РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2015 года
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе судьи Воейковой Т.Ф.,
при секретаре Хмелевой В.И.,
с участием представителя истца Демина Е.А.,
представителя ответчиков ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области», Министерства социальной защиты населения Рязанской области Ивановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Скляровой Т.Н. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области, ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» о признании права на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров,
установил:
Склярова Т.Н. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области (далее МСЗН Рязанской области) и ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» (далее ГКУ РО «УСЗН Рязанской области») о признании права на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и взыскании задолженности.
В обоснование иска указала, что является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ инвалида, вследствие чернобыльской катастрофы, – С.А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
При жизни её супруг на основании Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» получал ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.
Решением Московского районного суда г. Рязани от 04.02.2004 года, вступившим в законную силу 16.02.2004 года, установлен факт ее нахождения на иждивении мужа.
25 августа 2014 года она, истица, обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, установленной п. 13 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении данной выплаты ей было отказано, так как она, как вдова умершего инвалида, якобы, по закону не имеет право на данную меру социальной поддержки.
Не согласившись с позицией ответчика, вынуждена обратиться в суд.
Просит суд признать отказ МСЗН Рязанской области в назначении ей ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров – незаконным.
Обязать ГКУ РО «УСЗН Рязанской области» назначить ей указанную компенсацию с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, исходя из <данные изъяты> рублей (ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров инвалидам-чернобыльцам, в ред. Закона от 07.08.2000 год №122-ФЗ), проиндексированных на индексы роста величины прожиточного минимума за 2002-2004 годы и на индексы инфляции за 2005-2015 годы.
Взыскивать с МСЗН Рязанской области за счет средств федерального бюджета в ее пользу бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с МСЗН Рязанской области за счет средств федерального бюджета в ее пользу задолженность по указанной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> и в возмещение расходов за составление доверенности – <данные изъяты>.
В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, в заявлении, адресованном суду, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца по доверенности Демин Е.А. иск поддержал по указанным основаниям. Судебные расходы по оплате доверенности на представителя просил не взыскивать.
Представитель ответчиков Министерства социальной защиты населения Рязанской области, ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» по доверенности Иванова Е.А. иск не признала, указав, что ответчик не оспаривает факт того, что истица является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ инвалида, вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, – С.А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который при жизни имел право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Истица получает ежемесячную компенсацию в возмещение вреда, в связи со смертью кормильца.
Однако, установленное п.13 ч.1 ст.14 указанного Закона право на получение компенсации на приобретение продовольственных товаров гарантируется только самим инвалидам, а также проживающим с ним детям, не достигшим 14-летнего возраста.
Вдовы умерших инвалидов к кругу лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, не относятся.
Самостоятельным основанием для отказа в иске считают отсутствие у истицы заключения Межведомственного экспертного совета о причинной связи между смертью С.А.Д. и последствиями воздействия радиационных факторов в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
На основании п. 13 ч.1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (п.1, 2 ст. 13 Закона) гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.
Данная мера социальной поддержки распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки (ч. 4 ст. 14 Закона).
В соответствии с Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.09.2010 года №751), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года №907 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.03.2013 года №257) «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Правила), территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании представленных (уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения) списков (в которых орган в сфере социальной защиты населения указывает: фамилию, имя, отчество получателя компенсации, размер компенсации) средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсаций, в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации (п. 5 Правил).
При этом, согласно п.п. 2 и 3 Правил для получения компенсации гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации заявление (с указанием почтового адреса получателя компенсации или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации) с приложением к нему определенных документов, подтверждающих право на получение компенсации.
Выплата компенсации производится, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления (пункт 6 Правил).
Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 года №1189 «Об индексации в 2014 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», исходя из уровня инфляции на 2014 год размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров установлен в размере 740 рублей 66 копеек.
На основании Постановления Правительства РФ от 18.12.2014 года №1411 размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров проиндексирован и составил на 2015 год – 781 рубль 40 копеек.
В судебном заседании бесспорно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер С.А.Д. (свидетельство о смерти серии №, выдано ДД.ММ.ГГГГ Управлением ЗАГС администрации <адрес>).
С.А.Д. являлся инвалидом, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имел право на меры социальной защиты, предусмотренные ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, предусмотренную п.13 ч.1 ст.14 указанного Закона (удостоверение серии №, выдано посмертно, справка об инвалидности серии МСЭ-017 №, выдана ДД.ММ.ГГГГ).
Решением Московского районного суда г. Рязани от 04.02.2004 года, вступившим в законную силу 16.02.2004 года, установлен факт нахождения Скляровой Т.Н. на иждивении мужа.
Истица является получателем ежемесячной компенсации в возмещение вреда, в связи со смертью кормильца.
25 августа 2014 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истице отказано в назначении ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Указанные обстоятельства сторонами в суде не оспаривались.
Суд считает позицию ответчика не основанной на законе.
Как указано выше, исходя из буквального толкования части 4 ст.14 базового Закона, право на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров имеют члены семьи умершего инвалида-чернобыльца, на которого распространялась указанная мера социальной поддержки.
Данные положения Закона закреплены также в абзаце 1 п.1 указанных выше Правилах выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в редакции Постановления Правительства РФ от 24.09.2010 года №751.
При указанных обстоятельствах, правовых оснований для отказа в иске Скляровой Т.Н. не имеется.
Одновременно, с 01.01.2015 года вступили в действие положения ст.5.1 базового Закона, согласно которых Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат, к числу которых отнесены выплаты, предусмотренные п.13 ч.1 ст.14 данного Закона.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 09.10.2014 года №468-р создано Государственное казенное учреждение Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области».
Согласно Устава ГКУ РО «УСЗН Рязанской области» от 06.11.2014 года №593-р/43 целью деятельности Учреждения является предоставление государственных услуг в сфере социальной поддержки на территории Рязанской области (п.2.1 Устава).
В число основных видов деятельности Учреждения входит предоставление ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (за исключением выплаты) (п.п.41 п.2.2 Устава).
При этом, обязанность по осуществлению отдельных выплат и компенсаций, включая доставку, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных катастроф, аварий и ядерных испытаний, в том числе по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, возложена именно на Министерство социальной защиты населения Рязанской области (распоряжение Губернатора Рязанской области от 30.12.2014 года №440-рг).
Таким образом, с учетом приведенных выше норм права, суд приходит к выводу о том, что обязанность по назначению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров должна быть возложена на ГКУ РО «УСЗН Рязанской области», а обязанность по выплате указанной компенсации – на Министерство социальной защиты населения Рязанской области.
Определяя дату, с которой необходимо произвести назначение спорной выплаты, суд исходит из положений п. 6 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлено, что выплата уполномоченными органами должна производиться, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
Как указано выше, Склярова Т.Н. заявление на выплату ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров представила в органы социальной защиты населения по месту жительства в августе 2014 года.
Следовательно, право истицы на получение ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров возникло только с ДД.ММ.ГГГГ.
Определяя размер задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, суд отвергает расчет, представленный в дело стороной истицы, поскольку указанная задолженность за исследуемый период рассчитана неверно.
Аргументы стороны истицы о необходимости расчета указанной компенсации по состоянию на 2015 год, исходя из роста величины прожиточного минимума за 2002-2004 годы, а в последующем, исходя из уровня инфляции за 2005-2015 годы, судом проверены и признаются несостоятельными, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Как указано выше, Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 года №1189 «Об индексации в 2014 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», исходя из уровня инфляции на 2014 год размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров установлен в сумме 740 рублей 66 копеек, а с 01.01.2015 года – 781 рубль 40 копеек (Постановление Правительства РФ от 18.12.2014 года №1411).
Согласно п.16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года №35 (в ред. от 05.04.2005 года) задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также задолженность по указанным платежам, образовавшаяся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, является основанием для взыскания данных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанных государственными органами статистики.
Таким образом, задолженность по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров истице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации на сводный индекс роста потребительских цен, рассчитанных органом статистики Рязанской области, составляет <данные изъяты>.
Расчет произведен судом следующим образом:
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Доводы ответчика об отказе в иске, в связи с отсутствием у истицы заключения Межведомственного экспертного совета о причинной связи между смертью С.А.Д. и последствиями воздействия радиационных факторов в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку умерший С.А.Д. имел статус инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС.
В силу ч.4 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основанием для предоставления мер социальной поддержки его семье является смерть кормильца, независимо от причины данной смерти (Определение Конституционного Суда РФ от 01.11.2012 года №1993-О).
В остальной части иска отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Иск Скляровой Т.Н. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области, ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» о признании права на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в назначении Скляровой Т.Н. ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Обязать ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» назначить Скляровой Т.Н. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскивать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области в пользу Скляровой Т.Н. за счет средств федерального бюджета с ДД.ММ.ГГГГ компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> ежемесячно, с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области в пользу Скляровой Т.Н. за счет средств федерального бюджета задолженность по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации в сумме <данные изъяты>.
В остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение месяца со дня изготовления его мотивированной части.
Судья