РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2023 года город Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Селезневой Е.И.,
с участием старшего помощника прокурора Мосталыгиной А.В.,
при помощнике судьи Лаповой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-849/2023 по административному исковому заявлению прокурора Советского района г. Самары, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к владельцу сайтов о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Самары, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Советский районный суд г. Самары с названным административным иском о признании информации (видеоролик), распространяемой посредством сети «Интернет», расположенной по сетевому адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района в сети Интернет выявлен сайт: <данные изъяты> на котором размещен видеоролик с информацией о реализации <данные изъяты> применяемых для некорректной работы приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов.
Вход на указанные сайты свободный. При проведении данного мониторинга установлено, что на данных сайтах пользователю предоставляется информация о способах приобретения и использования <данные изъяты> для уменьшения показаний приборов учета коммунальных ресурсов. Изложено подробное описание реализуемой продукции, способов использования, а также оплаты и доставки. Использование <данные изъяты> позволяет потребителю коммунальных услуг искажать показания приборов учета, тем самым не оплачивая часть фактически полученных коммунальных ресурсов. Искажение данных прибора учета происходит в результате замедления роста показаний, либо его полной остановки при неизменной пропускной способности. Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг, наносит вред нравственности граждан. Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и требований действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена. Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет - пользователь.
В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г. Самары Мосталыгина А.В. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик – владелец сайта <данные изъяты> в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по контролю в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также Центральный банк Российской Федерации в отношении информации, указанной в статье 6.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Судом установлено, что прокуратурой района в сети Интернет выявлен сайт: <данные изъяты> на котором размещен видеоролик с информацией о реализации «неодимовых магнитов», применяемых для некорректной работы приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов.
Вход на указанные сайты свободный. При проведении данного мониторинга установлено, что на данных сайтах пользователю предоставляется информация о способах приобретения и использования <данные изъяты> для уменьшения показаний приборов учета коммунальных ресурсов. Изложено подробное описание реализуемой продукции, способов использования, а также оплаты и доставки. Использование <данные изъяты> позволяет потребителю коммунальных услуг искажать показания приборов учета, тем самым не оплачивая часть фактически полученных коммунальных ресурсов. Искажение данных прибора учета происходит в результате замедления роста показаний, либо его полной остановки при неизменной пропускной способности. Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг, наносит вред нравственности граждан. Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и требований действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. При этом запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 157 Кодекса).
Использование <данные изъяты> позволяет потребителю коммунальных услуг искажать показания приборов учета путем замедления роста показаний, либо его полной остановки при неизменной пропускной способности, что приводит к неоплате части фактически полученных коммунальных ресурсов.
Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет - пользователь.
Согласно сведениям Интернет-сайта Роскомнадзора в Едином реестре сайтов, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, доменное имя Интернет-сайта: <данные изъяты> не значится.
Одновременно установлено, что IP-адрес данных сайтов зарегистрированы за пределами Российской Федерации <данные изъяты>
В силу ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» эта информация является недобросовестной рекламой, поскольку побуждает потребителей к совершению правонарушений, предусмотренных ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение чужого имущества путем мошенничества) и ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием).
Кроме того, данная информация нарушает права добросовестных граждан, вынужденных оплачивать коммунальные услуги в большем объеме, фактически внося плату за недобросовестных потребителей.
Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п.2 ст.З Закона №149 правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В соответствии со ст.5 Закона №149 информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.07.2012 № 139-ФЗ) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в единую автоматизированную информационную системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
По используемым для размещения запрещенной информации адресам в сети Интернет решение уполномоченных федеральных органов о внесении адресов сайтов в Единый реестр доменных имен отсутствует.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан, пресечения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации в сфере регулирования жилищного законодательства, следует признать информацию (видеоролик), размещенную на сайте: <данные изъяты> телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил основаниями для включения в Единый реестр являются соответствующие решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или суда.
Внесение в Единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на Интернет-сайте по адресу <данные изъяты> является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, административное исковое заявление прокурора Советского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к владельцу сайта о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь главой 27.1 КАС РФ, ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные требования прокурора Советского района г. Самары, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к владельцу сайтов о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией - удовлетворить.
Признать информацию (видеоролик), распространяемую посредством сети «Интернет», расположенную по сетевому адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения сетевого адреса: <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2023 года.
Судья Е.И. Селезнева