Дело № 2-229/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 марта 2017 года г. Вельск
Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Латфуллина И.Г.,
при секретаре Кулык Г.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области об уменьшении размера исполнительского сбора и предоставлении рассрочки его уплаты,
установил:
администрация МО «Вельский муниципальный район» обратилась в суд с иском к УФССП России по Архангельской области об уменьшении размера исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области от 27 мая 2016 года по исполнительному производству № * до * рублей, и рассрочке его уплаты на 6 месяцев, с выплатой ежемесячного платежа в размере * руб., начиная с марта 2017 года по август 2017 года.
В обоснование иска указав, что решением Вельского районного суда Архангельской области от 08 февраля 2013 года по делу № 2-*/2013 на администрацию МО « Аргуновское» возложена обязанность предоставить Третьяковой Л.В. на состав семьи из двух человек, в том числе на Третьякову В.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, в виде квартиры, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 16,2 кв.м., расположенное в черте пос. Аргуновский Вельского района Архангельской области, отвечающее санитарно- техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по поселку Аргуновский Вельского района Архангельской области. На основании исполнительного документа было возбуждено исполнительное производство №*-ИП. Администрация МО «Аргуновское» обратилась в суд с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве. Определением суда от 27 января 2016 года была произведена замена должника с администрации МО «Аргуновское» на администрацию МО «Вельский муниципальный район». 21 апреля 2016 года судебным приставом-исполнителем в отношении администрации МО «Вельский муниципальный район» возбуждено исполнительное производство №*, а 27 мая 2016 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере * руб. Взыскание исполнительного сбора в максимальном размере необоснованно и размер, вынесенного исполнительского сбора в отношении администрации подлежит уменьшению до * руб., так как в рамках исполнения решения суда администрацией были приняты все соответствующие меры для надлежащего исполнения обязательства и требований судебного постановления. У администрации отсутствуют в муниципальной собственности свободный жилищный фонд необходимой площади для исполнения решения суда. В бюджете администрации отсутствуют денежные средства, предназначенные на приобретение жилых помещений для данных лиц, дефицит бюджета, принятого на 2017 год, составляет * тыс.руб. На заседании общественной жилищной комиссии, состоявшейся 31 августа 2016 года, было принято решение предоставить Третьяковой Л.В. на состав семьи из двух человек во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, при наличии свободных жилых помещений на территории МО «Аргуновское». Ввиду отсутствия на территории МО «Аргуновское» свободных жилых помещений комиссией также принято решение предложить Третьяковой по договору социального найма свободное жилое помещение на территории других муниципальных образований, соответствующее уровню благоустройства по МО «Аргуновское». В настоящее время решение суда не исполнено.
З лицо Третьякова Л.В. заявленное требование не поддержала, указав, что администрация муниципального образования длительное время не исполняет решение суда о предоставлении ее семье квартиры.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела по существу не заявляли.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Законом).
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Законом.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав – исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Законом.
В соответствии со ст. 105 Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ст. 112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1, 2 ст. 112 Закона).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (ч. 2 ст. 112 Закона). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации в соответствии с ч. 3 указанной статьи устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В ч. 6 ст. 112 Закона предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Законом обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, содержащимся в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому роду мерам юридической ответственности.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Вельского районного суда Архангельской области от 08 февраля 2013 года администрация муниципального образования «Аргуновское» обязана предоставить Третьяковой Л.В. на состав семьи из двух человек, в том числе на Третьякову В.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, в виде квартиры, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 16,2 кв.м., расположенное в черте пос. Аргуновский Вельского района Архангельской области, отвечающее санитарно- техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по поселку Аргуновский Вельского района Архангельской области.
Администрация МО «Аргуновское» обратилась в суд с заявлением о замене стороны в исполнительно производстве.
Определением Вельского районного суда от 27 января 2016 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 11 апреля 2016 года, была произведена замена должника с администрации МО «Аргуновское» на администрацию МО «Вельский муниципальный район».
На основании выданного Вельским районным судом Архангельской области исполнительного листа, судебным приставом-исполнителем ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП по Архангельской области 21 апреля 2016 года возбуждено исполнительное производство № *-ИП, должнику был установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в течение 5 дней с момента получения должником настоящего постановления. Копия постановления получена истцом.
Между тем, в установленный срок решение суда исполнено не было и что истцом не оспаривается, в связи с чем, судебный пристав-исполнитель ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области 27 мая 2016 года вынес постановление о взыскании с должника администрации МО «Вельский муниципальный район» исполнительского сбора в размере * рублей.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
На момент рассмотрения дела исполнительский сбор, об уменьшении размера и рассрочки которого просит административный истец, не уплачен, доказательств обратному суду не представлено.
Заявляя требования об уменьшении размера исполнительского сбора и его рассрочке, администрация МО «Вельский муниципальный район» указывает на отсутствие вины, затруднительное финансовое положение ввиду принятия бюджета в 2017 году с дефицитом, размер которого составляет * тыс. руб. Кроме того, администрацией МО «Вельский муниципальный район» указано на принятие комплекса мер по исполнению решения суда, в подтверждение суду представлены соответствующие доказательства.
Проанализировав представленные административным истцом доказательства в обоснование заявленных требований в совокупности с нормами материального права, суд приходит к выводу, что администрацией МО «Вельский муниципальный район» действительно принят комплекс мер по исполнению решения суда.
Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства конкретные обстоятельства дела, степень вины администрации МО «Вельский муниципальный район», а также имущественное положение должника, иные существенные для дела обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии в данном случае правовых оснований, позволяющих суду уменьшить размер исполнительского сбора до * рублей и рассрочить взыскание исполнительского сбора на 6 месяцев, с выплатой ежемесячного платежа в размере *руб., начиная с марта 2017 года по август 2017 года, в связи с чем, требования к УФССП России по Архангельской области подлежат удовлетворению.
При этом суд учитывает, что уменьшением размера исполнительского сбора и рассрочкой по его уплате, не нарушаются права иных лиц. Удовлетворение требований истца в рамках настоящего дела не является основанием для прекращения, имеющегося у должника обязательства по исполнению решения суда, и его не приостанавливает.
В соответствии с ч. 8 ст. 112 Закона решение суда об уменьшении размера исполнительского сбора и его отсрочке подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» - удовлетворить.
Размер исполнительского сбора в сумме * рублей, взысканный с администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области от 27 мая 2016 года по исполнительному производству № *, возбужденному 21 апреля 2016 года на основании исполнительного листа, выданного Вельским районным судом Архангельской области по гражданскому делу № 2-*/2013, уменьшить на одну четверть, до * рублей.
Администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» рассрочить взыскание исполнительского сбора на шесть месяцев с марта 2017 года по август 2017 года, с выплатой ежемесячного платежа в размере * руб. * коп., а именно: март 2017 года – * рублей, апрель 2017 года - * рублей, май 2017 года - * рублей, июнь 2017 года - * рублей, июль 2017 года - * рублей, август 2017 года - * рублей.
Решение суда об уменьшении размера исполнительского сбора обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий И.Г.Латфуллин