории необходимых действий, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности.
Вопреки доводам жалобы, доказательств надлежащего исполнения главой администрации Менделеевского сельского поселения своих служебных обязанностей, связанных с соблюдением противопожарного законодательства, не представлено. Сведений о принятии главой администрации Менделеевского сельского поселения Томиловым С.Г. своевременных мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности в деле также не имеется.
ПостановлениемПравительства Пермского края от 07.07.2009 N 421-п "Об утверждении Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края" предусмотрено, что обучение мерам пожарной безопасности неработающего населения и лиц, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях, проводится по месту проживания и предусматривает:
3.5.1. информирование о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний;
3.5.2. проведение не реже одного раза в год противопожарного инструктажа по месту проживания с регистрацией в журнале инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также проставлением даты проведения инструктажа;
3.5.3. проведение лекций, бесед, размещение информации в средствах массовой информации на противопожарные темы, в том числе на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Пермского края, муниципальных образований, а также в социальных сетях;
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 30.01.2020 N 33-п)
3.5.4. привлечение на учения и тренировки по месту проживания;
3.5.5. самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам пожарной безопасности.
Приложение, которым установлена форма Журнала учета проведения противопожарного инструктажа граждан утратил силу. - Постановление Правительства Пермского края от 19.06.2018 N 343-п.
Как установлено в судебном заседании органом местного самоуправления было организовано вручение памяток о пожарной безопасности неработающим гражданам под роспись. Что подтверждается распиской в получении предложений по установлению нарушений правил пожарной безопасности в жилом доме, полученной потерпевшим ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, вменение нарушения п.8 ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.1.1., п.1.2 ст.1, п.3.1.2, п.3.5 статьи 3 п.4.2 статьи 4 Постановления Правительства Пермского края от 07.07.2009 № 421-П «Об утверждении Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края» в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, а именно не обеспечения организации и своевременности информирования о мерах пожарной неработающих лиц, проживающих в доме по адресу: <адрес> из постановления об административном правонарушении следует исключить.
Действия должностного лица - главы администрации Менделеевского сельского поселения Томилова С.Г. правильно квалифицированы по ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывают и при назначении административного наказания требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены. Наказание назначено в пределах санкции данной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым и соответствует целям административного наказания, установленным ст. 3.1 КоАП РФ.
Оснований для признания назначенного наказания несправедливым, в силу его чрезмерной суровости, а также для смягчения назначенного наказания или освобождения от назначенного наказания, в том числе и при малозначительности административного правонарушения (ст.2.9 КоАП РФ) не усматривается, в связи с чем, постановление заместителя главного государственного инспектора Сивинского и Карагайского муниципальных районов по пожарному надзору, заместителя начальника 23 ОНПР по Сивинскому и Карагайскому муниципальным районам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю майора внутренней службы ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ, является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил :
постановление заместителя главного государственного инспектора Сивинского и Карагайского муниципальных районов по пожарному надзору, заместителя начальника 23 ОНПР по Сивинскому и Карагайскому муниципальным районам УНПР ГУ МЧС России по <адрес> подполковника внутренней службы ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы администрации Менделеевского сельского поселения Томилова С.Г. изменить: исключить из описательно-мотивировочной части указание на нарушение «п.8 ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.1.1., п.1.2 ст.1, п.3.1.2, п.3.5 статьи 3 п.4.2 статьи 4 Постановления Правительства Пермского края от 07.07.2009 № 421-П «Об утверждении Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края» в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, а именно не обеспечения организации и своевременности информирования о мерах пожарной неработающих лиц, проживающих в доме по адресу: <адрес>», остальной части оставить без изменения, а жалобу главы администрации Менделеевского сельского поселения Томилова С.Г. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд, через Карагайский районный суд в течение 10 суток.
Судья С.А. Корепанова