Дело № (17)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено 20.02.2018 года)
г. Екатеринбург <//>
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Ивановой О.А. при секретаре судебного заседания Романычевой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Константинова А. Ю. к Сибирскому региональному центру МЧС России Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о взыскании о взыскании единовременного пособия,
У С Т А Н О В И Л:
Константинов А.Ю. обратился в суд с иском к Сибирскому региональному центру МЧС России Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании приказа об увольнении незаконным, изменении формулировки увольнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула. В обоснование заявленных требований указал, что с <//> по <//> проходил службу военнослужащим в Уральском региональном центре МЧС России, был досрочно уволен с воинской службы с зачислением в запас в связи с переходом на службу в Государственную противопожарную службу. С <//> по <//> проходил службу по контракту в Государственной противопожарной службе МЧС России в Уральском региональном центра МЧС России. Согласно Директивы МЧС России от 20.01.2017 №47-3-22-дсп Уральский региональный центр МЧС России подлежал расформированию с 20.03.2017. Правопреемником назначен Сибирский региональный центр МЧС России. На основании приказа Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2016 № 24С также было принято решение о ликвидации Уральского регионального центра МСЧ России. На основании данного приказа ему было вручено уведомление о предстоящем увольнении из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по п. 11 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 № ФЗ-141. <//> он был направлен на военно-врачебную комиссию. На момент издания приказа о его увольнении заключение военно-врачебной комиссии было не готово и в региональный центр не поступило. Приказом МЧС России от <//> № он был уволен по п. 11 ч. 2 ст. 83 вышеуказанного Федерального закона. На основании данного приказа Уральским региональным центром МЧС России также был издан приказ от <//> № о его увольнении и исключении из списков <//>. Однако <//> в Уральский региональный центр МЧС России поступило заключение военно-врачебной комиссии от <//> №. В этот же день он направил рапорт на имя председателя Ликвидационной комиссии Уральского регионального центра МЧС России с просьбой изменить основание увольнения и указанием основания для выплаты ему единовременного пособия. <//> аналогичный рапорт был направлен в МЧС России, а также направлено обращение на сайт министерства с просьбой изменить основание увольнения. Однако решения по его рапортам так и не было принято. Учитывая изложенное, просил признать незаконным абз. 5 п. 6 приказа МЧС России от 01.03.2017 № 101-НС, обязать Сибирский региональный центр МЧС России изменить пункт приказа в части изменения основания увольнения с п. 11 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 № ФЗ-141 на увольнение по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в федеральной противопожарной службе и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью, обязать указанного ответчика изменить дату его увольнения на дату вынесения судебного решения, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула в размере 155713 руб. 39 коп., компенсацию морального вреда в размере 15000 руб. 00 коп., единовременное пособие в размере 2463569 руб. 53 коп., неустойку в размере 1749134 руб. 39 коп., расходы на оформление нотариальной доверенности в размере 1800 руб. 00 коп.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от <//> приняты уточненные исковые требования Константинова А.Ю. в части изменения формулировки увольнения с п. 11 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 № ФЗ-141 на п. 8 ст. 83 указанного Федерального закона, взыскании неустойки в размере 2907012 руб. 00 коп., расходов на оплату услуг представителя в размере 15000 руб. 00 коп.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от <//> приняты уточненные исковые требования Константинова А.Ю. в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 104017 руб. 37 коп. и возложении обязанности предоставить ежегодный основной отпуск.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от <//> исковые требования в части взыскания единовременного пособия в размере 2463569 руб. 53 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами выделены в отдельное производство.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от <//> принят отказ Константинова А.Ю. от исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.
В судебном заседании истец Константинов А.Ю. и его представитель Пешеходько Н.Г., действующая на основании доверенности, поддержали исковые требования в части взыскания единовременного пособия в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчиков МЧС России и Сибирского регионального центра МЧС России Рублева Е.Д., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление. Указала, что оснований для выплаты единовременного пособия у ответчиков не имелось, поскольку военная травма была получена истцом в период прохождения военной службы, с которой истец был уволен с указанием о его годности к дальнейшему прохождению военной службы. Соответственно оснований для выплаты единовременного пособия за счет МЧС России не имеется, так как военной травмы в период прохождения службы в Государственной противопожарной службе он не получал. Кроме того указала, что истцом не соблюден заявительный порядок обращения за выплатой данного пособия. Просила в удовлетворении иска отказать.
Учитывая изложенное, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке и вынести решение.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы регулируются Федеральным законом от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1 указанного Федерального закона (далее Федеральный закон № 141-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 141-ФЗ нормы трудового законодательства Российской Федерации применяются к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, в случаях, не урегулированных данным Федеральным законом.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Судом установлено, что Константинов А.Ю. с <//> по <//> проходил службу военнослужащим в Уральском региональном центре МЧС России, был досрочно уволен с воинской службы с зачислением в запас в связи с переходом на службу в Государственную противопожарную службу. С <//> по <//> проходил службу по контракту в Государственной противопожарной службе МЧС России в Уральском региональном центра МЧС России.
Приказом МЧС России от 15.12.2016 № 24-с «О совершенствовании структуры развития сил и средств Сибирского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принято решение о ликвидации Уральского регионального центра МЧС России. Правопреемником назначен Сибирский региональный центр МЧС России. Председателем ликвидационной комиссии Уральского регионального центра МЧС России назначен начальник Сибирского регионального центра МЧС России генерал- лейтенант внутренней службы Диденко C.JI.
Пунктом 13 данного приказа руководителям структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, заинтересованных территориальных органов МЧС России, учреждений и организаций МЧС России установлено осуществлять переназначение военнослужащих, сотрудников ФПС ГПС, федеральных государственных гражданских служащих Уральского регионального центра МЧС России только по решению Центральной аттестационной комиссии МЧС России (далее ЦАК МСЧ России).
Директивой МЧС России от 20.01.2017 № 47-3-22-дсп Уральский региональный центр МЧС России расформирован 20.03.2017. В полном объеме сокращены должности военнослужащих, 51 должность сотрудников ФПС, 57 должностей федеральных государственных гражданских служащих.
<//> Константинов А.Ю. был уведомлен о предстоящем увольнении.
Истец был уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России на основании п. 6 приказа МЧС России от <//> № и п. 4 приказа Председателя Ликвидационной комиссии Уральского регионального центра МЧС России от <//> № с <//>, тогда как заседание ЦАК МЧС России состоялось только <//>, то есть уже после вынесения в отношении истца приказов о его увольнении.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что <//> истец был направлен на военно-врачебную комиссию, по результатам которой <//> им было получено свидетельство о болезни №, в соответствии с которым он был признан негодным к службе в органах внутренних дел по состоянию здоровья в результате заболевания, полученного в период прохождения военной службы.
В частности, указанным свидетельством о болезни установлен диагноз в виде последствий огнестрельного слепого ранения (<//>) мягких тканей правого бедра: <данные изъяты><данные изъяты> (заключение ГВВК 354 окружного военно-клинического госпиталя Министерства обороны Российской Федерации от <//> №).
<//> истцом председателю Ликвидационной комиссии Уральского регионального центра МЧС России был направлен рапорт с просьбой изменить основание увольнения на п. 8 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ, то есть на увольнение по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в федеральной противопожарной службе и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе. Данные обстоятельства подтверждаются отметкой о приеме указанного рапорта с присвоением номера исходящего отправления и сведениями электронной почты о его отправке.
Аналогичный рапорт <//> истцом был направлен и в МЧС России, что подтверждается ответом Министерства от <//> №, в котором содержится упоминание о получение рапорта истца от <//> и организации по данному вопросу служебной проверки.
Вместе с тем, на неоднократные указания суда предоставить результаты данной проверки ответчиком указанные документы не представлены, представитель ответчика не отрицала, что таких документов со стороны МЧС России у нее не имеется.
Со стороны Сибирского регионального центра МЧС России представлена докладная записка по результатам рассмотрения рапорта Константинова А.Ю., согласно которой было принято решение оставить рапорт Контсантинова А.Ю. без рассмотрения и назначить служебную проверку по факту установления противоречия между решениями медицинских организаций, а также сокрытию сотрудником факта получения травмы в целях положительного прохождения медицинского освидетельствования для возможности поступления на службу в ГПС МЧС России. Результаты данной проверки представителем ответчика в материалы дела также не представлены.
Кроме того, в настоящее время решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от <//> частично удовлетворены исковые требования Константинова А.Ю. к Сибирскому региональному центру МЧС России Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании приказа об увольнении незаконным, изменении формулировки увольнения, а именно изменена дата увольнения истца на дату вынесения решения суда, однако в удовлетворении исковых требований в части изменения формулировки основания увольнения отказано. Данное решение суда в настоящее время в законную силу не вступило, обжаловано ответчиком.
Исковые требования в части взыскания с ответчиков в пользу истца единовременного пособия были выделены судом в отдельное производство.
Так, отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Статьей 12 указанного федерального закона установлены страховые гарантии сотрудникам и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.
Частью 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ установлено, что правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 названной статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 этой же статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Так, согласно п. 2 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденных приказом МЧС России от 23.04.2013 № 280, сотруднику выплачивается единовременное пособие при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС (далее - единовременное пособие в случае повреждения здоровья сотрудника).
В соответствии с п. 6 данных Правил, рассмотрение вопроса выплат, указанных в пунктах 2, 3, 4 и 5 настоящих Правил, осуществляется Комиссией МЧС России по повышению эффективности бюджетных расходов и сокращению текущих затрат (далее - комиссия).
Также согласно п. 9 данных Правил установлено, что в случае гибели (смерти) сотрудника (работника), смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в ФПС ГПС вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ФПС ГПС, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС, по решению руководителя органа, учреждения, в котором проходил службу сотрудник (работник), не позднее 10 дней со дня подачи письменного заявления члена его семьи (близкого родственника) (далее - заинтересованные лица) в установленном порядке назначается служебная проверка обстоятельств случившегося и их причинно-следственной связи с выполнением служебных обязанностей. Срок проведения служебной проверки не должен превышать 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. По результатам служебной проверки оформляется заключение.
На основании п. 28 названных Правил, для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника (работника) на рассмотрение комиссии руководителями территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России представляются следующие документы:
а) рапорт (письменное заявление) сотрудника (работника) на имя руководителя органа, учреждения, в котором он проходил службу (работал);
б) копии материалов и заключение служебной проверки, указанной в пункте 9 настоящих Правил;
в) документ, подтверждающий прекращение службы (работы) в ФПС ГПС по основаниям, указанным в пункте 19 настоящих Правил;
г) для сотрудников - копия заключения Центральной военно-врачебной комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России" (далее - ЦВВК ВЦЭРМ) с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".
Как следует из материалов дела, вышеуказанного рапорта с приложением названных выше документов истец ответчику не передавал. Служебная проверка в отношении него не проводилась, рапорт оставлен без рассмотрения ввиду выявленных противоречий между медицинским документами истца и представленными им сведениями при поступлении на службу в ГПС МЧС России.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в настоящее время истец, заявляя исковые требования именно в части взыскания единовременного пособия, как таковых доказательств соблюдения им заявительного порядка для выплаты данного пособия суду не представляет. Действия по не проведению служебной проверки по факту получения им заболевания в период прохождения службы не оспаривает.
Более того, материалами дела установлено, что военная травма была получена истцом в период прохождения им военной службы, то есть в Министерстве обороны Российской Федерации, тогда как свои требования истец предъявляет к МЧС России.
Вместе с тем, исходя из буквального толкования вышеуказанных положений Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденных приказом МЧС России от 23.04.2013 № 280, единовременное пособие выплачивается при получении сотрудником увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС, именно в связи с выполнением служебных обязанностей, вместе с тем, военная травма не была получена истцом при прохождении им службы ФПС ГПС и исполнении им данных обязанностей. Указанная военная травма была получена истцом при исполнении им обязанностей военной службы.
Однако, действие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в соответствии с ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона, как было указано выше, не распространяется на лиц, проходивших военную службу и получивших увечье при прохождении военной службы, так как данные выплаты предусмотрены иным специальным законодательств, регулирующим порядок возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих.
Тот факт, что заболевание и у истца было диагностировано при прохождении им государственной противопожарной службы само по себе автоматически не возлагает на ответчика обязанность по выплате единовременного пособия, заключением ВВК от <//> № причинно-следственная установленного истцу диагноза как основания его негодности к государственной противопожарной службе была связана с полученной им в период прохождения военной службы военной травмой.
Таким образом, доводы истца о том, что действие Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ распространяется и на данные случаи не может быть принято судом во внимание, поскольку основано на неправильном толковании вышеуказанного законодательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Константинова А.Ю. к Сибирскому региональному центру МЧС России Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о взыскании единовременного пособия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Константинова А. Ю. к Сибирскому региональному центру МЧС России Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о взыскании о взыскании единовременного пособия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья О.А. Иванова