Дело № 2-443/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2019 года г. Бахчисарай
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Янина И.А.,
при секретаре судебного заседания Сторчаковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Бахчисарай гражданское дело по иску Усеиновой З. Ш. к Панасюку П. И., третьи лица - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, администрация Вилинского сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель Усеиновой З.Ш. на основании нотариально удостоверенной доверенности Кулик А.Н., уточнив ДД.ММ.ГГГГ исковые требования, обратилась в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с иском к Панасюку П.И., третьи лица - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, администрация Вилинского сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании права собственности на жилой дом, нежилое здание гараж-сарай, нежилое здание сарай-баня, расположенные по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований представитель истца сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен договор купли-продажи указанного жилого дома и надворных построек: нежилого здания гараж-сарай, нежилого здания сарай-баня, нотариально удостоверенный старшим государственным нотариусом Бахчисарайской государственной нотариальной конторы ФИО, при этом право собственности в органах БТИ истец за собой не зарегистрировала, в связи с чем ей было отказано в государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом и надворные постройки, поскольку договор купли-продажи не содержит отметок о государственной регистрации права собственности.
Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.50 ГПК РФ представителем ответчика Панасюка П. И., место жительства которого не известно, назначен адвокат из числа адвокатов Адвокатской палаты РК (л.д.63).
В судебном заседании представитель истца Кулик А.Н. на удовлетворении исковых требований настаивала, сославшись на обстоятельства, указанные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Панасюка П.И. адвокат Белоусова Н.В., назначенная в соответствии со ст.50 ГПК РФ, просила суд принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Представители Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и администрации Вилинского сельского поселения <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела третьи лица извещены судом надлежащим образом, каких-либо ходатайств, возражений по сути иска в суд не направили.
Исходя из основ состязательности сторон (ст.12 ГПК РФ), процессуальной обязанности сторон доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ч.1 ст.56 ГПК РФ), выслушав представителей истца и ответчика, исследовав предоставленные доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд принимает во внимание, что при разрешении спора, с учетом положений ст.4 ГК РФ, ст.11 ГПК РФ, подлежат применению нормы законодательства Российской Федерации, с учетом отдельных положений норм украинского законодательства, которым регулировались вопросы возникновения права собственности.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Панасюком П. И., с одной стороны, и Усеиновой З. Ш., с другой стороны, был заключен договор купли-продажи жилого дома в целом с надворными постройками, расположенными по адресу: <адрес>, удостоверенный ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным нотариусом Бахчисарайской государственной нотариальной конторы ФИО, зарегистрированный в реестре под №С-384 (л.д.4-5).
Положениями статьи 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Статьей 1210 ГК РФ предусмотрено, что стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору.
Как усматривается из условий и содержания указанного договора купли-продажи, стороны при его заключении договорились и определили, что право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору, является законодательство Украины.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что договор купли-продажи жилого дома с надворными постройками был заключен ДД.ММ.ГГГГ на территории Украины и должен был соответствовать действующему на тот момент законодательству, суд считает, что спорные правоотношения в части заключения договора регулируются правом указанной страны, в соответствии с договоренностью сторон о выборе подлежащего применению права, что прямо выражено и определенно вытекает из условия договора и совокупности обстоятельств дела.
В соответствии с положениями ГК Украинской ССР от ДД.ММ.ГГГГ (введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ и утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в действие Гражданского кодекса Украины от ДД.ММ.ГГГГ), договор считается заключенным, когда между сторонами в необходимой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям.
Существенными являются те условия договора, которые признаны такими по закону или необходимы для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (статья 153 ГК Украинской ССР).
Статьей 227 ГК Украинской ССР предусматривалось, что договор купли-продажи жилого дома должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной сторон является гражданин. Несоблюдение этого требования влечет недействительность договора (статья 47 данного кодекса). Договор купли-продажи жилого дома подлежит регистрации в исполнительном комитете местного совета народных депутатов.
На основании ст.128 ГК РФ было установлено, что право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Передачей признается вручение вещей приобретателю.
Таким образом, возникновение права собственности на жилой дом с надворными постройками, приобретенных по договору купли-продажи, действовавшее на тот момент законодательство связывало исключительно с передачей имущества покупателю после нотариального удостоверения этого договора, а не с регистрацией самого договора или права.
Все существенные условия договора между сторонами выполнены, жилой дом с надворными постройками передан истцу.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ у Усеиновой З.Ш. возникло право собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенными по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество в порядке, предусмотренном Законом Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений», Усеиновой З.Ш. осуществлена не была.
Из уведомления филиала ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на объект недвижимого имущества, жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано за Панасюком П. И. на основании договора купли-продажи, удостоверенного Вилинским сельским советом от ДД.ММ.ГГГГ, р№ (л.д.11).
Поскольку договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ не содержит отметок о государственной регистрации права собственности, то уведомлением госкомрегистра от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации перехода права собственности истцу было отказано.
В соответствии с ч.1 ст.12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно ч.4 ст.8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
В перечне документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ: документ, подтверждающий ранее зарегистрированное право на объект недвижимого имущества: договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации (подпункт 18, пункт 1).
Таким образом, договор купли-продажи жилого дома с надворными постройками от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между истцом и ответчиком, удостоверенный ДД.ММ.ГГГГ, старшим государственным нотариусом Бахчисарайской государственной нотариальной конторы ФИО, зарегистрированный в реестре под №С-384, является документом, подтверждающим наличие ранее возникшего у Усеиновой З.Ш. права собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенными по адресу: <адрес>.
На основании п.1 ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования о признании за истцом права собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенными по адресу: <адрес>, являются обоснованными.
Принимая во внимание, что удовлетворение иска не обусловлено установлением факта нарушения или оспаривания прав истца со стороны ответчика, судебные издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований истца распределению между лицами, участвующими в деле, не подлежат (п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
На основании изложенного, руководствуясь ст.12,56,117,194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск Усеиновой З. Ш. удовлетворить.
Признать за Усеиновой З. Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: РК, <адрес>:
- жилой дом, общей площадью 73,9 м.кв, кадастровый №;
- нежилое здание (гараж-сарай), общей площадью 21,9 м.кв., кадастровый №;
- нежилое здание (сарай-баня), общей площадью 10,4 м.кв., кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: И.А. Янин