Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-376/2019 (2-4518/2018;) ~ М-4188/2018 от 24.09.2018

Дело № 2-376/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 января 2019г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего судьи         Иванова Д.Н.

при секретаре                 Алексеенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спиридоновой Ирины Александровны к УМВД России по Смоленской области, УМВД России по г.Смоленску, УГИБДД УМВД России по Смоленской области об организации перемещения задержанных транспортных средств на специальную стоянку,

установил:

Спиридонова И.А. обратилась в суд с иском к УМВД России по Смоленской области, УМВД России по г.Смоленску, УГИБДД УМВД Росси по <адрес>, указав, что является собственником ? доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 2 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> Собственником другой ? доли является Королева О.В. На данном земельном участке размещена автостоянка, и до ДД.ММ.ГГГГ Королева О.В. в качестве индивидуального предпринимателя осуществляла деятельность по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, хранению транспортных средств и их возврату. С ДД.ММ.ГГГГ Королева О.В. исключена из реестра лиц, осуществляющих деятельность по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, хранению транспортных средств и их возврату, в связи с чем автостоянка перестала быть специализированной и нахождение на ней транспортных средств является незаконным, нарушающим права истца а пользование и распоряжение принадлежащим имуществом. Полагая, что право принятия решение о помещении транспортного средства на специализированную стоянку так и его выдаче принадлежит только уполномоченному лицу ГИБДД УМВД Росси по г.Смоленску, просит обязать ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Смоленску в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать перемещение транспортных средств, находящихся на автостоянке на специализированную стоянку (для их дальнейшего хранения до устранения причины задержания) на основании решений о задержании транспортных средств, принятых ранее должностными лицами ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Смоленску.

В судебном заседании представитель истца Долгоненков П.А. требования поддержал.

Представители ответчиков УМВД России по Смоленской области Евстигнеева Е.Н. и УМВД России по г.Смоленску Ольская А.А. требования не признали, сославшись на отсутствие правовых оснований для возложения обязанности на ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Смоленску по перемещению транспортных средств, находящихся на автостоянке.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Королева О.В. и ее представитель Левченкова Н.И. полагали требования истца необоснованными ввиду отсутствия препятствий в пользовании и распоряжении земельным участком. Органы ГИБДД не наделены полномочиями по хранению и перемещению задержанных транспортных средств. Несмотря на исключение Королевой О.В из реестра, она продолжает выполнять свои обязательства в качестве хранителя переданного ей имущества.

Представитель третьего лица прокуратуры Ленинского района г.Смоленска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, ссылаясь на то, что принятое решение не может повлиять на права или обязанности прокуратуры.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Спиридонова И.А. является собственником ? доли земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020834:30, площадью 2 000 кв.м., расположенного по адресу: г.Смоленск, пер.Киевский с разрешенным использованием «под автостоянку».

Собственником другой ? доли является Королева О.В.

С 10.10.2014г. Королева О.В., как индивидуальный предприниматель осуществляла деятельность по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, хранению транспортных средств и их возврату.

На основании личного заявления Королевой О.В. от 20.01.2017 она была исключена из реестра лиц, осуществляющих деятельность по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, хранению транспортных средств и их возврату.

В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания транспортного средства.

Согласно части 1 статьи 27.13 названного Кодекса при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных рядом статей данного Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

В силу части 10 статьи 27.13 вышеупомянутого Кодекса перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 статьи 27.13 Кодекса, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.

Частью 11 статьи 27.13 этого же Кодекса предусмотрено, что расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 данной статьи, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства. В случае же прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения или состава административного правонарушения (за исключением случая недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного данным Кодексом для привлечения к административной ответственности), действием лица в состоянии крайней необходимости, наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела, расходы на перемещение и хранение транспортного средства возмещаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а транспортное средство незамедлительно возвращается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством (часть 12 статьи 27.13 приведенного Кодекса).

В соответствии с Областным законом от 27 сентября 2012 года N 69-з "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, на территории Смоленской области" исполнение решения о задержании транспортного средства (за исключением трамвая и троллейбуса) осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, включенными в реестр лиц, осуществляющих деятельность по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, хранению транспортных средств на специализированной стоянке и их возврату (п.2 ст. Областного закона).

Согласно пункту 1 статьи 5 названного Областного закона возврат транспортного средства со специализированной стоянки его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством, производится на основании письменного разрешения, указанного в части 3 статьи 4 настоящего областного закона, после оплаты расходов на перемещение транспортного средства на специализированную стоянку и хранение транспортного средства на специализированной стоянке.

Срок хранения транспортного средства на специализированной стоянке исчисляется в единицах времени, определенных уполномоченным органом, с момента его помещения на специализированную стоянку до момента предъявления владельцем транспортного средства, представителем владельца или лицом, имеющим при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством, решения уполномоченного должностного лица о возврате транспортного средства (ч.3 ст.4 Областного закона).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 25.06.2006 № КАС06-260, помещение транспортного средства на стоянку и его хранение не названы в числе мер обеспечения, данные действия осуществляются после применения таких мер на основании части 5 статьи 27.13 КоАП РФ. Отношения, связанные с помещением транспортного средства на стоянку и его хранением, возникают на основании названной нормы закона, но находятся вне сферы действия административного законодательства.

В силу статьи 906 Гражданского кодекса Российской Федерации на них распространяются правила главы 47 этого Кодекса, регулирующей обязательства хранения, ответственность за их неисполнение.

Поклажедателем в данном случае является не должностное лицо ГИБДД, которое в целях обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств устранило правонарушение, а лицо, вещь которого помещена на хранение в силу закона, а именно: водитель (владелец, представитель владельца), независимо от вида его права на транспортное средство, переданное на хранение.

Поклажедатель не только вправе потребовать возврата ему вещи в сохранности, но и обязан в соответствии со статьями 896 - 898 Гражданского кодекса Российской Федерации выплатить хранителю вознаграждение за хранение, а также возместить расходы на ее хранение, в том числе связанные с помещением на хранение (транспортировкой). Вместе с тем в случае неисполнения поклажедателем своих обязательств хранитель на основании пункта 1 статьи 359 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе удерживать вещь (в данном случае транспортное средство) до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено.

При этом следует учесть, что исключение лица, осуществляющего деятельность по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, хранению транспортных средств на специализированной стоянке и их возврату из соответствующего реестра не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для прекращения обязательств по хранению транспортного средства и его последующего перемещения на другую специализированную стоянку.

Более того, в силу пункта 1 статьи 895 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором хранения не предусмотрено иное, хранитель не вправе без согласия поклажедателя передавать вещь на хранение третьему лицу, за исключением случаев, когда он вынужден к этому силою обстоятельств в интересах поклажедателя, и лишен возможности получить его согласие.

Таким образом, ввиду отсутствия у должностных лиц ГИБДД, принявших решения о задержании транспортных средств, нормативно закрепленной обязанности по обеспечению сохранности перемещенных на специализированную стоянку транспортных средств, оснований для удовлетворения требований и организации перемещения транспортных средств не имеется.

При этом, ссылка в письменных пояснениях истца на отсутствие какого-либо договора между ответчиками и ИП Королевой О.В. правового значения не имеет, поскольку при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона.

Учитывая, что отношения, связанные с помещением транспортного средства на стоянку и его хранением, находятся вне сферы административного законодательства, права Спиридоновой И.А. действиями ответчиков нарушены быть не могут, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Спиридоновой Ирины Александровны отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.

Председательствующий     Д.Н. Иванов

Решение в окончательной форме изготовлено 28.01.2019г.

2-376/2019 (2-4518/2018;) ~ М-4188/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Спиридонова Ирина Александровна
Ответчики
УМВД России по Смоленской области
УМВД России по г. Смоленску
Управление ГИБДД УМВД России по Смоленской области
Другие
Прокуратура Ленинского района г. Смоленска
Судья
Иванов Д.Н.
24.09.2018 Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2018 Передача материалов судье
01.10.2018 Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.10.2018 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2018 Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.11.2018 Предварительное судебное заседание
10.12.2018 Судебное заседание
21.01.2019 Судебное заседание
28.01.2019 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2019 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2019 Дело оформлено
16.05.2019 Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)