Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-327/2022 (2-4985/2021;) ~ М-4621/2021 от 24.11.2021

63RS0-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>                

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Наточеевой М.А.,

при секретаре Комоновой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Мещерякова Н. А. к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта» об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов Мещерякова Н.А. к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности проведения работ по капитальному ремонту, указав, что прокуратурой <адрес> во исполнение приказа прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации надзора за исполнением законодательства при организации и проведении капитального ремонта многоквартирных домов» проведена проверка соблюдения НО «ФКР» требований жилищного законодательства в части организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

По результатам проведенной проверки, выявлены нарушения в деятельности НО «ФКР».

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> (далее - областная программа капитального ремонта).

Из содержания раздела 6 областной программы следует, что краткосрочные планы реализации Программы разрабатываются сроком на три года с учетом установленных Программой плановых периодов проведения Капитального ремонта общего имущества. Региональный краткосрочный план реализации Программы составляется дифференцированно по муниципальным образованиям <адрес> по форме, приведенной в приложении 2 к программе, и утверждается приказом министерства энергетики и жилищно -коммунального хозяйства <адрес> с распределением по годам в пределах трехлетнего срока.

Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства самарской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2019-2021 годы.

Согласно краткосрочному плану проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, октябрьского района, Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение работ по капитальному ремонту общего имущества содержит, в том числе МКД, расположенный по адресу: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что торги ЭАПС2797-20 размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ, повторно торги ЭА3221-20 размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ, повторно торги ЭА3825-20 размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ, повторно торги ЭА4496-20 размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ, повторно торги ЭА5011-20 размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, аукцион признан несостоявшимся 5 раз. Другие электронные аукционы на проведение капитального ремонта общего имущества (крыши) данного многоквартирного дома НО «ФКР» в 2020 – 2021 г.г. не проводились.

В настоящее время работы по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома не начаты, поскольку фактически отсутствует подрядная организация, привлеченная ответчиком для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту домов, краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в установленные сроки не выполнен.

Нарушение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, нарушает, в том числе, права Мещерякова Н.А., который зарегистрирован и проживает в вышеуказанном доме, несет бремя расходов на капитальный ремонт, поскольку несвоевременное его проведение существенно нарушает гарантированные Конституцией РФ жилищные права, вместе с тем является пенсионером, в силу возраста и юридической неграмотности не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» провести капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> путем проведения конкурсных процедур и заключения соответствующего договора на проведение капитального ремонта в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Митирев Э.Е. исковые требования поддержал в полном объеме.

Мещеряков Н.А. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Представитель НО «ФКР» в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также письменные возражения на иск, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав позицию прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Статьей 166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

Согласно ч.1 ст.180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В соответствии с ч.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 ч.2 ст.182 ЖК РФ).

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта" является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

Согласно ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (ч.2 ст.168 ЖК РФ).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч.7 ст.168 ЖК РФ).

Законом предусмотрено внесение в региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ч.4, 5, 7 ст.168 ЖК РФ).

Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> во исполнение приказа прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации надзора за исполнением законодательства при организации и проведении капитального ремонта многоквартирных домов» проведена проверка соблюдения НО «ФКР» требований жилищного законодательства в части организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

По результатам проведенной проверки, выявлены нарушения в деятельности НО «ФКР».

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> (далее - областная программа капитального ремонта).

Из содержания раздела 6 областной программы следует, что краткосрочные планы реализации Программы разрабатываются сроком на три года с учетом установленных Программой плановых периодов проведения Капитального ремонта общего имущества. Региональный краткосрочный план реализации Программы составляется дифференцированно по муниципальным образованиям <адрес> по форме, приведенной в приложении 2 к программе, и утверждается приказом министерства энергетики и жилищно -коммунального хозяйства <адрес> с распределением по годам в пределах трехлетнего срока.

Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства самарской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2019-2021 годы.

Согласно краткосрочному плану проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, октябрьского района, Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение работ по капитальному ремонту общего имущества содержит, в том числе МКД, расположенный по адресу: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что торги ЭАПС2797-20 размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ, повторно торги ЭА3221-20 размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ, повторно торги ЭА3825-20 размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ, повторно торги ЭА4496-20 размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ, повторно торги ЭА5011-20 размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом аукцион признан несостоявшимся 5 раз. Другие электронные аукционы на проведение капитального ремонта общего имущества (крыши) данного многоквартирного дома НО «ФКР» в 2020 – 2021 г.г. не проводились.

В настоящее время работы по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома не начаты, поскольку фактически отсутствует подрядная организация, привлеченная ответчиком для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту домов, краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в установленные сроки не выполнен.

Факт не проведения работ по капитальному ремонту крыши указанного многоквартирного дома подтверждается ответом НО «ФКР» на представление прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).

По результатам рассмотрения представления мер, направленных на устранение нарушений закона, НО «ФКР» не предпринято.

Нарушение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> нарушает, в том числе, права Мещерякова Н.А., который зарегистрирован и проживает в вышеуказанном доме, несет бремя расходов на капитальный ремонт, поскольку несвоевременное его проведение существенно нарушает гарантированные Конституцией РФ жилищные права, вместе с тем является пенсионером, в силу возраста и юридической неграмотности не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав.

Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным Кодексом РФ. Функции регионального оператора определены в ст. 180 ЖК РФ.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пп. 3, 4, 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 ЖК РФ.

Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (ч. 5 ст. 178, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 9 ГК РФ, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.

В силу ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», принятого Самарской Губернской Думой 04.06.2013г. региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета <адрес> и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Судом установлено, что в настоящее время работы по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> не начаты. Следовательно, ответчик не исполняет возложенные на него действующим жилищным законодательством обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту, что влечет срыв проведения капитального ремонта по указанному дому и, соответственно, привело к срыву региональной программы капитального ремонта на 2019-2021 годы.

Таким образом, доказательства того, что на настоящий момент ответчиком осуществлен выбор подрядной организации и заключены договоры на проведение работ по капитальному ремонту вышеуказанного многоквартирного дома, в нарушение ст.56 ГПК РФ, ответчиком не представлены. Размещение на официальном сайте НО «ФКР» <адрес> информации для подрядных организаций, включенных в реестр квалифицированных подрядных организаций, которые имеют возможность заключения договоров для проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, указанных в реестре несостоявшихся конкурсов, и отсутствием поступивших предложений по ним не является доказательством надлежащего исполнения обязанности по своевременному проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>.

Обеспечение подготовки задания на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, подготовке и утверждению проектной документации на проведение капитального ремонта, привлечение для выполнения работ по капитальному ремонту подрядной организации и заключение договора подряда относится к полномочиям ответчика, осуществляемым им в ходе организации проведения работ по капитальному ремонту.

При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по обеспечению проведения работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку данный дом включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и ответчик, обязанный в силу закона обеспечить своевременную организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, данную обязанность до настоящего времени не исполнил, не смотря на наступление сроков проведения работ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Мещерякова Н. А. к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности проведения работ по капитальному ремонту – удовлетворить.

Обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» организовать работы по проведению капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, путем проведения конкурсных процедур и заключения соответствующего договора на проведение капитального ремонта в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

    Судья М.А. Наточеева

2-327/2022 (2-4985/2021;) ~ М-4621/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района г.Самара
Мещеряков Н.А.
Ответчики
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта"
Другие
Государственная жилищная инспекция Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Наточеева М. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
24.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2021Передача материалов судье
01.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.01.2022Предварительное судебное заседание
24.01.2022Судебное заседание
31.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2022Дело оформлено
11.03.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее