Копия
Дело №
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 мая 2021 года г.Самара
Железнодорожный районный суд г.Самара
в составе: председательствующего судьи Бойко Л.А.
при секретаре Лаптевой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № административному иску ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары к Кашину Г.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу, суд
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары обратилась в Железнодорожный районный суд г.Самары с административным иском к Кашину Г.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу, в обоснование требований указав, что Кашин Г.М. в 2017г., 2018г. являлся собственником транспортный средств марки <данные изъяты>, следовательно, налогоплательщиком транспортного налога. Поскольку в установленный в налоговом уведомлении срок налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил, на основании ст.75 Налогового кодекса РФ инспекцией начислены пени, направлены в адрес Кашина Г.М. требования об уплате налога и пени. В связи с неисполнением налогоплательщиком требований №22475, №4929, налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Кашина Г.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу на сумму 6165,24 рублей, который определением мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного судебного района г.Самары Самарской области отменен на основании ст.123.7 Кодекса административного судопроизводства РФ, в связи с поступлением возражений должника относительно исполнения судебного приказа. Реализуя право на взыскание недоимки по транспортному налогу в порядке искового производства, уточнив требования (л.д.60), административный истец просит суд взыскать с Кашина Г.М. в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары недоимку по транспортному налогу за 2017г., 2018г. в размере 4894 рублей, пени за 2017г. в размере 2,90 рублей, на общую сумму 4896,90 рублей. Кашин имеет льготу «Транспортные средства, находящиеся в розыске» до начала действия с 21.10.2004г. по автомобилю легковому <данные изъяты> с 21.10.2004г., в связи с чем ему сделан перерасчет транспортного налога в размере 1243руб за 2018 год. О наличии льготы ИФНС стало известно 12.03.2021г.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.59).
Административный ответчик Кашин Г.М. в судебное заседание не явился, ранее участвуя в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что автомобиль <данные изъяты> похищен в 2003г., по факту чего возбуждено уголовное дело, которое прекращено за истечением срока давности, транспортное средство так и не установлено, в связи с чем владение и пользование автомобилем не осуществлялось в заявленный период. Представил письмо следственного управления МВД России по г. Самаре.
На основании ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося истца, извещенного о времени и месте слушания.
Принимая во внимание доводы сторон, изучив материалы административного дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 22.03.2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15.09.2015 г. вступил в законную силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ.
В силу ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьёй 14 Налогового кодекса РФ определено, что транспортный налог относится к региональным налогам и сборам.
В соответствии с ч.1 ст.357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы в установленном порядке транспортные средства. Согласно части 1 статьи 358 НК РФ автомобили признаются объектом налогообложения.
Пунктом 1 ст.358 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины. Зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что в период 2017г., 2018г. в собственности Кашина Г.М. находились следующие транспортные средства: <данные изъяты>.
Следовательно, ответчик в порядке ст.23 НК РФ обязан уплачивать начисленные ему имущественные налоги.
В силу п.1 ч. 1 ст.359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно п.1 ст.362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок уплаты транспортного налога за 2017г. – установлен до 1 декабря 2018г., за 2018г. - до 1 декабря 2019г.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом – п.3 ст.363 Налогового кодекса РФ, п.12 ст.3 Закона Самарской области от 06.11.2002 г. № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области».
При этом согласно ч.2 ст.52 Налогового кодекса РФ в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В этих случаях обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 Налогового кодекса РФ).
В силу ч.1 ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ч.1 ст.70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Из материалов дела усматривается, что налоговая инспекция исчислила Кашину Г.М. транспортный налог за 2017г. в размере 3630 рублей, за 2018г. – 2507 рублей, в подтверждение чего представлены налоговые уведомления №90535409 от 31.12.2019г. со сроком уплаты до 28.02.2020г., №43717519 от 25.07.2019г. со сроком уплаты до 02.12.2019г., направленные налогоплательщику посредствам выгрузки в личный кабинет налогоплательщика в порядке ст.31 Налогового кодекса РФ (л.д.11, 15).
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по уплате исчисленного транспортного налога, налоговая инспекция в порядке ч.2 ст.69, ч.1 ст.70 Налогового кодекса РФ направила в адрес Кашина Г.М. посредствам размещения в личном кабинете налогоплательщика требование №4929 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 20.01.2020г. на сумму 2532,34 рублей со сроком уплаты до 10.03.2020г., а также требование №22475 по состоянию на 04.03.2020г. на сумму 3632,90 рублей со сроком уплаты до 21.04.2020г.
Поскольку в добровольном порядке административный ответчик обязанность по уплате налога не исполнил, налоговой инспекцией начислены пени за просрочку исполнения обязательств.
В силу п.2 ст.57 Налогового кодекса РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться, в том числе, пени.
В соответствии с п.1, 4 ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, при этом пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Проверяя представленный административным истцом расчет пени, суд приходит к выводу, что размер пени исчислен налоговым органом верно с учетом действовавших ставок рефинансирования Центрального банк РФ, составляет 1,90 рублей (или 2,90???).
Статьей 48 Налогового кодекса РФ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Налоговая инспекция 13.07.2020г. обратилась с заявлением к мировому судье судебного участка №1 Железнодорожного судебного района г.Самары Самарской области о вынесении на имя Кашина Г.М. судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу на сумму 6165,24 рублей, т.е. в установленный законом 6-месячный срок.
Определением мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного судебного района г.Самары судебный приказ №2а-1720/20 от 20.07.2020г. отменен на основании ст.123.7 Кодекса административного судопроизводства РФ, в связи с поступлением возражений должника (л.д.20).
Административное исковое заявления ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары подано в суд 03.02.2021г., т.е. своевременно.
Вместе с тем, разрешая заявленные требования по существу, суд признает доводы административного ответчика состоятельными в части освобождения его от уплаты транспортного налога на автомобиль ВАЗ 21102 в виду следующего.
В соответствии с п.7 ч.2 ст.358 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения не признаются транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса
Согласно инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной приказом МВД России от 17 февраля 1994 года N 58 "О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства", розыск автотранспортных средств осуществляют органы внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 17.4 методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 года N БГ-3-21/177, определено, что документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.
Так, в обоснование возражений относительно заявленных требований административным ответчиком представлены сведения Следственного управления Управления МВД России по г.Самаре от 20.03.2020г. (л.д.37), согласно которым достоверно установлено, что 21.10.2004г. по факту <данные изъяты> хищения автомобиля ВАЗ 21102, государственный регистрационный номер К935ТТ63, возбуждено уголовное дело, которое 21.10.2010г. прекращено за истечением срока давности привлечения лица к уголовной ответственности в порядке п.3ч.1 ст.24 Уголовного процессуального кодекса РФ.
Таким образом, в данном случае обязанность налогоплательщика по оплате налога не может быть связана с действиями, направленными собственником транспортного средства на регистрацию либо на снятие с регистрационного учета, поскольку в соответствии с положениями ст.358 Налогового кодекса РФ факт отсутствия объекта, как обязательного элемента налогообложения, принципиально исключает взыскание налога вне зависимости от того, сообщалось ли об этом ранее налоговому органу налогоплательщиком.
При совокупности представленных доказательств, суд полагает доказанным факт владения административным ответчиком в заявленный период транспортными средствами марки <данные изъяты>, а также факт неуплаты налога и пени в установленный срок, что не отрицается Кашиным Г.М.
В связи с указанными обстоятельствами, требования административного истца в части взыскания транспортного налога за 2017г. в размере 2387 рублей, за 2018г. в размере 1264 рублей, пени за 2017г. в размере 1,90 рублей/ 2 387х4х1/300х6%/. подлежат удовлетворению.
Поскольку на основании п.19 ч.1 ст.333. 36 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то в соответствии со ст.104 Кодекса административного судопроизводства РФ государственная пошлина подлежит взысканию в доход г.о.Самары с административного ответчика в рамере, установленном ч.1 ст.333.19 НК РФ, 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Взыскать с Кашина Г.М. ИНН №, зарегистрированного по <адрес> транспортный налог за 2017 года в сумме 2 387 рублей, за 2018 года в размере 1 264 рубля, пеня за 2017 год в размере 1 руб 90 коп, а всего взыскать 3 652 рубля 90 коп. / три тысячи шестьсот пятьдесят два рубля девяносто копеек/.
Взыскать с Кашина Г.М. государственную пошлину в доход местного бюджета г.о.Самара в размере 400 рублей/ четыреста рублей/.
Решение суда в окончательной форме принято 28 мая 2021 года.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке в Самарский Облсуд через Железнодорожный районный суд г.Самара.
Мотивированное решение составлено 31.05.2021г.
СУДЬЯ /подпись/ Бойко Л.А.
Копия верна
СУДЬЯ
Подлинный документ подшит в материалах административного дела № районный суд г.Самара.