Дело № 2-152/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2013 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Банникова Ю.Э.,
при секретаре Хисматуллиной Л.Т.,
с участием заявителя Борисова С.И., представителя командира войсковой части <Номер> Москового Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <Номер> Борисова С.И. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации и командира войсковой части <Номер>, связанных с исключением из списков личного состава воинской части,
У С Т А Н О В И Л:
Борисов С.И. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 мая 2013 года <Номер> в части его исключения из списков личного состава войсковой части <Номер> с 18 мая 2013 года и обязать: - командира войсковой части <Номер> направить установленным порядком рапорт о выплате ему дополнительного материального стимулирования за 2012 и 2013 годы; - Министра обороны Российской Федерации восстановить его в списках личного состава воинской части, выплатить денежное довольствие, включая дополнительное материальное стимулирование, и исключить его из списков личного состава войсковой части <Номер> после производства выплаты денежного довольствия в полном объёме.
Заявитель Борисов С.И. в судебном заседании полностью поддержал свои требования, в обоснование которых указал, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 декабря 2012 года <Номер> он был исключён из списков личного состава войсковой части <Номер> с 17 ноября 2012 года, при этом на основании решения <данные изъяты> гарнизонного военного суда от 12 февраля 2013 года, признавшего вышеуказанный приказ незаконным, восстановлен в списках личного состава воинской части. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 мая 2013 года <Номер> он вновь исключён из списков личного состава воинской части с 18 мая 2013 года, при этом выплата денежного довольствия произведена ему не в полном объёме – не выплачено предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 дополнительное материальное стимулирование за 2012 и 2013 годы. Поскольку своего согласия на исключение из списков личного состава воинской части без производства всех необходимых расчётов он не давал, Борисов С.И. просил суд удовлетворить заявленные им требования в полном объёме.
Представитель командира войсковой части <Номер> Московой Р.В. в судебном заседании с требованиями заявителя не согласился и просил в их удовлетворении отказать, пояснив, что приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 сентября 2012 года <Номер> Борисов С.И. уволен с военной службы в запас, при этом в 2012 году Борисов С.И. исполнял возложенные на него обязанности по военной службе не более 2 календарных месяцев, а в 2013 году обязанности военной службы вообще не исполнял, поскольку находился в отпусках за 2012 и 2013 года. Поэтому командир войсковой части <Номер> принял решение не включать Борисова С.И. в рапорт на выплату дополнительного материального стимулирования.
Колегова А.С., представляющая в суде интересы Министра обороны Российской Федерации, в своих в письменных возражениях просила рассмотреть дело без её участия, с требованиями заявителя не согласилась и просила в их удовлетворении отказать, при этом пояснив, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, не входит в состав денежного довольствия военнослужащего, поскольку выплачивается за счёт экономии бюджетных средств. Кроме этого, Колегова А.С. указала, что решение о выплате Борисову С.И. дополнительного материального стимулирования за 2012 и 2013 годы командиром войсковой части 05203 не принималось, поскольку на момент принятия решения о выплате оспариваемых денежных средств заявитель был уволен с военной службы.
В судебном заседании были представлены и исследованы следующие доказательства.
Выпиской из приказа Министра обороны Российской Федерации от 13 мая 2013 года <Номер> подтверждается, что Борисов С.И., уволенный в запас приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 сентября 2012 года <Номер>, с 18 мая 2013 года исключён из списков личного состава войсковой части <Номер>.
Из сообщения командира войсковой части <Номер> усматривается, что выписка из приказа Министра обороны Российской Федерации от 13 мая 2013 года <Номер> об исключении Борисова С.И. из списков личного состава поступила в воинскую часть 17 мая 2013 года, при этом заявителю было предложено ознакомиться с выпиской из вышеуказанного приказа.
По ведомости результатов проверки физической подготовки войсковой части <Номер> от 19 января 2012 года усматривается, что Борисов С.И. отсутствовал на контрольной проверке физической подготовленности по болезни.
Согласно ведомостям результатов проверки физической подготовки войсковой части <Номер> от 25 апреля 2012 года, 7 июля 2012 года и 9 октября 2012 года установлено, что Борисов С.И. выполнил нормативы физической подготовки.
В соответствие с выпиской из приказа командира войсковой части <Номер> от 18 января 2012 года <Номер> Борисов С.И. освобождён от физической и строевой подготовки в связи с болезнью с 18 января по 2 февраля 2012 года.
По выписке из приказа командира войсковой части <Номер> от 2 марта 2012 года <Номер> установлено, что Борисов С.И. направлен на курсы переподготовки в <данные изъяты> на срок по 30 июня 2012 года.
Выписками из приказов командира войсковой части <Номер> от 4 июля 2012 года <Номер> и от 10 июля 2012 года <Номер> подтверждается прохождение Борисовым С.И. военно-врачебной комиссии в госпитале <Адрес> и освобождение заявителя от исполнения служебных обязанностей с 10 по 24 июля 2012 года в связи с болезнью, соответственно.
Согласно выпискам из приказов командира войсковой части <Номер> от 25 июля 2012 года <Номер> и от 10 августа 2012 года <Номер>, Борисов С.И. с 25 июля по 10 августа 2012 года находился в госпитале <Адрес>, а на период с 10 по 19 августа 2012 года заявитель освобождался от исполнения обязанностей.
По выписке из приказа командира войсковой части <Номер> от 20 августа 2012 года <Номер> видно, что заявителю предоставлен основной отпуск за 2012 год сроком на 43 сутки, по 1 октября 2012 года.
В соответствие с выпиской из приказа командира войсковой части <Номер> от 9 октября 2012 года <Номер> Борисов С.И. 8 октября 2012 года направлен на лечение в госпиталь <Адрес>.
Выпиской из приказа командира войсковой части <Номер> от 13 ноября 2012 года подтверждается, что Борисову С.И. предоставлена 2 часть основного отпуска за 2012 год продолжительностью 4 суток, по 16 ноября 2012 года.
Из расчётных листков ФКУ «Единый расчётный центр МО РФ» за ноябрь 2012 года и январь, май 2013 года усматривается, что перечисление денежных средств – расчёт Борисова С.И. по увольнению с военной службы, состоялся 16 мая 2013 года, при этом дополнительное материальное стимулирование за 2012 и 2013 года заявителю не выплачивалось.
По рапорту Борисова С.И. от 27 мая 2013 года видно, что заявитель ходатайствовал перед командиром войсковой части <Номер> о выплате ему предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 дополнительного материального стимулирования за 2012 и 2013 года.
Заслушав объяснения сторон, огласив объяснения представителя должностного лица, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования Борисова С.И. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Статьями 10 и 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, при этом им гарантируется право на денежное довольствие.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с требованиями пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчётов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Пунктом 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ» установлен Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направленных на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых сил Российской Федерации. Данная выплата носит исключительно стимулирующий характер, а её размеры устанавливаются в пределах, выделенных на эти цели лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год.
Согласно пунктам 6 и 7 вышеназванного Порядка, указанное материальное стимулирование личного состава производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации - на основании приказов соответствующих командиров (начальников). При этом конкретные размеры материального стимулирования определяются в пределах объёмов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. При этом, размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала (за исключением командиров (начальников, руководителей) и их заместителей со штатным воинским званием по занимаемой воинской должности от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше) не может превышать пятикратного размера расчетной суммы, исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.
Пунктом 11 установленного Порядка, определены условия, при которых военнослужащие не представляются к дополнительному материальному стимулированию, а именно: - военнослужащие, имеющие дисциплинарное взыскание за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата; - имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке.
Анализ вышеуказанных норм позволяет суду сделать вывод о том, что командиру войсковой части <Номер> предоставлено право принятия решения о выплате материального стимулирования подчинённым военнослужащим, учитывая при этом результаты исполнения ими своих должностных обязанностей, а также их профессионально-должностной (командирской) и физической подготовленности.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Борисову С.И., исключённому из списков личного состава войсковой части <Номер> приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 мая 2013 года <Номер>, выплата дополнительного материального стимулирования, установленного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, за 2012 и 2013 года не производилась.
Позиция Борисова С.И. о незаконности его исключения из списков личного состава без обеспечения денежным довольствием – дополнительным материальным стимулированием за 2012 и 2013 года, представляется суду необоснованной, поскольку указанная выплата в силу положений ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» является отдельной выплатой, не входящей в состав денежного довольствия военнослужащих, в связи с чем, требования пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, содержащего исчерпывающие условия, при несоблюдении которых возможно поставить под сомнение законность исключения военнослужащего из списков личного состава части, не могут быть применены к действиям Министра обороны Российской Федерации и командира войсковой части <Номер>, связанным с исключением Борисова С.И. из списков личного состава воинской части.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания незаконным приказа Министра обороны Российской Федерации от 13 мая 2013 года <Номер> в части его исключения из списков личного состава войсковой части <Номер> с 18 мая 2013 года, поскольку должностные лица действовали в соответствии с Законом. Поэтому суд полагает необходимым отказать Борисову С.И. в удовлетворении данной части заявленных им требований.
Что же касается, утверждения Борисова С.И. о наличии у него права на получение оспариваемых выплат в связи с выполнением им нормативов по физической подготовке в 2012 году, суд не может с ним согласиться, поскольку результаты по физической подготовке не являются единственным критерием выплаты дополнительного материального стимулирования. Решение о выплате оспариваемого стимулирования принимается командиром воинской части по результатам всесторонней оценки служебной деятельности военнослужащего.
В то же время, как видно из представленных должностным лицом в судебном заседании доказательств, Борисов С.И. в 2012 году длительное время по различным причинам фактически не исполнял возложенные на него должностные обязанности, что и стало причиной принятия командиром воинской части решения о невыплате заявителю дополнительного материального стимулирования.
Таким образом, суд считает, что должностные лица, чьи действия оспариваются, принимая решение о невыплате Борисову С.И. дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 за 2012 и 2013 года не вышли за пределы своей компетенции, поэтому суд их действия признаёт законными и полагает необходимым отказать Борисову С.И. в удовлетворении его требований.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 258, 321 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части <Номер> Борисова С.И. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации и командира войсковой части <Номер>, связанных с исключением из списков личного состава воинской части, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Э. Банников