РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 декабря 2016 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Степанкова В.В.
при секретаре Байзан Е.Ю.
с участием прокурора Сибирцевой Е.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Поповой О.А. к Муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению «Детский сад № 21 «Звездочка» комбинированного вида», администрации города Минусинска и Управлению образования администрации города Минусинска о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ.
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Поповой О.А. обратился к Муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению «Детский сад № 21 «<данные изъяты>» комбинированного вида» (далее по тексту – ДС № 21) с исковыми требованиями о взыскании недоначисленной заработной платы за июль 2016 года в сумме 2074 рублей.
Требования прокурор мотивирует тем, что Попова О.А. состоит в трудовых отношениях с ДС № 21 в должности <данные изъяты>. В соответствии с главой 50 ТК РФ районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории РФ. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 № 336-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 01.07.2016 года равен 7500 рублей. То есть, минимальный размер заработной платы должен составлять 12 000 рублей. Согласно расчетному листку за июль 2016 года заработная плата Поповой О.А. начислена в размере 9926 рублей. Таким образом, размер недоначисленной заработной платы за июль 2016 года составляет: 12000 – 9926 = 2074 рублей. До настоящего времени заработная плата истцу недоначислена и не выплачена.
Определением суда от 20 сентября 2016 года соответчиками по делу привлечены администрация города Минусинска и Управление образования администрации города Минусинска.
В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил и пояснил, что иск заявлен к Муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению «Детский сад № 21 «Звездочка» комбинированного вида».
Попова О.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика - администрации г.Минусинска в судебное заседание не явился, ходатайств не заявил и отзыв не представил.
Представитель Управления образования администрации города Минусинска по доверенности Банщикова С.С. исковые требования не признала. Пояснила, что ч. 3 ст. 133 ТК РФ установлено, что заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата включает в себя и выплаты компенсационного характера. Таким образом, трудовое законодательство допускает установление окладов как составных частей заработной платы, в размере меньше установленного минимального размера оплаты труда, при условии, что заработная плата, включающая в себя компенсационные выплаты, будет не меньше минимального размера оплаты труда. Региональным соглашением «О минимальной заработной плате в Красноярском крае» от 15.12.2015 года, заключенным между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым союзом организаций профсоюзов и краевым объединением работодателей минимальная заработная плата в период с 1 января по 31 декабря 2016 года установлена в размере 9926 рублей. Законом Красноярского края № 13-6172 от 06.10.2011 года регламентировано, что региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. При разрешении спорного вопроса о правильности начисления заработной платы направлялся запрос и из Министерства финансов Красноярского края получен ответ от 12.9.2016 года, который подтверждает правильность подхода начисления работникам заработной платы. Поэтому считает, что иск прокурора удовлетворению не подлежит. Управления образования администрации города Минусинска учредителем ДС № 21 не является, от имени собственника выполняет организационные, методические функции, производит перераспределение средств среди бюджетных учреждений в пределах выделенных лимитов.
Представитель ДС № 21 заведующая учреждением Черникова И.В. исковые требования не признала, согласившись с доводами представителя Управления образования. Пояснила, что в начале 2016 года учреждение выделилось из Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № № «<данные изъяты>» комбинированного вида», полностью финансируется из городского бюджета, собственных средств для выплаты задолженности по заработной плате ДС № 21 не имеет.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и осуществлении иных процессуальных прав.
Суд на месте определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика – Администрации города Минусинска.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд полагает в иске отказать по следующим основаниям.
Действовавшее до 1 сентября 2007 г. правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 сентября 2007 г., из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая. С 1 сентября 2007 г. также признана утратившей силу часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).
Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
То есть, положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенного работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В силу статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.
На основании ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 г. составляет 7500 руб. в месяц.
Региональным соглашением «О минимальной заработной плате в Красноярском крае» от 15.12.2015 года, заключенным между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым союзом организаций профсоюзов и краевым объединением работодателей минимальная заработная плата в период с 1 января по 31 декабря 2016 года установлена в размере 9926 рублей.
Законом Красноярского края № 13-6172 от 06.10.2011 года регламентировано, что региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Из представленной в материалы дела копии трудового договора (л.д.7-8) установлено, что Попова О.А. с ДД.ММ.ГГГГ принята в ДС № № «<данные изъяты>» на <данные изъяты>
Из Устава Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 21 «Звездочка» комбинированного вида», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации города Минусинска № № суд установил, что учреждение создано путем реорганизации Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № № «<данные изъяты>» комбинированного вида» в форме выделения из его состава структурного подразделения «Звездочка» (п.1.1). Учредителем и собственником имущества ДС 21 является муниципальное образование город Минусинск, от имени которого осуществляет полномочия Администрация города Минусинска (п.1.4).
Согласно расчетному листку за июль 2016 года Поповой О.А. начислена заработная плата в размере 9926 рублей (л.д. 9) за полностью отработанные в месяце рабочие смены.
Таким образом, размер начисленной заработной платы Поповой О.А. за июль 2016 года равен установленному Региональным соглашением «О минимальной заработной плате в Красноярском крае» размеру минимальной заработной платы в крае (9926 руб.), при этом региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту и северной надбавки.
При таких обстоятельствах оснований считать, что Поповой О.А. недоначислена заработная плата у суда не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ.
В удовлетворении исковых требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Поповой О.А. к Муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению «Детский сад № 21 «Звездочка» комбинированного вида», администрации города Минусинска и Управлению образования администрации города Минусинска о взыскании недоначисленной заработной платы отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца.
Председательствующий