Судья Глебова Т.В. Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 декабря 2019 года г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коротченковой И.И.,
судей Старцевой С.А., Герасимовой Л.Н.,
при секретаре Зябкине А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-163/2019 по иску Шаяхмедова Шавката Галиевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов и перерасчете пенсии,
по апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) на решение Верховского районного суда Орловской области от 13 сентября 2019 г., которым постановлено:
«Исковое заявление Шаяхмедова Шавката Галиевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов и перерасчете пенсии удовлетворить.
Установить юридический факт принадлежности правоустанавливающих документов Шаяхмедову Шавкату Галиевичу, <дата> года рождения:
- справки 31-13 № 178 от 19 декабря 2017 г., уточняющей особый характер работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, выданной на имя Шаяхмедова Шавката Галиевича акционерным обществом «УПП» Республики Узбекистан;
- справки о сумме заработной платы, кроме премий и вознаграждений, выплаченных за период свыше месяца с сумм которых уплачены страховые взносы № 31-11/4-480 от 19 декабря 2017 г., выданной на имя Шаяхмедова Шавката Галиевича акционерным обществом «УПП» Республики Узбекистан;
- справки о сумме заработной платы, кроме премий и вознаграждений, выплаченных за период свыше месяца с сумм которых уплачены страховые взносы № 31-11/4-481 от 19 декабря 2017 г., выданной на имя Шаяхмедова Шавката Галиевича акционерным обществом «УПП» Республики Узбекистан;
- справки о премиях, доплатах к заработной плате и вознаграждений, выплаченных за период свыше месяца с сумм которых уплачены страховые взносы № 31-11/4-482 от 19 декабря 2017 г., выданной на имя Шаяхмедова Шавката Галиевича акционерным обществом «УПП» Республики Узбекистан.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) принять для оценки пенсионных прав Шаяхмедова Шавката Галиевича архивные справки: 31-13 №178 от 19 декабря 2017 г., № 31-11/4-480 от 19 декабря 2017 г., № 31-11/4-481 от 19 декабря 2017 г., № 31-11/4-482 от 19 декабря 2017 г., выданные на имя Шаяхмедова Шавката Галиевича акционерным обществом «УПП» Республики Узбекистан, и произвести перерасчет пенсии Шаяхмедову Шавкату Галиевичу с 01 мая 2019 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) в бюджет муниципального образования Верховский район Орловской области государственную пошлину в размере 300 руб.»
Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия,
установила:
Шаяхмедов Ш.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ УПФР в Верховском районе Орловской области, пенсионный орган) об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов и перерасчете пенсии.
Исковые требования мотивированы тем, что он является получателем досрочной страховой пенсии по старости с 57 лет.
При назначении пенсии пенсионным органом не были учтены периоды его работы в акционерном обществе «УПП» (далее – АО «УПП») Республики Узбекистан, в связи с чем, 16 августа 2019 г. он обратился в ГУ УПФР в Верховском районе Орловской области с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости, представив справки, подтверждающие факт его работы в АО «УПП» Республики Узбекистан, однако пенсионный орган данные документы не учел по тем основаниям, что ответы на официальные запросы пенсионного органа не поступили.
Указывает, что АО «УПП» в настоящее время ликвидировано, при этом его работа в АО «УПП» в спорный период подтверждается записями в трудовой книжке.
Ссылаясь на Соглашение от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», уточнив заявленные требования, просил суд установить факт принадлежности справки АО «УПП» № 478 от 19 декабря 2017 г., уточняющей особый характер работы; справки АО «УПП» о сумме заработка за период с июля 1983 г. по декабрь 1988 г. № 31-11/4-480 от 19 декабря 2017 г.; справки АО «УПП» о сумме заработка за период с января 1989 г. по апрель 1992 г. № 31-11/4-481 от 19 декабря 2017 г.; справки АО «УПП» о премиях, доплатах к заработной плате и вознаграждений № 31-11/4-482 от 19 декабря 2017 г.; обязать ГУ УПФР в Верховском районе Орловской области принять для оценки его пенсионных прав указанные справки и произвести перерасчет пенсии.
Представитель истца Шаяхмедова Ш.Г. - ФИО7 пояснила, что спорные справки были получены истцом в декабре 2017 года. В настоящее время АО «УПП» ликвидировано, счета организации арестованы, в связи с чем официальные запросы пенсионного органа о стаже и размере заработка истца оставлены без ответа. Ответчиком при подсчете общего стажа истца учтены периоды его работы в АО «УПП», однако пенсия ему назначена без учета заработка в данный период.
Представитель ответчика ФИО8 при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФР в Верховском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Указывает, что в представленных в пенсионный орган справках выявлены противоречия и недостатки в части сумм заработной платы истца, отсутствуют переводы штампов на русский язык, а также истцом не представлены копии лицевых счетов либо иные документы, на основании которых были изготовлены спорные справки.
Также указывает, что истцом не представлены доказательства ликвидации АО «УПП», ареста его счетов.
Считает, что у суда не имелось правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по перерасчету пенсии истца с 01 мая 2019 г.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
С 01 января 2015 года страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее по тексту - Соглашение), в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В силу ст. 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Таким образом, из анализа указанных норм Соглашения следует, что граждане, переселившиеся на территорию Российской Федерации из государства - участника Соглашения, могут претендовать на назначение в Российской Федерации такого вида пенсии, который предусмотрен как на территории Российской Федерации, так и на территории государства - участника Соглашения, где выработан специальный стаж при схожих условиях назначения такого вида пенсии.
Судом установлено, что Шаяхмедов Ш.Г., <дата> года рождения, является гражданином Российской Федерации, зарегистрирован по месту жительства в <адрес> с <дата> (л.д. 33-113).
Шаяхмедову Ш.Г. с 16 февраля 2018 г. назначена досрочная страховая пенсия по старости. При этом согласно справке № 2 от 16 февраля 20018 г. по итогам правовой оценки пенсионных прав периоды работы истца с 31 января 1983 г. по 31 декабря 1991 г. в должности <...> в СМУ-6 Навоийского Управления строительства Республики Узбекистан зачтены пенсионным фондом в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Однако пенсия назначена без учета заработной платы в периоды осуществления им трудовой деятельности в СМУ-6 Навоийского Управления строительства Республики Узбекистан (л.д. 94-95, 107).
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) были сделаны запросы в Агентство «Узархив» при Кабинете Министров Республики Узбекистан о подтверждении стажа и заработной платы за период работы истца в АО «УПП» Республики Узбекистан г. Навоий по стажу и заработной плате за
период работы в СМУ-6 Навоийского Управления строительства Республики Узбекистан с 31 января 1983 г. по 20 января 1992 г., в производственном объединении Навоицемент за период с 15 февраля 1995 г. по 12 октября 1997 г.
Агентством «Узархив» при Кабинете Министров Республики Узбекистан представлена архивная справка № 01-30/457, подтверждающая период работы истца в СМУ-6 Навоийского Управления строительства Республики Узбекистан за 1983 г., и архивные справки № 661/01-08, № 667/02-09, № 668/02-09 о стаже и заработке истца в производственном объединении Новоицемент за период с 15 февраля 1995 г. по 12 октября 1997 г. Сведения по спорным периодам в архив не поступали (л.д. 129-133).
На основании заявления Шаяхмедова Ш.Г. от 05 декабря 2018 г., ГУ УПФР в Верховском районе Орловской области произведен перерасчет пенсии истца с 01 января 2019 г. (л.д.121), при этом уведомлением пенсионного органа от 24 апреля 2019 г. № 257 отказано в принятии справок по заработной плате, полученных истцом самостоятельно из АО «УПП» Республики Узбекистан:
- справки 31-13 № 478 от 19 декабря 2017 г., уточняющей особый характер работы и дающей право на льготное пенсионное обеспечение;
- справки № 31-11/4-480 от 19 декабря 2017 г. о сумме заработка, кроме премий, доплат и вознаграждений, выплаченных за период свыше месяца с сумм которой уплачены страховые;
- справки № 31-11/4-481 от 19 декабря 2017 г. о сумме заработка, кроме премий, доплат и вознаграждений, выплаченных за период свыше месяца с сумм которой уплачены страховые взносы;
- справки № 31-11/4-482 от 19 декабря 2017 г. о премии, доплаты к заработной плате и вознаграждения, выплаченные за период свыше месяца, с сумм которых уплачены страховые взносы.
Рекомендовано подтвердить факт принадлежности данных справок в судебном порядке (л.д. 23-24).
Как установлено судом первой инстанции, из трудовой книжки истца следует, что в период с 31 января 1983 г. по 20 января 1992 г. Шаяхмедов Ш.Г. осуществлял трудовую деятельность в должности <...> в Навоийском управлении строительства Республики Узбекистан.
Согласно справке № 31-11/4-479 от 19 декабря 2017 г. правопреемником Управления производственных предприятий Навоийского управления строительства является ОАО «УПП» с 10 апреля 1999 г., переименованное 21 июля 2014 г. в АО «УПП».
Факт работы истца в спорный период ответчиком установлен и не оспаривается.
Удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что установление факта принадлежности архивных справок от 19 декабря 2017 г.: 31-13 № 178; № 31-11/4-480; № 31-11/4-481; № 31-11/4-482 имеет для истца юридическое значение, поскольку позволит реализовать его право на пересчет пенсии с
учетом размера заработка за период 1983-1992 годы и осуществить перерасчет пенсии истца с 01 мая 2019 г.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 66 ТК РФ и п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Аналогичные положения содержались и в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 555 от 24 июля 2002 г.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 6 ст. 21 ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п. 51 Перечня).
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, истец осуществлял трудовую деятельность в период с 31 января 1983 г. по 20 января 1992 г. в должности электросварщика ручной сварки в Навоийском управлении строительства Республики Узбекистан, в трудовой книжке имеются записи о приеме его на работу и увольнении с указанием соответствующих приказов.
Ответчик, указанный период работы не оспаривал, добровольно включил его стаж, дающий истцу право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
При обращении в пенсионный орган с заявлением о перерасчете страховой пенсии Шаяхмедов Ш.Г. представил выше указанные справки, уточняющие особый характер работы, а также суммы заработной платы, премии и доплаты к заработной плате, с учетом уплаченных страховых взносов.
Сведения, содержащиеся в данных справках не противоречат сведениям, содержащимся в трудовой книжке, а также в справках, полученных пенсионным органом по запросу государственных архивов Республики Узбекистан.
На основании ч. 1 ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Поскольку в ином порядке истцу удостоверить факт принадлежности правоустанавливающих документов не представилось возможным, сведения о спорном периоде по запросу пенсионного органа не получены, между тем данный факт позволит Шаяхмедову Ш.Г. реализовать его право на перерасчет пенсии и с учетом размера заработка за спорный период.
Ссылка ответчика на то, что в указанных справках выявлены противоречия и недостатки в части сумм заработной платы истца, отсутствие переводов штампов на русский язык, а также указание, что истцом не представлены копии лицевых счетов либо иных документов, на основании которых были изготовлены спорные справки, а также на непредставление истцом доказательств ликвидации АО «УПП» и ареста его счетов, не влечет отмену решения суда в указанной части, поскольку записи о спорных периодах работы внесены в трудовую книжку истца установленного образца, которая является документом подтверждающим периоды работы по трудовому договору (ст. 66 ТК РФ, п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015).
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, произвел надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Верховского районного суда Орловской области от 13 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Глебова Т.В. Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 декабря 2019 года г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коротченковой И.И.,
судей Старцевой С.А., Герасимовой Л.Н.,
при секретаре Зябкине А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-163/2019 по иску Шаяхмедова Шавката Галиевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов и перерасчете пенсии,
по апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) на решение Верховского районного суда Орловской области от 13 сентября 2019 г., которым постановлено:
«Исковое заявление Шаяхмедова Шавката Галиевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов и перерасчете пенсии удовлетворить.
Установить юридический факт принадлежности правоустанавливающих документов Шаяхмедову Шавкату Галиевичу, <дата> года рождения:
- справки 31-13 № 178 от 19 декабря 2017 г., уточняющей особый характер работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, выданной на имя Шаяхмедова Шавката Галиевича акционерным обществом «УПП» Республики Узбекистан;
- справки о сумме заработной платы, кроме премий и вознаграждений, выплаченных за период свыше месяца с сумм которых уплачены страховые взносы № 31-11/4-480 от 19 декабря 2017 г., выданной на имя Шаяхмедова Шавката Галиевича акционерным обществом «УПП» Республики Узбекистан;
- справки о сумме заработной платы, кроме премий и вознаграждений, выплаченных за период свыше месяца с сумм которых уплачены страховые взносы № 31-11/4-481 от 19 декабря 2017 г., выданной на имя Шаяхмедова Шавката Галиевича акционерным обществом «УПП» Республики Узбекистан;
- справки о премиях, доплатах к заработной плате и вознаграждений, выплаченных за период свыше месяца с сумм которых уплачены страховые взносы № 31-11/4-482 от 19 декабря 2017 г., выданной на имя Шаяхмедова Шавката Галиевича акционерным обществом «УПП» Республики Узбекистан.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) принять для оценки пенсионных прав Шаяхмедова Шавката Галиевича архивные справки: 31-13 №178 от 19 декабря 2017 г., № 31-11/4-480 от 19 декабря 2017 г., № 31-11/4-481 от 19 декабря 2017 г., № 31-11/4-482 от 19 декабря 2017 г., выданные на имя Шаяхмедова Шавката Галиевича акционерным обществом «УПП» Республики Узбекистан, и произвести перерасчет пенсии Шаяхмедову Шавкату Галиевичу с 01 мая 2019 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) в бюджет муниципального образования Верховский район Орловской области государственную пошлину в размере 300 руб.»
Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия,
установила:
Шаяхмедов Ш.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ УПФР в Верховском районе Орловской области, пенсионный орган) об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов и перерасчете пенсии.
Исковые требования мотивированы тем, что он является получателем досрочной страховой пенсии по старости с 57 лет.
При назначении пенсии пенсионным органом не были учтены периоды его работы в акционерном обществе «УПП» (далее – АО «УПП») Республики Узбекистан, в связи с чем, 16 августа 2019 г. он обратился в ГУ УПФР в Верховском районе Орловской области с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости, представив справки, подтверждающие факт его работы в АО «УПП» Республики Узбекистан, однако пенсионный орган данные документы не учел по тем основаниям, что ответы на официальные запросы пенсионного органа не поступили.
Указывает, что АО «УПП» в настоящее время ликвидировано, при этом его работа в АО «УПП» в спорный период подтверждается записями в трудовой книжке.
Ссылаясь на Соглашение от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», уточнив заявленные требования, просил суд установить факт принадлежности справки АО «УПП» № 478 от 19 декабря 2017 г., уточняющей особый характер работы; справки АО «УПП» о сумме заработка за период с июля 1983 г. по декабрь 1988 г. № 31-11/4-480 от 19 декабря 2017 г.; справки АО «УПП» о сумме заработка за период с января 1989 г. по апрель 1992 г. № 31-11/4-481 от 19 декабря 2017 г.; справки АО «УПП» о премиях, доплатах к заработной плате и вознаграждений № 31-11/4-482 от 19 декабря 2017 г.; обязать ГУ УПФР в Верховском районе Орловской области принять для оценки его пенсионных прав указанные справки и произвести перерасчет пенсии.
Представитель истца Шаяхмедова Ш.Г. - ФИО7 пояснила, что спорные справки были получены истцом в декабре 2017 года. В настоящее время АО «УПП» ликвидировано, счета организации арестованы, в связи с чем официальные запросы пенсионного органа о стаже и размере заработка истца оставлены без ответа. Ответчиком при подсчете общего стажа истца учтены периоды его работы в АО «УПП», однако пенсия ему назначена без учета заработка в данный период.
Представитель ответчика ФИО8 при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФР в Верховском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Указывает, что в представленных в пенсионный орган справках выявлены противоречия и недостатки в части сумм заработной платы истца, отсутствуют переводы штампов на русский язык, а также истцом не представлены копии лицевых счетов либо иные документы, на основании которых были изготовлены спорные справки.
Также указывает, что истцом не представлены доказательства ликвидации АО «УПП», ареста его счетов.
Считает, что у суда не имелось правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по перерасчету пенсии истца с 01 мая 2019 г.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
С 01 января 2015 года страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее по тексту - Соглашение), в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В силу ст. 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Таким образом, из анализа указанных норм Соглашения следует, что граждане, переселившиеся на территорию Российской Федерации из государства - участника Соглашения, могут претендовать на назначение в Российской Федерации такого вида пенсии, который предусмотрен как на территории Российской Федерации, так и на территории государства - участника Соглашения, где выработан специальный стаж при схожих условиях назначения такого вида пенсии.
Судом установлено, что Шаяхмедов Ш.Г., <дата> года рождения, является гражданином Российской Федерации, зарегистрирован по месту жительства в <адрес> с <дата> (л.д. 33-113).
Шаяхмедову Ш.Г. с 16 февраля 2018 г. назначена досрочная страховая пенсия по старости. При этом согласно справке № 2 от 16 февраля 20018 г. по итогам правовой оценки пенсионных прав периоды работы истца с 31 января 1983 г. по 31 декабря 1991 г. в должности <...> в СМУ-6 Навоийского Управления строительства Республики Узбекистан зачтены пенсионным фондом в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Однако пенсия назначена без учета заработной платы в периоды осуществления им трудовой деятельности в СМУ-6 Навоийского Управления строительства Республики Узбекистан (л.д. 94-95, 107).
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) были сделаны запросы в Агентство «Узархив» при Кабинете Министров Республики Узбекистан о подтверждении стажа и заработной платы за период работы истца в АО «УПП» Республики Узбекистан г. Навоий по стажу и заработной плате за
период работы в СМУ-6 Навоийского Управления строительства Республики Узбекистан с 31 января 1983 г. по 20 января 1992 г., в производственном объединении Навоицемент за период с 15 февраля 1995 г. по 12 октября 1997 г.
Агентством «Узархив» при Кабинете Министров Республики Узбекистан представлена архивная справка № 01-30/457, подтверждающая период работы истца в СМУ-6 Навоийского Управления строительства Республики Узбекистан за 1983 г., и архивные справки № 661/01-08, № 667/02-09, № 668/02-09 о стаже и заработке истца в производственном объединении Новоицемент за период с 15 февраля 1995 г. по 12 октября 1997 г. Сведения по спорным периодам в архив не поступали (л.д. 129-133).
На основании заявления Шаяхмедова Ш.Г. от 05 декабря 2018 г., ГУ УПФР в Верховском районе Орловской области произведен перерасчет пенсии истца с 01 января 2019 г. (л.д.121), при этом уведомлением пенсионного органа от 24 апреля 2019 г. № 257 отказано в принятии справок по заработной плате, полученных истцом самостоятельно из АО «УПП» Республики Узбекистан:
- справки 31-13 № 478 от 19 декабря 2017 г., уточняющей особый характер работы и дающей право на льготное пенсионное обеспечение;
- справки № 31-11/4-480 от 19 декабря 2017 г. о сумме заработка, кроме премий, доплат и вознаграждений, выплаченных за период свыше месяца с сумм которой уплачены страховые;
- справки № 31-11/4-481 от 19 декабря 2017 г. о сумме заработка, кроме премий, доплат и вознаграждений, выплаченных за период свыше месяца с сумм которой уплачены страховые взносы;
- справки № 31-11/4-482 от 19 декабря 2017 г. о премии, доплаты к заработной плате и вознаграждения, выплаченные за период свыше месяца, с сумм которых уплачены страховые взносы.
Рекомендовано подтвердить факт принадлежности данных справок в судебном порядке (л.д. 23-24).
Как установлено судом первой инстанции, из трудовой книжки истца следует, что в период с 31 января 1983 г. по 20 января 1992 г. Шаяхмедов Ш.Г. осуществлял трудовую деятельность в должности <...> в Навоийском управлении строительства Республики Узбекистан.
Согласно справке № 31-11/4-479 от 19 декабря 2017 г. правопреемником Управления производственных предприятий Навоийского управления строительства является ОАО «УПП» с 10 апреля 1999 г., переименованное 21 июля 2014 г. в АО «УПП».
Факт работы истца в спорный период ответчиком установлен и не оспаривается.
Удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что установление факта принадлежности архивных справок от 19 декабря 2017 г.: 31-13 № 178; № 31-11/4-480; № 31-11/4-481; № 31-11/4-482 имеет для истца юридическое значение, поскольку позволит реализовать его право на пересчет пенсии с
учетом размера заработка за период 1983-1992 годы и осуществить перерасчет пенсии истца с 01 мая 2019 г.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 66 ТК РФ и п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Аналогичные положения содержались и в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 555 от 24 июля 2002 г.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 6 ст. 21 ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п. 51 Перечня).
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, истец осуществлял трудовую деятельность в период с 31 января 1983 г. по 20 января 1992 г. в должности электросварщика ручной сварки в Навоийском управлении строительства Республики Узбекистан, в трудовой книжке имеются записи о приеме его на работу и увольнении с указанием соответствующих приказов.
Ответчик, указанный период работы не оспаривал, добровольно включил его стаж, дающий истцу право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
При обращении в пенсионный орган с заявлением о перерасчете страховой пенсии Шаяхмедов Ш.Г. представил выше указанные справки, уточняющие особый характер работы, а также суммы заработной платы, премии и доплаты к заработной плате, с учетом уплаченных страховых взносов.
Сведения, содержащиеся в данных справках не противоречат сведениям, содержащимся в трудовой книжке, а также в справках, полученных пенсионным органом по запросу государственных архивов Республики Узбекистан.
На основании ч. 1 ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Поскольку в ином порядке истцу удостоверить факт принадлежности правоустанавливающих документов не представилось возможным, сведения о спорном периоде по запросу пенсионного органа не получены, между тем данный факт позволит Шаяхмедову Ш.Г. реализовать его право на перерасчет пенсии и с учетом размера заработка за спорный период.
Ссылка ответчика на то, что в указанных справках выявлены противоречия и недостатки в части сумм заработной платы истца, отсутствие переводов штампов на русский язык, а также указание, что истцом не представлены копии лицевых счетов либо иных документов, на основании которых были изготовлены спорные справки, а также на непредставление истцом доказательств ликвидации АО «УПП» и ареста его счетов, не влечет отмену решения суда в указанной части, поскольку записи о спорных периодах работы внесены в трудовую книжку истца установленного образца, которая является документом подтверждающим периоды работы по трудовому договору (ст. 66 ТК РФ, п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015).
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, произвел надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Верховского районного суда Орловской области от 13 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи