Судья: < Ф.И.О. >2 дело № 33а – 4446/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 марта 2019 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.,
судей Кривцова А.С., Борисихиной С.А.,
по докладу судьи Борисихиной С.А.,
при секретаре < Ф.И.О. >4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Остапук В.И. к администрации г. Сочи, начальнику Управления по взаимодействию с общественными объединениями администрации г. Сочи Волкову В.И. и исполнявшей обязанности начальника управления по взаимодействию с общественными объединениями администрации г. Сочи Катаниди Т.Н. об оспаривании действий (бездействий) должностного лица, по апелляционной жалобе Остапука < Ф.И.О. >12 на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 5 октября 2018г.,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Остапук < Ф.И.О. >13 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Сочи, начальнику Управления по взаимодействию с общественными объединениями администрации г. Сочи Волкову В.И. и исполнявшей обязанности начальника управления по взаимодействию с общественными объединениями администрации г. Сочи Катаниди Т.Н. об оспаривании действий (бездействий) должностного лица и защите конституционных прав на проведение публичного мероприятия.
В обоснование требований указал, что 17 августа 2018 г. в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» им подано в администрацию г. Сочи уведомление о намерении провести
28 августа 2018 г., с 16 час. 30 мин. до 19 час. 30 мин., публичное мероприятие в форме митинга с предполагаемым количеством участников до 50 человек на площади у памятника < Ф.И.О. >6 по адресу: <...>, целью которого является продолжение празднования Дня пионерии, выражение протеста против коррупции в г.Сочи и сноса Дома-музея белорусов.
<...> истец получил ответ администрации г. Сочи <...> за подписью исполняющей обязанности начальника Управления по взаимодействию с общественными объединениями администрации г. Сочи Катаниди Т.Н., в котором указано, что митинг проводить запрещено.
Административный истец считает, что такими действиями незаконно и необоснованно ограничены его права, предусмотренные статьями 29 и 31 Конституции РФ, на свободу мирных собраний, в связи с чем просит суд признать отказ исполнявшей обязанности начальника Управления по взаимодействию с общественными объединениями администрации г. Сочи Катаниди Т.Н. в проведении 28 августа 2018 г. публичного мероприятия, митинга и согласования проведения публичного мероприятия по адресу: площадка у памятника Ленину В.И. по <...>, незаконным и обязать исполняющую обязанности начальника Управления по взаимодействию с общественными объединениями администрации г. Сочи Катаниди Т.Н. устранить допущенные нарушения законности, обеспечить реализацию права административного истца на проведение заявленного митинга.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 5 октября 2018 г. в требованиях Остапука В.И. отказано.
С указанным решением суда Остапук В.И. не согласился, полагая его незаконным и необоснованным, и подал апелляционную жалобу, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 17 августа 2018 г. Остапук В.И. обратился в администрацию г. Сочи с письменным уведомлением о проведении публичного мероприятия митинга, целью которого было заявлено продолжение празднования Дня пионерии и выражение протеста против коррупции в г. Сочи и сноса Дома-музея белорусов, местом проведения митинга было заявлена площадь у памятника Ленину по <...>, время проведения - с 16 часов 30 минут до 19 часов 30 минут, предполагаемое количество участников - до 50 человек, организатором и уполномоченным по проведению митинга указан Остапук В.И.
20 августа 2018 г. на указанное уведомление Остапука В.И. администрацией г. Сочи за подписью исполняющей обязанности начальника Управления по взаимодействию с общественными объединениями администрации г. Сочи Катаниди Т.Н. дан ответ, которым со ссылкой на пункт 6 статьи 2.1 Закона Краснодарского края от 3 апреля 2009 г. № 1715-КЗ «Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Краснодарском крае» (далее - Закон Краснодарского края № 1715-КЗ) предложено изменить место проведения митинга, поскольку в указанные в уведомлении место и время проведения митинга ранее запланированы работы по благоустройству и наведению санитарного порядка в рамках подготовки ко Всероссийской акции «Волна здоровья», предложено подать новое уведомление в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ), митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Федерального закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
В содержащемся в материалах административного дела утвержденном главой администрации Центрального района г. Сочи Терещенко А.В. Наряд-заказе на выполнение работ по объекту «Выполнение работ по обустройству (созданию) цветочных объектов садово-паркового искусства на территории Центрального района города-курорта Сочи» в августе 2018 г. заказчиком указана администрация Центрального района г. Сочи, исполнителем технического надзора указано МКУ г. Сочи «Дирекция заказчика Центрального внутригородского района города Сочи», подрядчиком -
ООО «Гамма», муниципальный контракт <...> от <...>, также в утвержденном главой администрации Центрального района г. Сочи Терещенко А.В. Наряд-заказе на выполнение работ по содержанию скверов на территории Центрального внутригородского района г. Сочи в августе 2018г. заказчиком указана администрация Центрального района г. Сочи, исполнителем технического надзора указано МКУ г. Сочи «Дирекция заказчика Центрального внутригородского района города Сочи», подрядчиком - ООО «Эко-Сервис», муниципальный контракт <...> от <...>, в котором, среди прочих, указан сквер имени Ленина.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 7 июля 2016 г. № 1428-О, гарантированное Конституцией РФ право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина З.В. Савенко», понятие «согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти» - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
Как установлено пунктом 6 статьи 2.1 Закона Краснодарского края №1715-КЗ, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Краснодарского края, зоны проведения строительных, ремонтно-восстановительных работ, работ по благоустройству и наведению санитарного порядка отнесены к местам, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций.
Таким образом, предложение исполнявшей обязанности начальника Управления по взаимодействию с общественными объединениями администрации г. Сочи Катаниди Т.Н. от 20 августа 2018 г. о переносе публичного мероприятия, мотивированное обстоятельством проведения мероприятий по благоустройству территории в планируемом месте проведения митинга, основано на требованиях закона.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ установлены обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия. Одной из таких обязанностей является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий про ведения публичного мероприятия требованиям названного Федерального закона (пункт 2 части 1 статьи 12).
Оспариваемый административным истцом ответ от 20 августа 2018 г. был направлен ему в установленный законом трехдневный срок.
При таких обстоятельствах, поскольку проведению митинга препятствовали объективные обстоятельства, возникшие до подачи истцом уведомления от 17 августа 2018 г. о проведении публичного мероприятия, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании законным решения о предложении перенести публичное мероприятие и об отказе в требованиях Остапука В.И.
Доводы о невыполнении 28 августа 2018 г. мероприятий по благоустройству территории на планирующемся месте проведения митинга не подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в связи с чем были мотивированно отклонены судом.
Оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, поскольку существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 5 октября 2018г. законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 5 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ОстапукаВ.И. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи