Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1733/2013 ~ М-1388/2013 от 17.05.2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2013 года г. Минусинск

Минусинский городской суд в составе:

председательствующего Дудусова Д.А.,

при секретаре Приваловой О.В.,

с участием прокурора Коптевой Е.И.,

представителя ответчика Сомовой М.В. (доверенность от 22.07.13г.) и

представителя третьего лица Ермишкиной О.А. (доверенность от 29.12.12г.),

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к Администрации Селиванихинского сельсовета Минусинского района о признании постановления незаконным, признании действий незаконными и обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации с требованиями к Администрации Селиванихинского сельсовета Минусинского района о признании постановления незаконным, признании действий незаконными и обязании совершить действия.

Определениями суда от 17 мая 2013 года и от 23 июля 2013 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края, ДНТ «Оазис» и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю».

Свои требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц прокурор в исковом заявлении и в судебном заседании мотивировал следующим.

Минусинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Селиванихинского сельсовета требований природоохранного законодательства Российской Федерации, по результатам которой установлено следующее.

Постановлением администрации от 20.03.2013 № 14-п изменен вид разрешенного использования четырех земельных участков, принадлежащих на праве собственности Гордиенко Д.Н., с вида использования: «для сельскохозяйственного производства» на вид использования: «для дачного строительства» (земельный участок площадью 40 624 кв. м., с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, <адрес>; земельный участок площадью 32 317 кв. м., с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, <адрес>; земельный участок площадью 320 584 кв. м., с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, <адрес>; земельный участок площадью 154 250 кв. м., с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, <адрес> Указанное постановление не соответствует требованиям действующего законодательства исходя из следующего.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и пункта 1 статьи 7 Федерального закона РФ N 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; при этом такой перевод может иметь место только в исключительных случаях.

Поскольку для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются градостроительные регламенты, порядок изменения вида разрешенного использования данных земельных участков в настоящее время регулируется пунктом 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон о введении в действие Градостроительного кодекса), которым предусмотрено обязательное изменение категории такого земельного участка в случае изменения его разрешенного использования.

Кроме того, в силу прямого указания пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса при разрешении вопросов о порядке предоставления гражданам земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения для целей дачного строительства подлежат применению также нормы Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» (далее - Закон о садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан).

Данным Законом о садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан предусмотрено обязательное предварительное зонирование территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.

Кроме того, в статье 1 Закона о садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан законодателем дано понятие дачного земельного участка, под которым понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Таким образом, закон допускает возможность возведения на дачных участках жилых строений и жилых домов.

Иных определений дачного земельного участка в законодательстве Российской Федерации не содержится.

При этом Закон о садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан предусматривает возможность предоставления земельного участка дачному некоммерческому объединению граждан в составе земель общего имущества (пункт 2 статьи 8) либо для размещения указанных некоммерческих объединений (статья 14).

По смыслу положений пункта 1 статьи 16 во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 14 анализируемого закона предоставление земельных участков для размещения дачного некоммерческого объединения граждан осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения.

Исходя из анализа норм указанных законов, предполагается, что допускается использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

В рассматриваемом случае все земельные участки, вид разрешенного использование которых изменен, находятся в частной собственности физического лица; некоммерческим объединениям граждан для целей дачного строительства в соответствии с требованиями Закона о садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан данные земельные участки не предоставлялись.

Вместе с тем, из содержания подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Закона о введении в действие Градостроительного кодекса следует, что предусмотренная данной нормой закона процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков по решению главы местной администрации не применяется в случае изменения одного вида разрешенного использования на другой вид разрешенного использования земельных участков, если он предусматривает жилищное строительство. Учитывая, что дачные земельные участки предназначаются, в том числе, для возведения жилых домов, что требует изменения категории земельного участка, отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка с разрешенным использованием «дачное строительство» в процедуре предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона.

Также статьей 77 Земельного кодекса определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей; в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Учитывая, что администрацией в оспариваемом постановлении произведено изменение вида разрешенного использования земельных участков в нарушение статьей 8, 77, 79 Земельного кодекса, статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьи 7 Федерального закона РФ N 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», статьей 4, 4.1 Закона о введении в действие Градостроительного кодекса, без перевода органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Красноярский край категории данных земельных участков, данное постановление является незаконным.

Не соблюдение администрацией при принятии оспариваемого постановления требований природоохранного законодательства влечет нарушение интересов Российской Федерации (земли сельскохозяйственного назначения подлежат особой охране), так как незаконное изменение разрешенного использования рассматриваемых земельных участков предполагает в дальнейшем их нецелевое использование правообладателями, что недопустимо и противоречит видам разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.

На основании изложенного, прокурор просил: признать постановление администрации Селиванихинского сельсовета от 20.03.2013 № 14-п незаконным; признать действия администрации Селиванихинского сельсовета по изменению вида разрешенного использования с вида использования: «для сельскохозяйственного производства» на вид использования: «для дачного строительства» земельного участка площадью 40 624 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, <адрес>; земельного участка площадью 32 317 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, <адрес>; земельного участка площадью 320 584 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, <адрес> и земельного участка площадью 154 250 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, <адрес>- незаконными; обязать администрацию Селиванихинского сельсовета устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства, путем совершения действий по изменению вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков с вида использования: «для дачного строительства» на вид использования: «для сельскохозяйственного производства».

От требования обязать администрацию Селиванихинского сельсовета устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства, путем совершения действий по изменению вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков с вида использования: «для дачного строительства» на вид использования: «для сельскохозяйственного производства» прокурор отказался, в связи с тем, что земельные участки, как объекты прав сняты с кадастрового учета, просил производство по делу в данной части прекратить.

Определением суда о 30 июля 2013 года производство по делу в части указанного требования было прекращено.

Заинтересованное лицо- Администрация Селиванихинского сельсовета Минусинского района, действующий через своего представителя по доверенности Сомову М.В., в судебном заседании полагал заявленные требования необоснованными, свою позицию мотивировал следующим.

Гордиенко Д.Н. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:

1.                      с кадастровым номером , площадью 40 624 кв. м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>, <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;

2.                      с кадастровым номером , площадью 32 317 кв. м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>, <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;

3.      с кадастровым номером , площадью 320 584 кв. м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>, <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;

4.      с кадастровым номером , площадью 154 250 кв. м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>, <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;

Гордиенко Д.Н. и ДНТ "Оазис" обратились к главе администрации Селиванихинского сельсовета с заявлением об изменении вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков с вида "для сельскохозяйственного производства" на вид - "для дачного строительства.

Публичные слушания по указанному вопросу проведены 11.03.2013 года. В результате публичных слушаний решили рекомендовать одобрить изменение вида разрешенного использования земельных участков с вида "для сельскохозяйственного производства" на вид - "для дачного строительства". Итоги публичных слушаний отражены в протоколе №3 проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков.

Постановлением главы администрации Селиванихинского сельсовета №14-п от 20.03.2013 г. изменен вид разрешенного использования земельных участков с вида "для сельскохозяйственного использования" на вид- "для дачного строительства".

Администрация Селиванихинского сельсовета считает принятое постановление законным по следующим основаниям.

Так, согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В силу положений ст. 4 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 191-ФЗ вплоть до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, которые организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3- 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения принимается главой местной администрации на основании рекомендаций комиссии, подготовленных по заключению о результатах публичных слушаний.

Порядок проведения публичных слушаний в муниципальном образовании Селиванихинский сельсовет установлен ст. 39 Устава муниципального образования.

Указанным Уставом определены вопросы, по которым проводятся слушания. Вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка подлежит вынесению на публичные слушания в соответствии с п. 2.3 ст. 39 Устава.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения определен Земельным кодексом РФ, а также ФЗ от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Согласно доводам прокурора, в силу п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ, земли сельскохозяйственного назначения должны использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Однако согласно п. 7 ст. 27 Земельного кодекса РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться также для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, дачного строительства.

Пункт 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам, в том числе, для дачного строительства.

Кроме того, в Письме Министерства экономического развития РФ от 08.04.2010г. N Д23-1219 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" указано, что "собственник земельного участка, не являющийся членом дачного некоммерческого объединения граждан, вправе изменить вид разрешенного использования земельного участка на вид "для дачного строительства" на основании решения органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний".

В Письме Минэкономразвития от 8 июля 2011г. N 143Ю-ИМ/Д23"Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" указано, что действующее законодательство не содержит однозначных норм, регулирующих порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения. Учитывая изложенное, по мнению Минэкономразвития России, до внесения в законодательство Российской Федерации соответствующих изменений государственный кадастровый учет изменений земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения в связи с изменением вида разрешенного использования может быть осуществлен в случае представления в орган кадастрового учета решения главы местной администрации, принятого с учетом публичных слушаний, об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид в порядке, установленном пунктом 3 части 1 статьи 4 федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191 -ФЗ О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Пунктом 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральным Законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Исходя из буквального толкования ФЗ от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" следует вывод о том, что правообладателями дачных земельных участков могут быть лишь граждане, либо объединения граждан - некоммерческие организации в форме кооперативов, товариществ и партнерств.

Таким образом, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для целей дачного строительства могут находится в собственности как индивидуальных лиц, так и объединений граждан (в форме некоммерческой организации).

На основании п. 1 ст. 8 названного Закона граждане вправе вести дачное хозяйство в индивидуальном порядке.

Таким образом, действующее земельное законодательство прямо допускает возможность использования гражданами земель сельскохозяйственного назначения для осуществления дачного строительства. Следовательно, отказ органа местного самоуправления в изменении заявителю вида разрешенного использования земельного участка по указанному основанию является незаконным.

Полагает, что доводы прокурора подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании вышеперечисленных норм действующего законодательства. С учетом изложенного, просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, действующее через своего представителя по доверенности Ермишкину О.А., в судебном заседании полагало принять решение по делу в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. Пояснило, что три из перечисленных земельных участков: участки с кадастровыми номерами: , сняты с кадастрового учета, в связи с разделением на более мелкие земельные участки; права на выделенные земельные участки зарегистрированы за Гордиенко Д.Н..

Представители заинтересованных лиц- Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края, ДНТ «Оазис» и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю», заинтересованное лицо Гордиенко Д.Н. в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представили.

В суд представлены и судом истребованы следующие доказательства: постановления Администрации Селиванихинского сельсовета № 10-п от 25.02.13г., № 12-п от 14.03.13г., № 13-п от 20.03.13г. и № 14-п от 20.03.13г.; выписка из протокола публичных слушаний от 11.03.13г.; заключение комиссии по проведению публичных слушаний от 18.03.13г.; письмо Росреестра от 08.05.13г.; копии из дел правоустанавливающих документов: заявления и расписки, кадастровые паспорта земельных участков; выписки из ЕГРП от 24.05.13г.; Устав Селиванихинского сельсовета; выписка из ЕГРЮЛ от 17.01.13г.; Правила землепользования и застройки Селиванихинского сельсовета от 28.05.13г.; газета «Власть труда» от 28.02.13г.; заявления Гордиенко Д.Н. и ДНТ «Оазис»; свидетельства о государственной регистрации права от 14.01.10г.; свидетельство от 17.01.13г.; Устав ДНТ «Оазис»; кадастровая выписка от 24.07.13г.; решения Селиванихинского сельского совета депутатов № 22-рс от 27.12.05г., № 60-рс от 24.10.11г. и № 83-рс от 30.05.12г..

Выслушав прокурора и лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Прокурор полагает оспариваемое постановление и все действия Администрации Селиванихинского сельсовета по изменению вида разрешенного использования земельных участков незаконными; Администрация Селиванихинского сельсовета с доводами прокурора не согласна; стороны мотивировали свою позицию вышеперечисленными нормами права.

Анализируя доводы сторон, суд соглашается с позицией прокурора по делу, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ: «Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.».

В силу пункта 2 той же статьи ЗК РФ: «Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.».

Статьей 77 Земельного кодекса определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей; в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Судом установлено из кадастровых паспортов указанных земельных участков, что земельные участки расположены на землях, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Земли данной категории, действительно, могут использоваться для дачного строительства.

Вместе с тем, в силу требований пункта 2 статьи 81 ЗК РФ при разрешении вопросов о порядке предоставления гражданам земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения для целей дачного строительства подлежат применению также нормы Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» (далее - Закон о садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан).

Данным Законом, равно, как и нормой пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, предусмотрено обязательное предварительное зонирование территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений(статья 12 Закона) и создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.

Кроме того, в статье 1 Закона о садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан законодателем дано понятие дачного земельного участка, под которым понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Таким образом, закон допускает возможность возведения на дачных участках жилых строений и жилых домов.

Иных определений дачного земельного участка в законодательстве Российской Федерации не содержится.

При этом, Закон о садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан предусматривает возможность предоставления земельного участка дачному некоммерческому объединению граждан в составе земель общего имущества (пункт 2 статьи 8) либо для размещения указанных некоммерческих объединений (статья 14).

Согласно статье 13 Федерального закона № 66- ФЗ: «Обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Гражданин вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.».

В силу статьи 14 того же Закона: « Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков. Садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.».

По смыслу положений пункта 1 статьи 16 во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 14 анализируемого закона предоставление земельных участков для размещения дачного некоммерческого объединения граждан осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения.

Исходя из анализа норм указанных законов, следует, что допускается использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

В данном случае все вышеперечисленные земельные участки, вид разрешенного использования которых изменен, находились на момент принятия оспариваемого постановления в частной собственности физического лица; некоммерческим объединениям граждан для целей дачного строительства в соответствии с требованиями Закона о садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан данные земельные участки не предоставлялись.

Более того, как следует из материалов дела ДНТ «Оазис» никакого отношения к указанным земельным участкам не имеет; данному ДНТ в установленном Федеральным законом № 66- ФЗ порядке, эти участки не выделялись.

По мнению суда, вид использования земельных участков «для сельскохозяйственного производства» в составе категории земель населенных пунктов не мог быть изменен в указанном порядке на вид использования «для дачного строительства», так как Законом № 66- ФЗ предусмотрено только определение данного вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения при выделении земельного участка объединениям граждан в определенном Законом порядке( с учетом зонирования территории и порядка образования некоммерческого объединения граждан). Законодательство не предусматривает возможности изменения вида использования уже предоставленных отдельным физическим лицам земельных участков с вида «для сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства».

Земли данной категории возможно использовать для дачного строительства, но только с соблюдением установленного вышеперечисленными нормами права порядка предоставления земли, чего в данном случае сделано не было.

При таких обстоятельствах нельзя признать оспариваемые постановление и действия Администрации Селиванихинского сельсовета законными, так как они совершены с нарушением установленного указанными выше нормами права порядка предоставления земель для осуществления дачного строительства.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым требования прокурора удовлетворить полностью.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Минусинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к Администрации Селиванихинского сельсовета Минусинского района о признании постановления незаконным, признании действий незаконными и обязании совершить действия удовлетворить полностью.

Признать постановление администрации Селиванихинского сельсовета от 20.03.2013 № 14-п незаконным.

Признать действия администрации Селиванихинского сельсовета по изменению вида разрешенного использования с вида использования: «для сельскохозяйственного производства» на вид использования: «для дачного строительства» земельного участка площадью 40 624 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, <адрес>; земельного участка площадью 32 317 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, <адрес>; земельного участка площадью 320 584 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, <адрес> и земельного участка площадью 154 250 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, <адрес>- незаконными.

Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.

Председательствующий:

2-1733/2013 ~ М-1388/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Минусинский межрайонный прокурор
Российская Федерация
Другие
Администрация Селиванихинского сельского совета
Гордиенко Дмитрий Николаевич
Отделение Росреестра
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Дудусов Дмитрий Алексеевич
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
17.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2013Передача материалов судье
17.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.07.2013Предварительное судебное заседание
30.07.2013Судебное заседание
30.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее