Дело № 2-237/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2019 года
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Килиенко Л.Г.
при секретаре судебного заседания Гуделеве И.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к Федеральному государственному казенному учреждению Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о понуждении согласовать схему границ земельного участка, внести сведения в государственный кадастр недвижимости, установить вид разрешенного использования в отношении земельного участка, суд
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО7 обратился в суд с исковым заявлением к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просил обязать ответчика согласовать схему образования земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, выполненную в соответствии с фактическим землепользованием территории, необходимой для эксплуатации многоквартирного одноэтажного жилого дома; обязать ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о формировании данного земельного участка в соответствии с фактическим землепользованием территории необходимой для эксплуатации многоквартирного одноэтажного жилого дома; установить вид разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером <адрес> по адресу: <адрес>, в соответствии с фактическим землепользованием территории необходимым для эксплуатации многоквартирного одноэтажного жилого дома, как «малоэтажная многоквартирная жилая застройка».
В обоснование заявленных требований истец указал, что 03 декабря 2015 года приобрел в собственность жилую квартирую общей площадью 33,5 кв.м в многоквартирном жилом доме, находящемся по адресу: <адрес>.
23 октября 2015 года его супруга ФИО9 приобрела квартиру 1 в указанном жилом доме. 23 июля 2018 года брак между ними был расторгнут, и определением суда квартира 1 в доме № по <адрес> передана в собственность ФИО7 Таким образом на сегодняшний день весь жилой многоквартирный дом перешел в его собственность.
Между тем, земельный участок, на котором находится жилой дом, продолжает числиться в собственности Министерства обороны РФ. Земельный участок под многоквартирным жилым домом подлежит формированию за счет площади земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав единого землепользования кадастровый квартал №, являющегося федеральной собственностью и находящегося в пользовании жителей многоквартирного жилого дома.
Факт вхождения земельного участка с кадастровым номером № в состав единого землепользования кадастровый квартал № подтверждается схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Ввиду того, что полномочия собственника в отношении земельного участка с кадастровым номером № осуществляет Министерство обороны РФ, то он обратился к ответчику, от которого был получен ответ, что командование Тихоокеанского флота возражает против раздела земельного участка с кадастровым номером № в связи с использованием данной территории в интересах Министерства обороны РФ.
От администрации Елизовского городского поселения, получен ответ, что земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности Российской Федерации. Орган местного самоуправления наделен полномочиями по распоряжению земельными участками муниципальной собственности и участками из неразграниченной государственной собственностью. Земельным законодательством и нормативными актами Российской Федерации не предусмотрена процедура согласования схем раздела земельных участков. Администрация не имеет возможности в заявленном согласовании схемы.
Многоквартирный жилой дом располагается на земельном участке с кадастровым номером № входящем в единое землепользование с кадастровым номером № собственности Российской Федерации, которое закреплено за Министерством обороны Российской Федерации. Им направлялся в адрес ответчика проект согласования местоположения границ формируемых земельных участков, межевой план земельного участка, содержащий акт согласования местоположения границ на вновь образуемые земельные участки. Однако ответчиком было отказано в согласовании схем, в связи с использование данной территории в интересах Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 5-15 том 1).
Определением суда от 29 января 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Определением суда от 13 марта 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФГК «Войсковая часть 62655».
Истец ФИО7 в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представители истца требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель третьего лица администрация Елизовского городского поселения ФИО12 полагала возможным удовлетворить требования истца, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 85-86 том 1). Дополнительно пояснила, что жилой дом по адресу <адрес> передан в собственность Елизовского городского поселения. У администрации нет полномочий по предоставлению спорного земельного участка. Схема, составленная истцом соответствует фактическому использованию земельного участка.
Ответчик ФГКУ Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации своего представителя в судебное заседание не направило, просило о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно отзыву на исковое заявление, считает иск ФИО7 необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Указали также, что процедура согласования границ земельного участка при его разделе действующим законодательством не предусмотрена. Согласно Уставу Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны, и непосредственно подчинено Департаменту имущественных отношений Министерства обороны.
Поскольку в силу Устава Учреждение ни органом государственной власти, ни органом военного управления не является, отдельными государственными или иными публичными полномочиями не наделено, государственные услуги гражданам не предоставляет, обязательства по согласованию схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, у Учреждения не возникли.
Земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности Российской Федерации, право собственности зарегистрировано 01 марта 2010 года. Полномочия собственника названного земельного участка осуществляет Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений. Земельный участок предоставлен Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, право зарегистрировано 19 мая 2014 года.
Письмом от 20 апреля 2018 года Учреждение сообщило истцу, что Командование Тихоокеанского флота возражает против раздела земельного участка с кадастровым номером № в связи с использованием данной территории в интересах Министерства обороны РФ.
Распоряжение земельным участком, в том числе принятие решения о прекращении существования земельного участка путем его раздела, а следовательно, изменение индивидуальных характеристик земельного участка не входит в круг правомочий обладателя права постоянного (бессрочного) пользования, и относится к исключительной компетенции собственника земельного участка. Для раздела земельного участка, находящегося в государственной собственности, необходимо принятие соответствующего решения уполномоченным государственным органом.
Истец в уполномоченный орган с заявлением о разделе земельного участка не обращался, собственник земельного участка – Российская Федерация, в лице уполномоченных органов, волеизъявление на раздел земельного участка не выражала, решения о разделе участка не принимала.
Отказ Учреждения в согласовании схемы расположения земельного участка не повлиял и не может повлиять на права истца, так как, Учреждение не уполномочено на согласование схемы расположения земельного участка, и не препятствует обращению в уполномоченный орган за утверждением схемы (л.д. 134-137 том 1).
В дополнении к отзыву указали также, что образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. В материалы дела не представлен утвержденный в установленном порядке проект межевания территории. В связи с указанным обстоятельством, Учреждение считает, что истцом выбран неверный способ защиты (л.д. 157-158 том 1).
Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки представителя в суд не сообщил, возражения на иск не направил.
Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае своего представителя в судебное заседание не направило, просило о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно отзыву на исковое заявление земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: <адрес> принадлежит на праве собственности Российской Федерации, а также предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Полномочия по распоряжению имуществом, находимся в федеральной собственности и закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации, принадлежат последнему в лице его уполномоченных органов (л.д. 123-125 том 1).
Администрация Елизовского городского поселения о слушании дела извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, с заявлением об отложении дела не обращался.
Третье лицо Управление Росреестра по Камчатскому краю, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие, направило в суд мнение на иск (л.д. 113-115 том 1).
Третье лицо Морская инженерная служба Тихоокеанского флота Министерства обороны Российской Федерации о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки представителя в суд не сообщило, возражения на иск не направило.
Третье лицо ФГК «Войсковая часть 62655» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки представителя в суд не сообщило, возражения на иск не направило.
Учитывая, что реализация участниками гражданского оборота не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, суд считает необходимым рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся участников процесса, поскольку полагает возможным разрешить спор по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав явившиеся в судебное заседание стороны, исследовав и оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства, отвечающие признакам относимости, допустимости и достаточности для разрешения дела по существу, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ в состав земель в Российской Федерации в соответствии с их целевым назначением, в том числе входят земли обороны.
В силу п. 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения, названные в пункте 1 этой статьи (к которым относятся и земли обороны), занятые объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, являются федеральной собственностью.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, без согласования с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество). Данную возможность управлять своим имуществом самостоятельно Министерство обороны Российской Федерации получило в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" от 29 декабря 2008 г. N 1053.
Реализацию указанных полномочий по управлению имуществом Министерства обороны Российской Федерации осуществляет Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Территориальные управления имущественных отношений (ТУИО) Министерства обороны Российской Федерации являются некоммерческими организациями, созданными для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. Учредителем всех ТУИО является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении всех ТУИО осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, и данные организации непосредственно подчиняются Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрены документы об образовании земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 7 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО7 является собственником квартир № 1 и № 2 в доме № по <адрес> (л.д. 17-22, 34 том 1).
Указанный жилой дом передан в муниципальную собственность Елизовского городского поселения, и расположен на земельном участке с кадастровым номером № (л.д. 38-43 том 1).
Согласно выписке из ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации военного городка № 1, является Российская Федерация, за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации 19 мая 2014 года зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования (л.д. 129-131 том 1).
14 февраля 2018 года ФИО7 в адрес ФГКУ Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации направил на согласование Схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленную в связи с образованием земельного участка путем раздела с измененным земельным участком с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, площадь 2125 кв.м, разрешенное использование – многоквартирные жилые дома (двухквартирные). На земельном участке расположен многоквартирный (двухквартирный) жилой дом с кадастровым номером №, с приложением письма МО РФ, схему расположения с каталогом координат, обоснование площади земельного участка (л.д. 36 том 1).
В ответ на указанное обращение ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ сообщило, что командование Тихоокеанского флота возражает против раздела земельного участка с кадастровым номером № в связи с использованием данной территории в интересах Министерства обороны РФ, и возвратило представленные документы ФИО7 без согласования (л.д. 61 том 1).
Из заключения кадастрового инженера, подготовившего Межевой план, следует, что Межевой план сформирован в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. Земельный участок условный номер №, местоположение: <адрес>, территориальная зона по градостроительному регламенту Елизовского городского поселения – зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), разрешенное использование «малоэтажная многоквартирная жилая застройка», объект капитального строительства – многоквартирные жилые дома (двухквартирные). Предельные размеры земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства – от 0,04 до 0,2 га. Проект межевания территории в отношении кадастрового квартала № не принят. Граница земельного участка сформирована на территории застроенной индивидуальными и двухквартирными жилыми домами по сложившейся системе землепользования на данной территории, устоявшимся границам смежных землепользований, существующим более 15 лет, а также перспективного процента застройки земельного участка (жилой двухквартирный дом с КН №, гаражи баня (бани) придомовая территория (подсобное хозяйство). Земельный участок ограничен с севера и востока смежными землепользованиями (малоэтажная жилая застройка), с запада и юга красными линиями межквартальных проездов. Границы установлены в соответствии с законодательством (л.д. 3-21 том 2).
Как следует из материалов дела, а также письменного отзыва ФГКУ Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, истец с заявлением о согласовании схемы образования земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в уполномоченный на такие действия орган - Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет реализацию указанных полномочий по управлению имуществом Министерства обороны Российской Федерации, не обращался. Собственник земельного участка – Российская Федерация, в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны, волеизъявление на раздел земельного участка не выражала, решения о разделе участка не принимала. С заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, истец также не обращался.
Данные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании представителями истца.
При таком положении, суд приходит к выводу о том, что требования истца о понуждении ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации согласовать схему образования земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, выполненную в соответствии с фактическим землепользованием территории, необходимой для эксплуатации многоквартирного одноэтажного жилого дома; обязав внести в государственный кадастр недвижимости сведения о формировании данного земельного участка в соответствии с фактическим землепользованием территории необходимой для эксплуатации многоквартирного одноэтажного жилого дома; установлении вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в соответствии с фактическим землепользованием территории необходимым для эксплуатации многоквартирного одноэтажного жилого дома, как «малоэтажная многоквартирная жилая застройка», не подлежат удовлетворению, поскольку истец с заявлением в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации истец не обращался, а ФГКУ Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не уполномочено на согласование схемы расположения земельного участка. Данное право относится исключительно к компетенции собственника земельного участка.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО7 о понуждении Федеральному государственному казенному учреждению Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации согласовать схему образования земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, выполненную в соответствии с фактическим землепользованием территории, необходимой для эксплуатации многоквартирного одноэтажного жилого дома; возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о формировании земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в соответствии с фактическим землепользованием территории необходимой для эксплуатации многоквартирного одноэтажного жилого дома; установлении вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в соответствии с фактическим землепользованием территории необходимым для эксплуатации многоквартирного одноэтажного жилого дома, как «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Решение изготовлено 08 апреля 2019 года.
Судья Л.Г. Килиенко