Дело 2-476/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2017 года город Севастополь Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Котешко Л.Л.,
секретаря судебного заседания – Царенко С.С.,
с участием
представителя ответчика – Новиковой Н.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Гуськова С.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонному) о признании незаконным отказа в перерасчете страховой пенсии, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Гуськов С.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонному), в котором просит признать отказ ответчика в перерасчете страховой части пенсии по старости от 11.11.2016 в соответствии с требованием Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» незаконным; обязать ответчика произвести перерасчет страховой части пенсии по старости с 02.08.2016 в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2014 № 208-ФЗ с включением в трудовой стаж периоды трудовой деятельности истца: с 01.12.2006 по 30.12.2010, с 31.12.2010 по 13.09.2011, с 10.10.2011 по 30.05.2014.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком, по мнению истца, неправомерно не применены к нему положения ФЗ № 208 по мотиву отсутствия штампа в паспорте истца о регистрации места жительства в г. Севастополе на момент 18.03.2014. Истец постоянно проживает в городе Севастополе, в том числе и по состоянию на 18.03.2014, и осуществляет здесь трудовую деятельность, что подтверждено соответствующими доказательствами. Отказ органов ПФ РФ считает незаконным, нарушающим его право на пенсионное обеспечение как гражданина РФ, постоянно проживающего на территории города Севастополя.
В судебное заседание, назначенное на 13.04.2017 истец не явился, направил суду ходатайство посредством телеграфа с просьбой об отложении судебного заседания, назначенного на 13.04.2017 в связи с нахождением в командировке до 15.04.2017 в г. Москве.
С учетом ходатайства истца судебное заседание было отложено на 19.04.2017, о чем истец был извещен 14.04.2017 посредством смс-извещения согласно имеющемуся в материалах дела заявлению о согласии на смс-информирование.
Истец в судебное заседание, назначенное на 19.04.2017, не явился, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание в суд не представил.
В силу ч. 1 ст. 6.1 ГПК РФ судопроизводство в судах осуществляется в разумные сроки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 ГПК РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд.
В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. В действиях истца усматривается злоупотребление процессуальными правами.
Суд, с учетом мнения представителя ответчика, настаивающей на рассмотрении дела в отсутствие истца, счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие истца и в отсутствие сведений о причинах его неявки в судебное заседание в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила, что к истцу не могут быть применены положения ФЗ № 208, поскольку согласно паспорту гражданина РФ истец является гражданином РФ с 2002 года, отметка о регистрации места жительства на территории г. Севастополя в паспорте истца произведена уполномоченным органом ДД.ММ.ГГГГ2014. Кроме того, истец не обращался к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Гуськов С.П. является гражданином Российской Федерации, что подтверждается его паспортом гражданина РФ серии № №, выданным ОВД <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ2002.
Согласно паспорту гражданина РФ ДД.ММ.ГГГГ2014 место проживания Гуськова С.П. зарегистрировано по адресу : г. Севастополь, <адрес>.
Согласно сведениям в трудовой книжке истца с ДД.ММ.ГГГГ2006 Гуськов С.П. осуществлял трудовую деятельность на территории г. Севастополя.
Судом установлено, что Гуськов С.П. является получателем пенсии за выслугу лет, как военнослужащий, с 2006 года. Размер его пенсии с 01.04.2016 составил <данные изъяты> руб.
Согласно материалам выплатного дела ДД.ММ.ГГГГ2016 Гуськов С.П. обратился в Отдел Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Севастополя с заявлением о назначении страховой пенсии.
Решением ГУ –УПФ РФ в г. Севастополе (межрайонное) Гуськову С.П. была назначена страховая части пенсии по старости в размере 530,14 руб. с 02.08.2016 бессрочно.
Судом установлено, что ответчиком для определения права истца на страховую пенсию были учтены следующие периоды его работы: с 17.10.1972 по 29.05.1973, с 01.06.2006 по 30.12.2010, с 31.12.2010 по 13.09.2011, с 01.08.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 31.05.2015, с 01.07.2015 по 30.06.2016.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч.1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», который вступил в силу с 01.01.2015 предусмотрено, что данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии.
Статья 11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с порядком формирования и расчета пенсии военнослужащим может быть назначена страховая часть пенсии по старости по линии Пенсионного фонда Российской Федерации при одновременном соблюдении следующих условий: возраст (достижение общеустановленного возраста - 60 лет для мужчин); стаж (наличие минимального страхового стажа, не учтенного при назначении пенсии по линии силового ведомства, в 2015 году он составляет 6 лет); баллы (наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) - на 2015 год она установлена в размере 6,6 и будет ежегодно повышаться до 30 в 2025 году); пенсия (наличие установленной пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силового ведомства).
В ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ содержится понятие индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 № 6-ФКЗ установлены гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья. Частью 6 данной статьи установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 № 6-ФКЗ граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации о гражданстве, имеют право, в том числе, на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
21.07.2014 принят Федеральный закон «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.07.2014 № 208-ФЗ, нормы которого устанавливают особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18.03.2014 на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 208-ФЗ с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1-3 статьи 3 указанного Федерального закона размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона РФ от 21.07.2014 № 208-ФЗ определено, что подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
В силу ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как определено ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Из пунктов 1, 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года № 828, следует, что паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. В паспорте производятся отметки, в том числе, о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета либо уполномоченными должностными лицами многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, при разрешении вопроса о пенсионных правах лица, на основании положений Федерального закона РФ от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», необходимо исходить из того, что такое лицо постоянно проживало, в частности, на территории города Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года.
При этом, в силу вышеперечисленных правовых норм, такой факт постоянного проживания подтверждается отметкой о регистрации проживания, которая значится в паспорте гражданина Российской Федерации.
Одним из обязательных условий для назначения пенсий для граждан РФ, проживающих на территории г. Севастополя, с применением положений 208-ФЗ, является подтверждение факта постоянного проживания на территории г. Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что Гуськов С.П. является гражданином РФ на основании паспорта, выданного ДД.ММ.ГГГГ2002 ОВД <адрес>. Согласно отметки в паспорте истец ДД.ММ.ГГГГ.2014 зарегистрирован по адресу места жительства: г. Севастополь, <адрес>.
Следовательно, на Гуськова С.П. распространялось действие законодательства Российской Федерации до марта 2014 г., как на гражданина РФ.
Вместе с тем, Федеральный закон №208 от 21 июля 2014 является специальным, перечень лиц, на которых он распространяется (часть 1 статьи 1Закона), а также перечень документов, подтверждающих факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (часть 3 статьи 2 Закона) является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Истец не относится к числу лиц, на которых распространяется Федеральный закон № 208-ФЗ.
Судом установлено, что согласно материалам выплатного дела в страховой стаж истца при определении его права на страховую пенсию были включены периоды трудовой деятельности с 01.01.2006 по 2011 годы в воинских частях РФ в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2009 № 188-О-П.
С учетом установленных судом обстоятельств, ответчиком, по мнению суда, при назначении истцу страховой части пенсии по старости правомерно не были применены положения Федерального закона № 208-ФЗ.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 14н от 19.01.2016 утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, согласно которому установлен порядок обращения с заявлением о перерасчете размера пенсии, форма соответствующего заявления (Приложение 2 Административного регламента) а также перечень необходимых документов.
В силу п. 12 указанного Административного регламента по результатам рассмотрения заявления о перерасчете пенсии осуществляется перерасчет размера пенсии либо отказ в перерасчете размера пенсии.
Рассмотрение заявления о перерасчете размера пенсии и вынесение распоряжения о перерасчете размера пенсии либо решения об отказе в перерасчете размера пенсии осуществляется территориальным органом ПФР не позднее чем через 5 рабочих дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.
В случае отказа в удовлетворении поданного заявления территориальный орган ПФР не позднее чем через 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом гражданина с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения любым способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвращает все представленные им документы (пункты 14-15 Административного регламента).
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Тем самым гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 1158-О).
В судебном заседании установлено, что Гуськов С.П. с заявлением о перерасчете пенсии в установленном действующим законодательством порядке на момент обращения с настоящим иском в суд, ни в Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Севастополя, ни в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) не обращался. Решений относительно отказа в перерасчете истцу страховой пенсии ответчиком не принималось.
Следовательно, у истца отсутствует нарушенное либо оспоренное ответчиком право.
Ответ ГУ- УПФ РФ в г. Севастополе исх. № Г-4405-11 от 24.11.2016 был дан в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а признание его незаконным не предусмотрено действующим законодательством РФ.
Учитывая, что задачами гражданского судопроизводства являются, в частности, правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а истцом не представлено доказательств нарушения его прав, свобод или законных интересов ответчиком, иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела, относятся на истца по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 98 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 24.04.2017.
Председательствующий –