Дело № 2-2438/2019
Решение
именем Российской Федерации
р.п. Зубова Поляна 24 декабря 2019 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Заренковой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Антоновой О.А.,
с участием:
представителя истца - помощника Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия Филева С.Н.,
ответчика - Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», его представителя Чепайкиной Т.А., действующей на основании доверенности,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, Федеральной службы исполнения наказаний России, их представителя Устинова В.Л., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,
установил:
Дубравный прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия (далее по тесту также - прокурор), выступая в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее по тексту - ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия, исправительное учреждение) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Требования мотивированы тем, что Дубравной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия с привлечением специалиста - заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Зубово-Полянского, Торбеевского и Атюрьевского муниципальных районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Мордовия по пожарному надзору - проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения охраны здоровья осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности в помещениях столярного участка, участка по изготовлению перчаток, центрального склада, используемых ответчиком при осуществлении своей деятельности, которые не устраняются администрацией исправительного учреждения. На основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 27, 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор просит обязать ответчика оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре помещение столярного участка, участка по изготовлению перчаток, центрального склада и провести эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы с составлением соответствующего протокола испытаний в здании профессионального учреждения № 113 в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия Филев С.Н. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил обязать ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия в течение девяти месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре помещения столярного участка, участка по изготовлению перчаток, центрального склада и провести эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы с составлением соответствующего протокола испытаний в здании филиала № 12 федерального казенного профессионального образовательного учреждения № 113 Федеральной службы исполнения наказаний.
Представитель ответчика Чепайкина Т.А. в судебном заседании исковые требования прокурора признала, однако просила учесть при вынесении решения, что ФКУ ИК-12 УФСИН по Республике Мордовия» является бюджетным учреждением, финансовое обеспечение которого находится в зависимости от поступления денежных средств от ФСИН России. В 2019 г. из федерального бюджета выделялись денежные средства в размере 100 000 руб. на установку автоматической пожарной сигнализации в здании клуба, столовой и банно-прачечного комплекса ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия. Устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, проведенной Дубравной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия, в настоящее время не представляется возможным, ввиду того, что полученная исправительным учреждением прибыль потрачена на развитие производства.
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - УФСИН России по Республике Мордовия, ФСИН России - Устинов В.Л. в судебном заседании с исковыми требованиями Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия не согласился, пояснив, что требования об оборудовании пожарной сигнализацией объектов ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия и испытании наружной пожарной лестницы относятся к вопросам пожарной безопасности, а не к вопросам обеспечения охраны здоровья осужденных. В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Вопросы обеспечения пожарной безопасности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» относятся к компетенции Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Таким образом, акты прокурорского реагирования в данном случае должны быть обращены к МЧС по вопросам контроля с их стороны за противопожарным состоянием объекта.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Статьей 13 Федерального закона от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" установлено, что учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ), под требованиями пожарной безопасности понимаются - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно статье 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Требованиями статьи 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ предусмотрено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ установлено, что соблюдение требований пожарной безопасности является обязанностью руководителя организации.
Согласно пункту 1.5 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 30 марта 2005 г. № 214 (далее по тексту - Правила), начальник учреждения и органа ФСИН России или лицо, исполняющее его обязанности, отвечает за создание пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждения (далее - подразделения ВПО) и за обеспечение противопожарной защиты объектов учреждения.
Пунктом 3.1.5. Правил предусмотрено, что противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Пунктом 4 Приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" предусмотрено, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади.
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении к НПБ 110-03.
Согласно пункту 15 Таблицы № 2 Приказа МЧС РФ от 20 июня 2003 г. N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)" к таким зданиям относятся учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, НИИ, информационные центры и другие административные здания.
Требованиями пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Судом установлено, что 21 ноября 2019 г. Дубравной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия совместно с заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Зубово-Полянского, Торбеевского и Атюрьевского муниципальных районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Мордовия по пожарному надзору Кудашовым Н.Н., привлеченным в качестве специалиста, проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в не проведении исправительным учреждением эксплуатационных испытаний наружной пожарной лестницы с составлением соответствующего протокола испытаний, а также в том, что помещения по изготовлению перчаток, столярного участка и центрального склада не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В связи с установленными обстоятельствами, суд считает, что заявленные истцом требования основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объёме.
При этом доводы представителя третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Устинов В.Л. о том, что вопросы обеспечения пожарной безопасности относятся к компетенции Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в связи с чем, акты прокурорского реагирования должны быть обращены к МЧС, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Пунктом 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В связи с выявленными вышеперечисленными нарушениями требований пожарной безопасности, временно исполняющему обязанности начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия Мустаеву А.И. вносилось предписание по устранению данных нарушений N 17-3-2019/2657 от 13 сентября 2019 г., которое не было выполнено в полном объеме.
Неисполнение требований предписания и неустранение ответчиком нарушений требований правил пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц (осужденных, сотрудников исправительного учреждения, иных лиц, посещающих или находящихся в ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия).
Из изложенного следует, что заявление прокурора о возложении обязанности устранить данные нарушения направлено на защиту и восстановление прав этих лиц, подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством для предупреждения причинения вреда в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом прокурор не подменяет органы, осуществляющие функции государственного пожарного надзора, уполномоченные производить соответствующие проверки и ставить вопрос о привлечении нарушителей к административной ответственности.
Статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает целесообразным срок исполнения решения, указанный прокурором.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При подаче искового заявления Дубравный прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия был освобождён от уплаты государственной пошлины, а потому расходы по уплате государственной пошлине не понёс.
Поскольку ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия выполняет отдельные функции государственного органа, его участие в процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, то в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьи 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с исправительного учреждения взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
исковые требования Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» в течение девяти месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре помещения столярного участка, участка по изготовлению перчаток, центрального склада и провести эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы с составлением соответствующего протокола испытаний в здании филиала № 12 федерального казенного профессионального образовательного учреждения № 113 Федеральной службы исполнения наказаний.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
Судья Зубово-Полянского
районного суда Республики Мордовия Л.Н. Заренкова