Решение по делу № 2-4447/2014 ~ М-2742/2014 от 26.05.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск                                                                           20 июня 2014 года

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Жуля А.В.,

с участием представителя заявителя прокуратуры Красноярского края Рабыченко И.И.,

представителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю Симоненко Н.Г.,

при секретаре Олиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокуратуры Красноярского края об оспаривании действия (бездействия) исполняющего обязанности руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Красноярского края обратилась в суд с указанным заявлением просит признать действия исполняющего обязанности руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю, выразившиеся в отказе в доступе по запросу заместителя прокурора Красноярского края к документам Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю, первого и второго управлений по расследованию особо важных дел указанного управления, касающимся рассмотрения обращений граждан и иных заинтересованных лиц, участников уголовного судопроизводства, к камерам хранения вещественных доказательств и учетным журналам, незаконными.

Возложить на руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю обязанность обеспечить доступ по запросу уполномоченных должностных лиц прокуратуры Красноярского края к документам Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю, первого и второго управлений по расследованию особо важных дел указанного управления, касающимся рассмотрения обращений граждан и иных заинтересованных лиц, участников уголовного судопроизводства- соответствующим статистическим и иным сведениям, контрольным производствам, номенклатурной документации, регистрационным системам входящей и исходящей корреспонденции за период времени с января по март 2014 года, а также к камерам хранения вещественных доказательств и учетным журналам.

Требования заявления мотивированы тем, что заместителем прокурора Красноярского края 08.05.2014 года на основании ст.ст. 21, 22, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на имя руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю (далее ГСУ СК России по Красноярскому краю) направлен запрос о предоставлении доступа прокурорским работникам к документам ГСУ СК России по Красноярскому краю, первого и второго управлений по расследованию особо важных дел указанного управления, касающимся рассмотрения обращений граждан и иных заинтересованных лиц, участников уголовного судопроизводства- соответствующим статистическим и иным сведениям, контрольным производствам, номенклатурной документации, регистрационным системам входящей и исходящей корреспонденции, а также к камерам хранения вещественных доказательств и учетным журналам.

Указанный запрос направлен в связи с исполнением мероприятия, предусмотренного планом работы отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю прокуратуры Красноярского края на первое полугодие 2014 года- проверки соблюдения требований ст.ст. 124, 140, 81, 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в аппарате ГСУ СК России по Красноярскому краю, первом и втором управлениях по расследованию особо важных дел вышеуказанного управления при разрешении обращений граждан, организации хранения вещественных доказательств по уголовным делам.

Согласно поступившего в прокуратуру края ответа и.о. руководителя ГСУ СК России по Красноярскому краю Пахоменко А.А. от 14.05.2014 года в доступе прокурорских работников к запрошенным материалам, камерам хранения вещественных доказательств отказано. Отказ мотивирован тем, что действия должностных лиц органов прокуратуры по истребованию и изучению процессуальных материалов, касающихся исполнения порядка хранения вещественных доказательств (ст.ст.81 и 82 УПК РФ), рассмотрения обращений участников уголовного судопроизводства (ст.124 УПК РФ) выходят за пределы полномочий, установленных ст.37 УПК РФ, а полномочия прокурора, осуществляемые при реализации ст.ст.21, 22, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не распространяются на органы следственного комитета Российской Федерации.

Не согласившись с данным ответом прокуратура Красноярского края обратилась в суд с настоящим заявлением, так как считает, что требования прокуратуры края вытекающие из ее полномочий распространяются в том числе и на ГСУ СК России по Красноярскому краю.

В судебном заседании представитель прокуратуры Красноярского края требования заявления поддержал по основаниям изложенным в нем. Дополнительно показал, что в запросе прокуратуры не ставились требования о предоставлении для ознакомления материалов доследственной проверки, проводимой в рамках ст.ст. 144 и 145 УПК РФ, а также уголовных дел находящихся в производстве.

Представитель ГСУ СК России по Красноярскому краю требования заявления не признала, просила отказать в их удовлетворении, так как прокурор вправе истребовать и изучать лишь те процессуальные материалы, по которым вынесены решения об отказе в возбуждении, о приостановлении или о прекращении уголовного дела.

Полномочия прокурора по проверке исполнения законодательства во внепроцессуальной деятельности органов Следственного комитета Российской Федерации, а так же соблюдения ведомственных организационно-распорядительных документов органов, осуществляющих предварительное следствие, законом не предусмотрено.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что требования заявления подлежат удовлетворению.

Так, в судебном заседании установлено, что 08.05.2014 года заместитель прокурора Красноярского края Белогуров С.В. направил в адрес ГСУ СК России по Красноярскому краю требование, согласно которого в период с 14 по 21 мая 2014 года прокуратурой края в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», будет осуществлена проверка ГСУ СК РФ по краю, первого и второго управлений по расследованию особо важных дел согласно прилагающему плану. В связи с чем, потребовал обеспечить доступ перечисленных в плане прокурорских работников к соответствующим статистическим и иным сведениям, контрольным производствам, номенклатурной документации, регистрационным системам входящей и исходящей корреспонденции, камерам хранения вещественных доказательств и учетным журналам, а также иным материалам, в которых возникнет в ходе проверки необходимость. Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» потребовал обеспечить выделение специалистов для выяснения возникших вопросов.

В ответ на данное требование прокуратуры, исполняющий обязанности руководителя ГСУ СК России по Красноярскому краю Пахоменко А.А., направил в прокуратуру письмо согласно которого органы СК России не относятся к объектам прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Также, указал, что объектами прокурорского надзора за исполнением законов и надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина являются федеральные органы исполнительной власти, к которым Федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации», «О следственном комитете Российской Федерации» Следственный комитет не относят. Таким образом, на настоящий момент правовые основания для принятия решений, связанных с реализацией полномочий органов прокуратуры, закрепленных в ст. ст. 21, 22, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в отношении органов Следственного комитета Российской Федерации отсутствуют. В силу пункта 5.1 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с данным Кодексом. Следовательно, прокурор вправе истребовать и изучать лишь те процессуальные материалы, по которым вынесены решения об отказе в возбуждении, о приостановлении или о прекращении уголовного дела. Действия должностных лиц органов прокуратуры по истребованию и изучению процессуальных материалов, касающихся исполнения порядка хранения вещественных доказательств (ст. ст. 81 и 82 УПК РФ) и рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства (ст. 124 УПК РФ), выходят за пределы полномочий прокурора, установленных ст. 37 УПК РФ. Учитывая изложенное, доступ прокурорских работников к статистическим и иным сведениям, контрольным производствам, номенклатурной документации, регистрационным системам входящей и исходящей корреспонденции, камерам хранения вещественных доказательств, учетным журналам противоречит действующему законодательству, в силу чего не может быть обеспечен.

Полномочия прокуратуры Российской Федерации в соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации определены Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в п. 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 21, ст.29 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются, в частности, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления, а также органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

В ст. 44 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" закреплено, что надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

Таким образом, в ст.ст. 21, 29 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" отсутствует указание на то, что прокурорский надзор за исполнением законов перечисленными органами государственной власти (равно, как и за иными указанными в законе субъектами права) ограничивается только сферой применения законов, регулирующих непосредственный предмет деятельности соответствующих органов государственной власти. В приведенном положении закона законодатель ясно и логично исходит из того, что прокурорский надзор возможен в отношении исполнения любых законов, примененных (или обязательных к применению) указанным в настоящем законе органом государственной власти в рамках своей деятельности. Безусловно, не является исключением из этого правила и Федеральный закон от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Следовательно, полномочия органов прокуратуры применительно к Следственному комитету Российской Федерации следует рассматривать во взаимосвязи положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" с иным действующим федеральным законодательством.

Статья 11 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" регламентирует порядок рассмотрения в следственных органах и учреждениях Следственного комитета заявлений, иных обращений и жалоб. Согласно ч. 2 названной статьи поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Данный порядок определен вышеназванным Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Кроме того, порядок рассмотрения руководителем следственного органа жалоб на действия (бездействие) и решения следователей и нижестоящих руководителей следственных органов регламентируется нормами уголовно-процессуального законодательства - ст. 124 УПК РФ и, тем самым, является процессуальной деятельностью органа предварительного следствия.

Во исполнение указанных полномочий Генеральным прокурором Российской Федерации издан Приказ от 09 февраля 2012 года N 39 "Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовной сферы", которым внесены изменения в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15 мая 2010 года N 209 "Об усилении прокурорского надзора в свете реализации Национальной стратегии противодействия коррупции".

Содержание ст. 44 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" во взаимосвязи со ст. ст. 1, 8, 21 и 29 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прямо свидетельствует о том, что надзор органов прокуратуры распространяется не только на исполнение Следственным комитетом уголовно-процессуального законодательства, но и на иную деятельность Следственного комитета и его должностных лиц, в том числе и на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, исполнение законодательства о труде, о государственной тайне, о защите свидетелей, потерпевших и других участников уголовного судопроизводства, о размещении заказов для государственных нужд, об оружии и другого федерального законодательства.

Исходя из предоставленных ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" полномочий, при осуществлении надзора за исполнением следственными органами Следственного комитета Российской Федерации законов прокурор, проводящий проверку, имеет право беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения входить на территории и в помещения поднадзорного ведомства, изучать его документацию и материалы, требовать от руководителей и других должностных лиц ведомства предоставления необходимой информации, документов, материалов, статистических и иных сведений.

Кроме того, в соответствии с положениями п.16 ч.2 ст.37, ч.3 ст.81 УПК РФ, прокурор дает оценку законности и обоснованности процессуального решения следственным органом и относительно вопроса о вещественных доказательствах, в том числе, с учетом условий и порядка их хранения требованиям закона, предусмотренным ст.ст. 81,82 УПК РФ, а также соответствующим федеральным законодательством.

Таким образом, на прокурора возложен надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия. Поскольку исполнение требований ст.ст. 81, 82 УПК РФ является процессуальной деятельностью следственных органов, проверка условий хранения вещественных доказательств относится к полномочиям прокурора.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что надзор за соблюдением в Следственном комитете Российской Федерации федерального законодательства, в том числе за исполнением сотрудниками и федеральными государственными служащими Следственного комитета требований Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" находится в ведении органов прокуратуры.

Доводы ГСУ СК России по Красноярскому краю о том, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое указание на вид "ветви" власти, к которой относится деятельность Следственного комитета, и тот факт, что руководство деятельностью Следственного комитета осуществляется Президентом Российской Федерации (ч. 3 ст. 1 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"), сами по себе не свидетельствуют о том, что Следственный комитет уполномочен действовать вне сферы надзора органов прокуратуры за исполнением ими требований федерального законодательства. Статьей 44 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" четко закреплено, что надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры; круг поднадзорных законов законодателем не ограничен, в связи с чем какой-либо неясности в данном вопросе не имеется. Кроме того, руководство деятельностью какого-либо органа со стороны Президента Российской Федерации само по себе не придает соответствующему органу особого статуса и не освобождает данный орган от обязанности выполнения требований, предусмотренных законом. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входит большое количество соответствующих органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, между тем, данное обстоятельство не выводит деятельность данных органов из сферы прокурорского надзора.

Позиция представителя ГСУ СК России по Красноярскому краю, в соответствии с которой Следственный комитет является федеральным государственным органом особой компетенции; полномочия органов прокуратуры по надзору за исполнением законов распространяются исключительно на деятельность Следственного комитета, регулируемую уголовно-процессуальным законом, является несостоятельной, не согласуется с требованием действующего законодательства Российской Федерации, противоречит конституционному принципу, закрепленному в ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

При таких обстоятельствах ответ исполняющего обязанности руководителя ГСУ СК России по Красноярскому краю Пахоменко А.А., согласно которого органы СК России не относятся к объектам прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина является незаконным, так как основан на неверном толковании норм права, в связи с чем, требования заявления подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ 2014 ░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                            ░░░░░░░                                                     ░.░. ░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 25.06.2014 ░░░░.

░░░░░:

░░░░░                                                                                                               ░.░. ░░░░

2-4447/2014 ~ М-2742/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. прокурора Красноярского края
Другие
ГСУ СК РФ по Красноярскому краю
Суд
Центральный районный суд г. Красноярска
Судья
Жуль Андрей Васильевич
Дело на сайте суда
centr--krk.sudrf.ru
26.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.05.2014Передача материалов судье
01.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2014Судебное заседание
25.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2014Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
26.09.2014Изучение поступившего ходатайства/заявления
02.10.2014Судебное заседание
24.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
20.02.2018Дело оформлено
20.02.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее