Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4718/2017 ~ М-4461/2017 от 22.06.2017

Дело №2-4718/2017

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2017 г. г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ващенко Е.Н., при секретаре Николаевской К.А., с участием старшего помощника Карельского межрайонного природоохранного прокурора Шумиловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,

установил:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки по тем основаниям, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа находится несанкционированная свалка отходов с координатами <адрес>. Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Поскольку наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации, Карельский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать Администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов с координатами <адрес>.

В судебном заседании помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Шумилова Н.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду отзыве на исковое заявление пояснил, что требования не признает, полагает Администрацию Петрозаводского городского округа ненадлежащим ответчиком.

Представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду отзыве на исковое заявление пояснил, что требования не признает, полагает Министерство ненадлежащим ответчиком.

Представитель Министерства по природопользованию и экологии РК в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду отзыве на исковое заявление просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Принимая во внимание отсутствие возражений или объяснений со стороны ответчиков на момент рассмотрения дела, суд рассматривает дело заочно по имеющимся доказательствам с тем, чтобы отсутствующая сторона, при наличии обоснованных возражений имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения.

Суд, заслушав старшего помощника Карельского межрайонного природоохранного прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Судом установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой было выявлено, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа <адрес>. Лица, разместившие отходы, не установлены. Территория размещения свалки не является арендуемой территорией.

На момент рассмотрения дела судом несанкционированная свалка на вышеуказанной территории не ликвидирована, что не оспаривается ответчиками по настоящему делу.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В силу статьи 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 15 ст. 5 Закона Республики Карелия от 04.04.2016 № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления» организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченных Правительством Республики Карелия в области обращения с отходами.

Исходя из пп. 107 п. 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства РК от 09.07.2013 № 216-П, на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия возложены функции по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Вместе с тем ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Кроме того, полномочия администрации городского округа по участию в организации деятельности по ликвидации коммунальных отходов на территории городского округа, закреплены п. 24 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Как следует из приведенных выше требований законодательства в области отходов производства и потребления, на органы местного самоуправления муниципального района возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность организовать такую деятельность.

При этом законодательство не предусматривает основания освобождения органов местного самоуправления муниципального района, равно как и органов исполнительной власти от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

При таких обстоятельствах указанная выше несанкционированная свалка должна быть ликвидирована Администрацией Петрозаводского городского округа и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, срок для исполнения решения суд полагает разумным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 235 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа <адрес>

Решение может быть пересмотрено по заявлению ответчика в течение семи дней со дня вручения ответчику копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Е.Н. Ващенко

Решение в окончательной форме принято 04.07.2017.

2-4718/2017 ~ М-4461/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Министерство по природопользованию и экологии РК
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Ващенко Е.Н.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
22.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2017Передача материалов судье
26.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2017Судебное заседание
04.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2017Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
07.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2017Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
18.08.2017Дело оформлено
18.08.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее