Решение по делу № 2-1001/2013 ~ М-881/2013 от 13.08.2013

Дело № 2-1001/2013

решение в мотивированном виде

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2013 года <адрес>

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Г.Н.Осколковой

при секретаре Т.В.Лангольф,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кедыш В.Н. о признании решения об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Кедыш В.Н. обратился в суд с заявлением о признании решения об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным, указывая на то, что решением Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ за ним признано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в порядке приватизации. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Филиал ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю с заявлением о выдаче кадастрового паспорта на жилое помещение, на что получил решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета со ссылкой на то, что технический учет помещения был проведен ДД.ММ.ГГГГ (после вступления в силу на территории Алтайского края Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Кроме того, объект на внесение сведений о котором представлено заявление, не является ранее учтённым. Для устранения причины, послужившей основанием для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, ему было предложено обратиться в ОТИ или к кадастровому инженеру для изготовления технического плана помещения. С данным решением он не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда, которым за ним признано право собственности на жилое помещение. Данное решение является обязательным для всех органов государственной власти и обязывает их изготовить кадастровый паспорт на помещение и выдать свидетельство о праве собственности на жилое помещение. При рассмотрении гражданского дела о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, из ТУ Росимущества по Алтайскому краю поступали сведения о том, что здание, расположенное в <адрес> ранее было закреплено на праве оперативного управления за Алейской квартирно-эксплуатационной частью, а значит объект является ранее учтенным и здание было включено в перечень объектов федерального имущества. Просит признать решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета жилого помещения <адрес> незаконным; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю осуществить кадастровый учет жилого помещения <адрес>

Определением судьи Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра», Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю.

Заявитель Кедыш В.Н., представитель заявителя Алифанов Д.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, пояснили аналогично изложенному в иске.

Заинтересованные лиц явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства были поставлены в известность надлежащим образом.

    Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие указанных лиц по имеющимся в деле материалам.

Выслушав заявителя Кедыш В.Н., представителя заявителя Алифанова Д.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из положений части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Аналогичное указание содержится в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Согласно пункту 28 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В судебном заседании установлено, что решением Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ за Кедыш В.Н., ФИО признано право общей долевой собственности (по 1/2 доле каждому) в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Кедыш В.Н. обратился в Отдел кадастрового учета Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю с заявлением о выдаче кадастрового паспорта на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

На основании статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Статьей 131 ГК РФ установлено, что право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации, порядок такой регистрации и основания отказа в ней устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Часть 2 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливает обязательность такой регистрации.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы устанавливающие возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.

Согласно абзаца 6 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступивший в законную силу судебный акт является основанием для государственной регистрации возникновения права на недвижимое имущество.

В силу части 3 статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники объектов недвижимости, или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что вступившее в законную силу решение суда, в соответствии с которым за заявителем признано право собственности на 1/2 долю квартиры, предполагает его право на осуществление кадастрового и государственного учета квартиры <адрес>

На основании Приказа Министерства экономического развития РФ от 13 сентября 2011 года № 473 «О реорганизации Федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации» Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Алтайскому краю реорганизовано в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» с сохранением основных целей деятельности.

В соответствии с пунктами 1 и 4 положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года № 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В силу статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Решением Отдела кадастрового учета № 2 Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Кедышу В.Н. отказано в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пункта 34 Приказа Минэкономразвития РФ от 04 февраля 2010 года № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» в связи с несоответствием представленного Кедышом В.Н. заявления по форме и содержанию положениям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Причиной отказа явилось то, что из представленных Кедышем В.Н. документов следует, что технический учет помещения был проведен ДД.ММ.ГГГГ, после вступления в силу на территории Алтайского края Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Объект, на внесение сведений о котором представлено заявление, не является ранее учтенным.

Иные основания, по которым Кедышу В.Н. отказано в кадастровом учете, в оспариваемом решении не указаны.

Согласно части 4 статьи 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения. В этом случае представляются одно заявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для кадастрового учета документы.

Данное правовое регулирование учитывает специфику помещений как объектов недвижимости и находится в системной связи с положениями пункта 5 части 1 статьи 7, частей 4 и 6 статьи 41 того же Федерального закона, о необходимости описания местоположения помещения в пределах здания или сооружения и о включении кадастрового номера здания или сооружения в состав сведений о помещении. Кроме того, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Федерального закона его положения в переходный период – до 1 января 2013 года - не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был включен в перечень объектов федерального недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за Алейской квартирно-эксплуатационной частью.

Таким образом, жилое здание по <адрес> включено в перечень объектов федерального недвижимого имущества, в соответствии с действующим на момент его включения законодательством, то есть является ранее учтенным объектом, в связи с чем, ссылку заинтересованного лица на данное обстоятельство, суд признает несостоятельной.

Согласно пункта 34 Приказа Минэкономразвития РФ от 04 февраля 2010 года № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия) являются:

- отсутствие у органа государственной власти или органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление в орган кадастрового учета документов, поступающих в порядке информационного взаимодействия (например, принятие решения о переводе земельного участка из одной категории в другую не уполномоченным органом);

- противоречие сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в государственном кадастре недвижимости (за исключением случаев поступления документов для учета изменений объектов недвижимости);

- отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтенном.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, в соответствии имеющимися материалами дела, а также положениями действующего законодательства РФ, суд не усматривает не соответствия представленного Кедышем В.Н. заявления о кадастровом учете требованиям Федерального закона.

В силу действующего законодательства между органами государственной власти существует информационный обмен данными, в связи с чем Управление Росресстра имело возможность запросить недостающую информацию о постановке квартиры <адрес> на кадастровый учет, как в ТУ Росимущества в Алтайском крае, так и в органах БТИ по Алтайскому краю.

Кедыш В.Н. не является собственником многоквартирного дома, в котором находится принадлежащее ему на праве собственности на основании судебного решения жилое помещение в виде отдельной квартиры, возложение на него обязанности по постановке на кадастровый учет вышеуказанного жилого дома, являющегося объектом федерального недвижимого имущества, и предоставления технических документов на многоквартирный дом, со стороны органов государственного кадастра является неправомерным. Кедыш В.Н. не наделен полномочиями по постановке на кадастровый учет федерального имущества.

Более того, на основании Приказа Росреестра № П/484, Росимущества № 376 от 02 декабря 2011 года «Об утверждении Порядка представления сведений, необходимых для учета федерального имущества в реестре федерального имущества, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы» (зарегистрировано в Минюсте России 21 мая 2012 года № 24287) территориальные органы Росреестра представляют в соответствующие территориальные органы Росимущества сведения по состоянию на дату вступления в силу настоящего Порядка о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в объеме согласно пунктам 3-7 приложения №1 к настоящему Порядку в месячный срок с момента вступления в силу настоящего Порядка.

Согласно пункту 8.2 статьи 14 Федерального закона № 221-ФЗ по межведомственным запросам федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и многофункциональных центров запрашиваемые сведения, в том числе кадастровые планы территорий, предоставляются не позднее пяти рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета межведомственного запроса (часть 8.2 введена Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 133-Ф3)» и далее согласно пункту 2 статьи 16 ФЗ №122-ФЗ, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, а это значит, что Учреждение должно запросить необходимые сведения по регистрации здания в Территориальном Управлении Федерального агентства по управлению госимуществом в Алтайском крае и план этажа дома в бывшей Алейской КЭЧ (в настоящее время в ОАО «Славянка»), где хранятся инженерно-строительные чертежи дома.

В случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

Кроме того, суд отмечает, что действия органов кадастрового учета по отказу Кедышу В.Н. в осуществлении государственного учета спорной квартиры препятствуют исполнению вступившего в законную силу судебного акта, являющегося согласно закона основанием для государственной регистрации возникновения права на недвижимое имущество.

В силу пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих» могут быть признаны незаконными решения, действия (бездействия), принятые или совершенные структурным подразделением этого органа, не являющимся юридическим лицом.

На основании изложенного, заявленные Кедышем В.Н. требования являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно позиции заявителя о возложении понесенных судебных расходов на него, суд в соответствии со статьей 98 ГПК РФ не взыскивает оплаченную государственную пошлину с заинтересованного лица в пользу Кедыша В.Н.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    

░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░

░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.    

2-1001/2013 ~ М-881/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кедыш Виктор Николаевич
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра по Алтайскому краю"
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АК Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по АК
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АК
Алифанов Дмитрий Витальевич
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии"
Суд
Алейский городской суд Алтайского края
Судья
Осколкова Галина Николаевна
Дело на сайте суда
aleysky--alt.sudrf.ru
13.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2013Передача материалов судье
13.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2013Судебное заседание
27.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2013Дело оформлено
03.12.2013Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее