Дело № 2а-2817/2021
УИД: 36RS0002-01-2021-001822-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием административного истца Кузнецова А.Н., его представителя адвоката Бобровой Н.В., действующей на основании ордера,
представителя административного ответчика Управления Росреестра по Воронежской области Халяпина В.А., действующего на основании доверенности от 24.12.2020 и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Кузнецова Анатолия Никитовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Семилукскому межмуниципальному отделу Управления Росреестра по Воронежской области (Семилукский сектор) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию прав,
У с т а н о в и л:
Кузнецов А.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управление Росреестра по Воронежской) области, Семилукскому межмуниципальному отделу Управления Росреестра по Воронежской области (Семилукский сектор), согласно принятым судом уточнениям административных исковых требований (л.д. 60), просит признать незаконным решение Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Семилукский сектор) от 17.03.2021 года об отказе в государственной регистрации прав Кузнецова А.Н. в отношении изолированной части жилого дома – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обязанность осуществить государственную регистрацию прав Кузнецова А.Н. в отношении изолированной части жилого дома <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
Свои требования мотивирует тем, что определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21 октября 2020 г. по делу № 2-3507/2020 утверждено мировое соглашение, согласно которому прекращено право общей долевой собственности Кузнецова А.Н. и Власовой О.А. на жилой дом общей площадью 119,3 кв.м., с кадастровым номером 36:34:0201073:28, расположенный по адресу: <адрес>. В собственность Кузнецова А.Н. выделена изолированная часть жилого дома - <адрес> (литер А, А1), общей площадью 67,1 кв.м., состоящая из кухни площадью 12,7 кв.м., жилой комнаты площадью 14,1 кв.м., жилой комнаты площадью 23,5 кв.м., туалета площадью 1,3 кв.м., ванной площадью 2,8 кв.м., коридора площадью 10,2 кв.м. и 2,5 кв.м. В собственность Власовой О.А. выделена изолированная часть жилого дома - <адрес> (литер А), общей площадью 39,9 кв.м., состоящая из жилой комнаты площадью 21,2 кв.м., жилой комнаты площадью 10 кв.м., туалета площадью 1,9 кв.м., душевой площадью 1,9 кв.м., коридора площадью 4,9 кв.м.
30.10.2020 Кузнецовым А.Н. совместно с Власовой О.А. подано заявление в Управление Росреестра по Воронежской области о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на указанный жилой дом.
13.11.2020 прекращено право общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 119,3 кв.м., с кадастровым номером (№), расположенный по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП от 13.11.2020.
11.11.2020 административный истец обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в части площади, выделенной ему на основании определения Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21.10.2020 года в собственность <адрес> кадастровым номером (№). Вместе с заявлением был предоставлен технический план, подготовленный 06.11.2020 кадастровым инженером Шевелевой И.А.
Решением государственного регистратора от 20.11.2020 № КУВД-001/2020-23492542/1 осуществление действий по государства кадастровому учету приостановлено. Кузнецову А.Н. рекомендовано обратиться с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на образованные в результате перераспределения объекты недвижимости и предоставить технический план на объект недвижимости.
10.12.2020 административный истец обратился в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации прав в отношении выделенной ему на основании определения суда от 21.10.2020 в собственность квартиры № 2 с кадастровым номером (№).
Решением государственного регистратора от 17 декабря 2020 г. № КУВД-001/2020-28333861/1 осуществление действий по государственной регистрации прав в отношении указанного объекта недвижимости приостановлено на основании пунктов 5 и 49 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
17 марта 2021 года Семилукским межмуниципальным отделом Управления Росреестра по Воронежской области (Семилукский сектор) принято решение об отказе в государственной регистрации прав в отношении изолированной части жилого дома - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с истечением 17 марта 2021 года срока приостановления, указанного в уведомлении от 17.12.2020 КУВД-001/2020-28333861/1 и не устранении приведенных в указанном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, в том числе:
1) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
2) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
Из уведомления о приостановлении государственной регистрации прав от 17.12.2020 № КУВД-001/2020-28333861/1 следует, что при проведении правовой экспертизы было установлено, что согласно определению Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21.10.2020 в собственность Кузнецова А.Н. выделена часть жилого дома общей площадью 67,1 кв.м. Однако согласно актуальным данным ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером 36:34:0201073:47 с наименованием «квартира» площадь 74,6 кв.м. Заявление на государственный кадастровый учет изменений в части площади и наименования объекта представлено не было.
По мнению административного истца, данный довод не соответствует действительности, поскольку 11.11.2020 года Кузнецов А.Н. обращался в Управление Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в части площади квартиры №2 с кадастровым номером (№) Решением от 20.11.2020 года № КУВД-001/2020-23492542/1 осуществление действий по государственному кадастровому учету приостановлено.
Более того, государственным регистратором в уведомлении от 17.12.2020 не указано какие именно документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав Кузнецовым А.Н. не представлены. В связи с изложенным действия административного ответчика Кузнецов А.Н. считает незаконными, нарушающими его права и законные интересы, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском (л.д. 13-15, 60).
Определением судьи Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 09.04.2021 в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Власова О.А. (л.д. 46).
В судебном заседании административный истец Кузнецов А.Н. уточненные административные исковые требования поддержал.
Представитель административного истца Кузнецова А.Н. - адвокат Боброва Н.В., действующая на основании ордера (л.д. 55), в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Халяпин В.А., действующий на основании доверенности от 24.12.2020 и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 93, 94), в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, поддержал письменные возражения на иск (л.д. 86, 87).
Заинтересованное лицо Власова О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 91).
Выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 21.10.2020 состоялось определение Коминтерновского районного суда г Воронежа по гражданскому делу №2-3507/2020 по иску Кузнецова А.Н. к Власовой О.А. о реальном разделе дома, которым утверждено заключенное между сторонами мировое соглашение.
Мировое соглашение утверждено на следующих условиях:
1. Прекратить право общей долевой собственности Кузнецова Анатолия Никитовича и Власовой Ольги Анатольевны на жилой дом общей площадью 119,3 кв.м., с кадастровым номером (№) расположенный по адресу: <адрес>.
2. Выделить в собственность Кузнецова Анатолия Никитовича изолированную часть жилого <адрес> (литер А, А1), общей площадью 67,1 кв.м., состоящую из кухни площадью 12,7 кв.м., жилой комнаты площадью 14,1 кв.м., жилой комнаты площадью 23,5 кв.м., туалета площадью 1,3 кв.м., ванной площадью 2,8 кв.м., коридора площадью 10,2 кв.м. и 2,5 кв.м.
3. Выделить в собственность Власовой Ольги Анатольевны изолированную часть жилого <адрес> (литер А), общей площадью 39,9 кв.м., состоящую из жилой комнаты площадью 21,2 кв.м., жилой комнаты площадью 10 кв.м., туалета площадью 1,9 кв.м., душевой площадью 1,9 кв.м., коридора площадью 4,9 кв.м.
Указанное определение суда вступило в законную силу 13.11.2020 (л.д. 43-47).
30.10.2020 Кузнецовым А.Н. совместно с Власовой О.А. подано заявление в Управление Росреестра по Воронежской области о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на указанный жилой дом (номер дела MFC-0309/2020-214547).
11.11.2020 года Кузнецов А.Н. обратился в Управление Росреестра с заявлением (MFC-0309/2020-224157-1) о государственном кадастровом учете изменений в части площади выделенного ему на основании определения Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21.10.2020 объекта недвижимости с кадастровым номером 36:34:0201073:47. К заявлению был предоставлен технический план, подготовленный 06.11.2020 кадастровым инженером Шевелевой И.А. (л.д. 67-72).
20.11.2020 уведомлением госрегистратора Перелыгиной О.В. со ссылкой на ч. 1, 3 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», действия по кадастровому учету приостановлены (л.д. 75).
04.12.2020 в соответствии с ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» прекращено осуществление государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером (№) расположенного по адресу: <адрес>, пом. 2, на основании соответствующего заявления Кузнецова А.Н. от 03.12.2020 (л.д. 74, 76).
(ДД.ММ.ГГГГ) административный истец обратился в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации прав в отношении выделенной ему на основании определения суда от 21.10.2020 в собственность квартиры № 2 с кадастровым номером 36(№) К заявлению приложено определение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21.10.2020 (л.д. 79-83).
Решением государственного регистратора от 17 декабря 2020 г. № КУВД-001/2020-28333861/1 осуществление действий по государственной регистрации прав в отношении указанного объекта недвижимости приостановлено на основании пунктов 5 и 49 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) (л.д. 84).
17 марта 2021 года Семилукским межмуниципальным отделом Управления Росреестра по Воронежской области (Семилукский сектор) принято решение об отказе в государственной регистрации прав в отношении изолированной части жилого дома - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с истечением 17 марта 2021 года срока приостановления, указанного в уведомлении от 17.12.2020 года КУВД-001/2020-28333861/1 и не устранении приведенных в указанном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, в том числе:
1) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
2) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
При проведении правовой экспертизы было установлено, что в качестве правоустанавливающего документа Кузнецовым А.Н. представлено определение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21.10.2020, согласно которому в собственность Кузнецова А.Н. выделена часть жилого дома общей площадью 67,1 кв.м. Однако согласно актуальным данным ЕГРН объект недвижимости, с кадастровым номером (№) с наименованием «квартира» имеет площадь 74,6 кв.м. Заявление на государственный кадастровый учет изменений в части площади и наименования объекта недвижимости представлено не было (л.д. 85).
Данное решение суд находит неправомерным в силу следующего.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления по гражданским делам являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вступившие в законную силу судебные акты согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 14 названного Федерального закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Лица, по заявлениям которых осуществляется государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, перечислены в статье 15 названного Федерального закона. А частью 1 статьи 18 этого закона установлено, что такие заявления подаются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Пунктом 5 части 1 статьи 26 указанного закона установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 49 части 1 статья 26 Закона N 218-ФЗ установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренные в статье 26 Закона N 218-ФЗ (статья 27 указанного закона).
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", часть 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В пункте 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты указаны как одно из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 58 Закона N 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с названным законом.
Из приведенных законоположений в их системном единстве следует, что судебные акты могут быть отменены или изменены только в установленном процессуальным законом порядке и государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт, следовательно, уполномоченные органы и должностные лица в своих действиях не могут исходить из предположения, что вступивший в законную силу акт является неправильным.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 июля 2001 года N 154-О указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Федеральный законодатель, определив в части 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ компетенцию органа регистрации при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в том числе проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 2), не относит к полномочиям названного органа проверку законности вступивших в законную силу решений судов либо изменение их содержания.
Как указано выше, определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21.10.2020, вступившим в законную силу 13.11.2020 утверждено мировое соглашение, между Кузнецовым А.Н. и Власовой О.А., на следующих условиях: прекратить право общей долевой собственности Кузнецова Анатолия Никитовича и Власовой Ольги Анатольевны на жилой дом общей площадью 119,3 кв.м., с кадастровым номером 36:34:0201073:28, расположенный по адресу: <адрес>.
2. Выделить в собственность Кузнецова Анатолия Никитовича изолированную часть жилого <адрес> (литер А, А1), общей площадью 67,1 кв.м., состоящую из кухни площадью 12,7 кв.м., жилой комнаты площадью 14,1 кв.м., жилой комнаты площадью 23,5 кв.м., туалета площадью 1,3 кв.м., ванной площадью 2,8 кв.м., коридора площадью 10,2 кв.м. и 2,5 кв.м.
3. Выделить в собственность Власовой Ольги Анатольевны изолированную часть жилого <адрес> (литер А), общей площадью 39,9 кв.м., состоящую из жилой комнаты площадью 21,2 кв.м., жилой комнаты площадью 10 кв.м., туалета площадью 1,9 кв.м., душевой площадью 1,9 кв.м., коридора площадью 4,9 кв.м. (л.д. 40-44).
При установленных выше обстоятельствах, а так же того факта, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт о выделе в собственность Кузнецова А.Н. изолированной части жилого дома № 2 (литер А, А1), общей площадью 67,1 кв.м., состоящей из кухни площадью 12,7 кв.м., жилой комнаты площадью 14,1 кв.м., жилой комнаты площадью 23,5 кв.м., туалета площадью 1,3 кв.м., ванной площадью 2,8 кв.м., коридора площадью 10,2 кв.м. и 2,5 кв.м.
Кроме того, административный ответчик ссылается на часть 6 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ, которой установлено, что государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учет.
Таким образом, Кузнецову А.Н. рекомендовано обратиться с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в части площади и наименования объекта с приложением соответствующих документов.
Вместе с тем, административным истцом Кузнецовым А.Н., ранее - 11.11.2020 было подано заявление в Управление Росреестра по Воронежской области о государственном кадастровом учете изменений в части площади, выделенной ему на основании определения Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 20.10.2020 в собственность <адрес> кадастровым номером (№) Вместе с заявлением представлен технический план, подготовленный 06.11.2020 кадастровым инженером (ФИО)5 (л.д. 68-74).
Согласно заключению кадастрового инженера, технический план подготовлен в связи с изменением сведений о площади помещения с кадастровым номером (№) расположенного: <адрес>, Воронеж г., <адрес> пом. 2, в соответствии с Приказом (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), ст. 24 ФЗ (№). Основанием для подготовки технического плана является Определение суда № 2-3507/2020, 21.10.2020, Коминтерновского районного суда г. Воронежа, согласно которого: прекращено право общей долевой собственности на жилой дом, кадастровый (№), в собственность заказчика кадастровых работ выделена изолированная часть жилого дома - помещение № 2, площадью 67.1 кв.м. При анализе предоставленных документов, было выявлено, что в соответствии с Техническим паспортом инв. № 6829 от 23.01.2013, в состав помещения № 2 входили помещения: 1-8, общей площадью 74.6 кв.м. Данные сведения содержатся в ЕГРН. В 2014 г. заказчик кадастровых работ подарил 6/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, которые выражены в площади 7.5 кв.м, помещения № 2 (ранее помещение № 4). При сопоставлении данных инвентаризации от 2013 г. и от 2020 г., выявлено, что именно помещение № 4 было предметом отчуждения по Договору дарения от 26.12.2014 г. Таким образом, уточненная площадь помещения № 2 составляет. 67.1 кв.м., что соответствует выводам суда» (л.д. 71).
Уведомлением от 20.11.2020 было приостановлено осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении объектов недвижимости. Государственным регистратором рекомендовано обратиться с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет государственной регистрации прав на образованные в результате перераспределения объекты недвижимости (л.д. 75).
При таком положении у государственного регистратора не имелось основания для принятия решения о приостановлении государственного кадастрового учета, вынесенное как к следствие, решение об отказе в государственной регистрации прав от 17.03.2021 является незаконным. Это решение препятствует реализации прав административного истца, установленных судебными актами.
В случае неясности определения Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21.10.20210, Управление Росреестра по Воронежской области было вправе обратиться с заявлением о его разъяснении.
Так как оспариваемое решение не соответствуют закону, регулирующему спорные правоотношения, и нарушает права административного истца, то имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания его незаконным.
Вместе с тем, согласно пункту 62 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих, организаций, обладающих публичными полномочиями. Содержанием судебного контроля является проверка решений, действий (бездействия) субъекта властных (публичных) полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм. Суд не вправе подменять органы государственной исполнительной власти, организаций, которым поручено исполнение публичных функций, при решении вопросов, отнесенных к их исключительной компетенции.
В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении требований административного истца о возложении на Управление Росреестра по Воронежской области обязанности возобновить и осуществить государственную регистрацию прав Кузнецова А.И. в отношении изолированной части жилого дома – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, однако с учетом положений ч. 3 ст. 227 КАС РФ с целью восстановления нарушенных прав административного истца, суд считает необходимым обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Кузнецова А.Н. от 10.12.2020 года с представленными документами в течение тридцать дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Кузнецова Анатолия Никитовича удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Управления Росреестра по Воронежской области от 17 марта 2021 года № КУВД-001/2020-28333861/2 в государственной регистрации права Кузнецова Анатолия Никитовича в отношении изолированной части жилого дома – квартиры 32, расположенной по адресу: г. Воронеж, ул. Серафима Саровского, 70.
Обязать Управление Росреестра по Воронежской области повторно рассмотреть заявление Кузнецова Анатолия Никитовича от 30.10.2020 года с представленными документами в течение тридцать дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме принято 18.06.2021.
Дело № 2а-2817/2021
УИД: 36RS0002-01-2021-001822-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием административного истца Кузнецова А.Н., его представителя адвоката Бобровой Н.В., действующей на основании ордера,
представителя административного ответчика Управления Росреестра по Воронежской области Халяпина В.А., действующего на основании доверенности от 24.12.2020 и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Кузнецова Анатолия Никитовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Семилукскому межмуниципальному отделу Управления Росреестра по Воронежской области (Семилукский сектор) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию прав,
У с т а н о в и л:
Кузнецов А.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управление Росреестра по Воронежской) области, Семилукскому межмуниципальному отделу Управления Росреестра по Воронежской области (Семилукский сектор), согласно принятым судом уточнениям административных исковых требований (л.д. 60), просит признать незаконным решение Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Семилукский сектор) от 17.03.2021 года об отказе в государственной регистрации прав Кузнецова А.Н. в отношении изолированной части жилого дома – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обязанность осуществить государственную регистрацию прав Кузнецова А.Н. в отношении изолированной части жилого дома <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
Свои требования мотивирует тем, что определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21 октября 2020 г. по делу № 2-3507/2020 утверждено мировое соглашение, согласно которому прекращено право общей долевой собственности Кузнецова А.Н. и Власовой О.А. на жилой дом общей площадью 119,3 кв.м., с кадастровым номером 36:34:0201073:28, расположенный по адресу: <адрес>. В собственность Кузнецова А.Н. выделена изолированная часть жилого дома - <адрес> (литер А, А1), общей площадью 67,1 кв.м., состоящая из кухни площадью 12,7 кв.м., жилой комнаты площадью 14,1 кв.м., жилой комнаты площадью 23,5 кв.м., туалета площадью 1,3 кв.м., ванной площадью 2,8 кв.м., коридора площадью 10,2 кв.м. и 2,5 кв.м. В собственность Власовой О.А. выделена изолированная часть жилого дома - <адрес> (литер А), общей площадью 39,9 кв.м., состоящая из жилой комнаты площадью 21,2 кв.м., жилой комнаты площадью 10 кв.м., туалета площадью 1,9 кв.м., душевой площадью 1,9 кв.м., коридора площадью 4,9 кв.м.
30.10.2020 Кузнецовым А.Н. совместно с Власовой О.А. подано заявление в Управление Росреестра по Воронежской области о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на указанный жилой дом.
13.11.2020 прекращено право общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 119,3 кв.м., с кадастровым номером (№), расположенный по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП от 13.11.2020.
11.11.2020 административный истец обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в части площади, выделенной ему на основании определения Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21.10.2020 года в собственность <адрес> кадастровым номером (№). Вместе с заявлением был предоставлен технический план, подготовленный 06.11.2020 кадастровым инженером Шевелевой И.А.
Решением государственного регистратора от 20.11.2020 № КУВД-001/2020-23492542/1 осуществление действий по государства кадастровому учету приостановлено. Кузнецову А.Н. рекомендовано обратиться с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на образованные в результате перераспределения объекты недвижимости и предоставить технический план на объект недвижимости.
10.12.2020 административный истец обратился в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации прав в отношении выделенной ему на основании определения суда от 21.10.2020 в собственность квартиры № 2 с кадастровым номером (№).
Решением государственного регистратора от 17 декабря 2020 г. № КУВД-001/2020-28333861/1 осуществление действий по государственной регистрации прав в отношении указанного объекта недвижимости приостановлено на основании пунктов 5 и 49 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
17 марта 2021 года Семилукским межмуниципальным отделом Управления Росреестра по Воронежской области (Семилукский сектор) принято решение об отказе в государственной регистрации прав в отношении изолированной части жилого дома - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с истечением 17 марта 2021 года срока приостановления, указанного в уведомлении от 17.12.2020 КУВД-001/2020-28333861/1 и не устранении приведенных в указанном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, в том числе:
1) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
2) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
Из уведомления о приостановлении государственной регистрации прав от 17.12.2020 № КУВД-001/2020-28333861/1 следует, что при проведении правовой экспертизы было установлено, что согласно определению Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21.10.2020 в собственность Кузнецова А.Н. выделена часть жилого дома общей площадью 67,1 кв.м. Однако согласно актуальным данным ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером 36:34:0201073:47 с наименованием «квартира» площадь 74,6 кв.м. Заявление на государственный кадастровый учет изменений в части площади и наименования объекта представлено не было.
По мнению административного истца, данный довод не соответствует действительности, поскольку 11.11.2020 года Кузнецов А.Н. обращался в Управление Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в части площади квартиры №2 с кадастровым номером (№) Решением от 20.11.2020 года № КУВД-001/2020-23492542/1 осуществление действий по государственному кадастровому учету приостановлено.
Более того, государственным регистратором в уведомлении от 17.12.2020 не указано какие именно документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав Кузнецовым А.Н. не представлены. В связи с изложенным действия административного ответчика Кузнецов А.Н. считает незаконными, нарушающими его права и законные интересы, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском (л.д. 13-15, 60).
Определением судьи Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 09.04.2021 в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Власова О.А. (л.д. 46).
В судебном заседании административный истец Кузнецов А.Н. уточненные административные исковые требования поддержал.
Представитель административного истца Кузнецова А.Н. - адвокат Боброва Н.В., действующая на основании ордера (л.д. 55), в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Халяпин В.А., действующий на основании доверенности от 24.12.2020 и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 93, 94), в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, поддержал письменные возражения на иск (л.д. 86, 87).
Заинтересованное лицо Власова О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 91).
Выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 21.10.2020 состоялось определение Коминтерновского районного суда г Воронежа по гражданскому делу №2-3507/2020 по иску Кузнецова А.Н. к Власовой О.А. о реальном разделе дома, которым утверждено заключенное между сторонами мировое соглашение.
Мировое соглашение утверждено на следующих условиях:
1. Прекратить право общей долевой собственности Кузнецова Анатолия Никитовича и Власовой Ольги Анатольевны на жилой дом общей площадью 119,3 кв.м., с кадастровым номером (№) расположенный по адресу: <адрес>.
2. Выделить в собственность Кузнецова Анатолия Никитовича изолированную часть жилого <адрес> (литер А, А1), общей площадью 67,1 кв.м., состоящую из кухни площадью 12,7 кв.м., жилой комнаты площадью 14,1 кв.м., жилой комнаты площадью 23,5 кв.м., туалета площадью 1,3 кв.м., ванной площадью 2,8 кв.м., коридора площадью 10,2 кв.м. и 2,5 кв.м.
3. Выделить в собственность Власовой Ольги Анатольевны изолированную часть жилого <адрес> (литер А), общей площадью 39,9 кв.м., состоящую из жилой комнаты площадью 21,2 кв.м., жилой комнаты площадью 10 кв.м., туалета площадью 1,9 кв.м., душевой площадью 1,9 кв.м., коридора площадью 4,9 кв.м.
Указанное определение суда вступило в законную силу 13.11.2020 (л.д. 43-47).
30.10.2020 Кузнецовым А.Н. совместно с Власовой О.А. подано заявление в Управление Росреестра по Воронежской области о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на указанный жилой дом (номер дела MFC-0309/2020-214547).
11.11.2020 года Кузнецов А.Н. обратился в Управление Росреестра с заявлением (MFC-0309/2020-224157-1) о государственном кадастровом учете изменений в части площади выделенного ему на основании определения Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21.10.2020 объекта недвижимости с кадастровым номером 36:34:0201073:47. К заявлению был предоставлен технический план, подготовленный 06.11.2020 кадастровым инженером Шевелевой И.А. (л.д. 67-72).
20.11.2020 уведомлением госрегистратора Перелыгиной О.В. со ссылкой на ч. 1, 3 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», действия по кадастровому учету приостановлены (л.д. 75).
04.12.2020 в соответствии с ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» прекращено осуществление государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером (№) расположенного по адресу: <адрес>, пом. 2, на основании соответствующего заявления Кузнецова А.Н. от 03.12.2020 (л.д. 74, 76).
(ДД.ММ.ГГГГ) административный истец обратился в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации прав в отношении выделенной ему на основании определения суда от 21.10.2020 в собственность квартиры № 2 с кадастровым номером 36(№) К заявлению приложено определение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21.10.2020 (л.д. 79-83).
Решением государственного регистратора от 17 декабря 2020 г. № КУВД-001/2020-28333861/1 осуществление действий по государственной регистрации прав в отношении указанного объекта недвижимости приостановлено на основании пунктов 5 и 49 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) (л.д. 84).
17 марта 2021 года Семилукским межмуниципальным отделом Управления Росреестра по Воронежской области (Семилукский сектор) принято решение об отказе в государственной регистрации прав в отношении изолированной части жилого дома - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с истечением 17 марта 2021 года срока приостановления, указанного в уведомлении от 17.12.2020 года КУВД-001/2020-28333861/1 и не устранении приведенных в указанном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, в том числе:
1) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
2) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
При проведении правовой экспертизы было установлено, что в качестве правоустанавливающего документа Кузнецовым А.Н. представлено определение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21.10.2020, согласно которому в собственность Кузнецова А.Н. выделена часть жилого дома общей площадью 67,1 кв.м. Однако согласно актуальным данным ЕГРН объект недвижимости, с кадастровым номером (№) с наименованием «квартира» имеет площадь 74,6 кв.м. Заявление на государственный кадастровый учет изменений в части площади и наименования объекта недвижимости представлено не было (л.д. 85).
Данное решение суд находит неправомерным в силу следующего.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления по гражданским делам являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вступившие в законную силу судебные акты согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 14 названного Федерального закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Лица, по заявлениям которых осуществляется государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, перечислены в статье 15 названного Федерального закона. А частью 1 статьи 18 этого закона установлено, что такие заявления подаются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Пунктом 5 части 1 статьи 26 указанного закона установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 49 части 1 статья 26 Закона N 218-ФЗ установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренные в статье 26 Закона N 218-ФЗ (статья 27 указанного закона).
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", часть 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В пункте 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты указаны как одно из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 58 Закона N 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с названным законом.
Из приведенных законоположений в их системном единстве следует, что судебные акты могут быть отменены или изменены только в установленном процессуальным законом порядке и государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт, следовательно, уполномоченные органы и должностные лица в своих действиях не могут исходить из предположения, что вступивший в законную силу акт является неправильным.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 июля 2001 года N 154-О указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Федеральный законодатель, определив в части 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ компетенцию органа регистрации при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в том числе проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 2), не относит к полномочиям названного органа проверку законности вступивших в законную силу решений судов либо изменение их содержания.
Как указано выше, определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21.10.2020, вступившим в законную силу 13.11.2020 утверждено мировое соглашение, между Кузнецовым А.Н. и Власовой О.А., на следующих условиях: прекратить право общей долевой собственности Кузнецова Анатолия Никитовича и Власовой Ольги Анатольевны на жилой дом общей площадью 119,3 кв.м., с кадастровым номером 36:34:0201073:28, расположенный по адресу: <адрес>.
2. Выделить в собственность Кузнецова Анатолия Никитовича изолированную часть жилого <адрес> (литер А, А1), общей площадью 67,1 кв.м., состоящую из кухни площадью 12,7 кв.м., жилой комнаты площадью 14,1 кв.м., жилой комнаты площадью 23,5 кв.м., туалета площадью 1,3 кв.м., ванной площадью 2,8 кв.м., коридора площадью 10,2 кв.м. и 2,5 кв.м.
3. Выделить в собственность Власовой Ольги Анатольевны изолированную часть жилого <адрес> (литер А), общей площадью 39,9 кв.м., состоящую из жилой комнаты площадью 21,2 кв.м., жилой комнаты площадью 10 кв.м., туалета площадью 1,9 кв.м., душевой площадью 1,9 кв.м., коридора площадью 4,9 кв.м. (л.д. 40-44).
При установленных выше обстоятельствах, а так же того факта, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт о выделе в собственность Кузнецова А.Н. изолированной части жилого дома № 2 (литер А, А1), общей площадью 67,1 кв.м., состоящей из кухни площадью 12,7 кв.м., жилой комнаты площадью 14,1 кв.м., жилой комнаты площадью 23,5 кв.м., туалета площадью 1,3 кв.м., ванной площадью 2,8 кв.м., коридора площадью 10,2 кв.м. и 2,5 кв.м.
Кроме того, административный ответчик ссылается на часть 6 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ, которой установлено, что государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учет.
Таким образом, Кузнецову А.Н. рекомендовано обратиться с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в части площади и наименования объекта с приложением соответствующих документов.
Вместе с тем, административным истцом Кузнецовым А.Н., ранее - 11.11.2020 было подано заявление в Управление Росреестра по Воронежской области о государственном кадастровом учете изменений в части площади, выделенной ему на основании определения Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 20.10.2020 в собственность <адрес> кадастровым номером (№) Вместе с заявлением представлен технический план, подготовленный 06.11.2020 кадастровым инженером (ФИО)5 (л.д. 68-74).
Согласно заключению кадастрового инженера, технический план подготовлен в связи с изменением сведений о площади помещения с кадастровым номером (№) расположенного: <адрес>, Воронеж г., <адрес> пом. 2, в соответствии с Приказом (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), ст. 24 ФЗ (№). Основанием для подготовки технического плана является Определение суда № 2-3507/2020, 21.10.2020, Коминтерновского районного суда г. Воронежа, согласно которого: прекращено право общей долевой собственности на жилой дом, кадастровый (№), в собственность заказчика кадастровых работ выделена изолированная часть жилого дома - помещение № 2, площадью 67.1 кв.м. При анализе предоставленных документов, было выявлено, что в соответствии с Техническим паспортом инв. № 6829 от 23.01.2013, в состав помещения № 2 входили помещения: 1-8, общей площадью 74.6 кв.м. Данные сведения содержатся в ЕГРН. В 2014 г. заказчик кадастровых работ подарил 6/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, которые выражены в площади 7.5 кв.м, помещения № 2 (ранее помещение № 4). При сопоставлении данных инвентаризации от 2013 г. и от 2020 г., выявлено, что именно помещение № 4 было предметом отчуждения по Договору дарения от 26.12.2014 г. Таким образом, уточненная площадь помещения № 2 составляет. 67.1 кв.м., что соответствует выводам суда» (л.д. 71).
Уведомлением от 20.11.2020 было приостановлено осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении объектов недвижимости. Государственным регистратором рекомендовано обратиться с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет государственной регистрации прав на образованные в результате перераспределения объекты недвижимости (л.д. 75).
При таком положении у государственного регистратора не имелось основания для принятия решения о приостановлении государственного кадастрового учета, вынесенное как к следствие, решение об отказе в государственной регистрации прав от 17.03.2021 является незаконным. Это решение препятствует реализации прав административного истца, установленных судебными актами.
В случае неясности определения Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21.10.20210, Управление Росреестра по Воронежской области было вправе обратиться с заявлением о его разъяснении.
Так как оспариваемое решение не соответствуют закону, регулирующему спорные правоотношения, и нарушает права административного истца, то имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания его незаконным.
Вместе с тем, согласно пункту 62 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих, организаций, обладающих публичными полномочиями. Содержанием судебного контроля является проверка решений, действий (бездействия) субъекта властных (публичных) полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм. Суд не вправе подменять органы государственной исполнительной власти, организаций, которым поручено исполнение публичных функций, при решении вопросов, отнесенных к их исключительной компетенции.
В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении требований административного истца о возложении на Управление Росреестра по Воронежской области обязанности возобновить и осуществить государственную регистрацию прав Кузнецова А.И. в отношении изолированной части жилого дома – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, однако с учетом положений ч. 3 ст. 227 КАС РФ с целью восстановления нарушенных прав административного истца, суд считает необходимым обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Кузнецова А.Н. от 10.12.2020 года с представленными документами в течение тридцать дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Кузнецова Анатолия Никитовича удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Управления Росреестра по Воронежской области от 17 марта 2021 года № КУВД-001/2020-28333861/2 в государственной регистрации права Кузнецова Анатолия Никитовича в отношении изолированной части жилого дома – квартиры 32, расположенной по адресу: г. Воронеж, ул. Серафима Саровского, 70.
Обязать Управление Росреестра по Воронежской области повторно рассмотреть заявление Кузнецова Анатолия Никитовича от 30.10.2020 года с представленными документами в течение тридцать дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме принято 18.06.2021.