Решение
Именем Российской Федерации
03 июля 2013 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Колоярова И.Ю.,
при секретаре Сергеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Самаре гражданское дело № по иску Орлова ВН к ТСЖ «22 Партсъезда 55» о перерасчете коммунальных платежей и компенсации морального вреда и по встречному иску ТСЖ «22 Партсъезда 55» к Орлову ВН о взыскании задолженности по оплате коммунальных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, в поддержание своих требований указал, что Орлов В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры в доме, находящейся в <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № <адрес>.
В соответствии с ФЗ от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности» собственники помещения в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение и ввод в эксплуатацию приборов учета до 01.07.2013г.
В квартире истца застройщиком ЗАО «Красс» в соответствии с проектом 548-02-ВК «Водопровод и канализация секция №» установлены счетчики горячей и холодной воды. Счетчики на основании поверки метрологической службой ООО ПКФ «Бетар» признаны годными и допущены к эксплуатации. Счетчики были опломбированы ТСЖ согласно решению Правления ТСЖ от 05.04.2008 г. Приборы учета были приняты в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, о чем был составлен соответствующий акт. Несмотря на то, что у истца в квартире стоят счетчики, с сентября 2011г. истцу стали начислять оплату за горячую и холодную воду исходя из норматива потребления на человека. После чего истцу стали препятствовать в оплате коммунальных услуг по показаниям установленных приборов учета. В связи с чем, истец обратился в ТСЖ <адрес> председателю Правления К для разрешении данного конфликта. К ссылалась, что у истца нет соответствующего проекта на установку счетчиков на горячее и холодное водоснабжение в соответствии с положением Главы администрации г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ №-р и Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, которые с ДД.ММ.ГГГГ отменены, но не смотря на это она ими руководствуется. После чего истец обратился в администрацию городского округа Самара, Департамент ЖКХ. На его обращение Департамент ответил, что ТСЖ не вправе препятствовать в оплате коммунальных услуг по показаниям установленных приборов учета, т.к. его счетчики соответствуют всем нормам и стандартам. С ответом Департамента истец вторично направился к председателю Правления ТСЖ настаивать на оплате коммунальных услуг по счетчикам, на что она очередной раз ответила, что необходим проект.
ДД.ММ.ГГГГ в квартире истца был составлен акт проведения инвентаризации приборов учета и сверка технических паспортов к ним. В результате осмотра выявилось, что счетчики установлены правильно, но несмотря на вышеперечисленное, председатель Правления ТСЖ настаивает на проекте, и не учитывает показания приборов учета горячей и холодной воды.
Истец оплачивал коммунальные платежи с момента установки счетчика и по настоящее время по показаниям счетчиков. ТСЖ не учитывало, не принимало оплату, тем самым нарушало его права. В связи с этим вынужден обратиться в суд с защитой своего права.
Кроме того, истец считает, что ответчик своими действиями причинил ему так же моральный вред, поскольку он пенсионер, счетчики приобретал за свой счет, хотел тем самым сэкономить на оплате за холодное и горячее водоснабжение. Вместо этого ответчик своими действиями заставлял его ходить по инстанциям, писать жалобы, обращаться к юристам. Все эти действия связаны с перегрузкой нервной системы, у него поднималось неоднократно давление, из-за этого мог произойти инсульт, так же истец постоянно находится в состоянии стресса. Моральный вред, который мне нанес ответчик, он оценивает в 20 000 рублей.
На основании вышеизложенного истец просил суд обязать ТСЖ "22 Партсъезда 55" Промышленного района, считать оплаченными коммунальные платежи за период с 09.2011г. по 01.2013г. по показаниям счетчиков горячей и холодной воды и в дальнейшем учитывать оплату по показаниям установленных у него счетчиков горячей и холодной
воды. Взыскать моральный вред в размере 20000 рублей с ТСЖ "22 Партсъезда 55" в его пользу.
Ответчик ТСЖ «22 Партсъезда 55» не согласившись с заявленными требованиями обратилось в суд со встречным иском к Орлову В.Н. о взыскании задолженности по коммунальным платежам. В поддержание своих встречных исковых требований указало, что в существующем жилищном фонде установка индивидуальных (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды, ремонт, обслуживание, поверка производится специализированной организацией, имеющей собственное разрешение (лицензию) на установку, ремонт и обслуживание общедомовых и квартирных приборов учета холодной и горячей воды. Ввод индивидуальных (квартирных) приборов в эксплуатацию оформляется трехсторонним актом, подписанным исполнителем, специализированной организацией и потребителем. Пи выполнении указанных условий установка индивидуального прибора горячего и (или) холодного водоснабжения является законной.
В соответствии с п. 41 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерения должны быть проверенны и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Данный факт так же подтверждается письмом прокуратуры Промышленного района от ДД.ММ.ГГГГ за № ж-10.
Способ опломбировки приборов учета, установленных в квартире истца не соответствует действующему законодательству, поскольку опломбировались ТСЖ «22 партсъезда 55» в 2011г., когда председатель ТСЖ являлся истец. Ни на тот момент ни на сегодняшний день, ТСЖ «22 Партсъезда» не имеет соответствующую лицензию на опломбировку приборов учета, что в свою очередь делает опломбировку счетчиков прибора учета, произведенную истцов в 2011 г. незаконной. Из чего следует, что платы, за горячую и холодную воду, производимые истцом по показаниям счетчиков являются неверными и существенно заниженными. На основании этого, ТСЖ «22 Партсъезда 55» начисляет истцу оплату за ГВС, ХВС и канализацию по норме расходования потребления ресурсов помноженное на количество фактически проживающих жильцов.
ДД.ММ.ГГГГ инвентаризационная комиссия в составе 9 ее членов произвела технический осмотр приборов учета горячей и холодной воды у истца. Однако, истец не предоставил доступ инвентаризационной комиссии в квартиру для проверки приборов индивидуального учета ГВС И ХВС. На основании данной проверки был составлен акт, в котором было решено для расчета начисления коммунальных платежей принимать тарифы и нормы расхода потребления ресурсов на 1 человека, утвержденные Главой городского округа Самара постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ факт проживания в квартире истца двоих человек установлен.
Так же ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ инвентаризационная комиссия предпринимала попытки произвести проверку приборов учета и их техническое состояние, однако истец не пускал их в квартиру. Фактическое проживание в квартире истца двоих жильцов подтверждают соседи по лестничной клетке. На ДД.ММ.ГГГГ задолженность истца перед ТСЖ «22 партсъезда 55» за предоставление коммунальных услуг составила 28767.97 руб. Расчет задолженности истца произведен с учетом ранее уплаченных сумм. ТСЖ «22 Партсъезда, 55» неоднократно обращалось к Орлову В.Н. с требованием об оплате долга, но Орлов В.Н. отказывался от оплаты.
На основании вышеизложенного ТСЖ «22 Партсъезда, 55» просило суд взыскать с Орлова В.Н. в пользу ТСЖ «22 Партсъезда, 55» сумму задолженности за предоставление коммунальных услуг в размере 28 767,97 и госпошлину в размере 1065 рублей.
В судебном заседании истец Орлов В.Н. свои исковые требования поддержал, встречные исковые требования не признал, по мотивам подробно изложенным в отзыве на встречное исковое заявление.
Представитель ответчика по доверенности Киреева Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признала по мотивам, подробно изложенным во встречном иске, просила в иске отказать истцу отказать, встречные исковые требования удовлетворить.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ФЗ от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности» собственники помещения в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение и ввод в эксплуатацию приборов учета до 01.07.2013 г.
Согласно пунктам 1 - 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а так же порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно - строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Судом установлено, что Орлов В.Н. является собственником квартиры в доме, находящейся в <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
Истец в обоснование своих требований ссылается на то, что в его квартире застройщиком ЗАО «Красс» в соответствии с проектом № «Водопровод и канализация секция №» установлены счетчики горячей и холодной воды. Счетчики на основании поверки метрологической службой ООО ПКФ «Бетар» признаны годными и допущены к эксплуатации и были опломбированы ТСЖ согласно решению Правления ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ Приборы учета были приняты в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, о чем был составлен соответствующий акт, но несмотря на то, что у истца в квартире стоят счетчики, с № истцу ответчик стал начислять оплату за горячую и холодную воду исходя из норматива потребления на человека.
В соответствии с п. 19 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В соответствии с Временным положением о порядке установки индивидуальных (квартирных) приборов учета потребления воды, утвержденным распоряжением Главы администрации г. Самара от 28.02.2005 г. № 31-р, установка индивидуальных (квартирных) приборов учета производится по типовым проектам, согласованным со снабжающими организациями, утвержденным исполнителем (организация, осуществляющая управление жилым фондом) и на основании технических условий, выданных исполнителем по заявлению потребителя (собственник, наниматель, арендатор квартиры). В существующем жилищном фонде установка индивидуальных (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды, ремонт, обслуживание, поверка производится специализированной организацией, имеющей собственное разрешение (лицензию) на установку, ремонт и обслуживание общедомовых и квартирных приборов учета холодной и горячей воды. Ввод индивидуальных (квартирных) приборов в эксплуатацию оформляется трехсторонним актом, подписанным исполнителем, специализированной организацией и потребителем. Пи выполнении указанных условий установка индивидуального прибора горячего и (или) холодного водоснабжения является законной.
В соответствии с п. 41 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерения должны быть проверенны и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Данные обстоятельства так же подтверждаются ответом прокуратуры Промышленного района от 23.04.2010 г. за № 783 ж-10.
Между тем, судом установлено, что способ опломбировки приборов учета, установленных в квартире истца не соответствует действующему законодательству, поскольку счетчики в квартире истца опломбировались ТСЖ «22 Партсъезда 55» в 2011г. и ни на тот момент, ни на сегодняшний день, ТСЖ «22 Партсъезда» не имеет соответствующую лицензию на опломбировку приборов учета, что в свою очередь делает опломбировку счетчиков прибора учета, произведенную у истца в 2011 г. необоснованной, поскольку средства измерения должны быть проверенны и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию, о чем должен был быть составлен соответствующий акт, с участием представителя ТСЖ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ инвентаризационная комиссия ТСЖ в составе 9 членов произвела технический осмотр приборов учета горячей и холодной воды у истца. Однако, истец не предоставил доступ инвентаризационной комиссии в квартиру для проверки приборов индивидуального учета ГВС И ХВС. На основании данной проверки был составлен акт, в котором было решено для расчета начисления коммунальных платежей принимать тарифы и нормы расхода потребления ресурсов на 1 человека, утвержденные Главой городского округа Самара постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ так же был установлен факт проживания в квартире истца двоих человек.
Кроме того ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ инвентаризационная комиссия ТСЖ предпринимала попытки произвести проверку приборов учета и их техническое состояние, однако истец не пускал их в квартиру.
При наличии указанных обстоятельств, учитывая, что истец препятствует ответчику для доступа в квартиру для проверки приборов индивидуального учета ГВС И ХВС и составления соответствующего трехстороннего акта, суд приходит к выводу о том, что оплата за горячую и холодную воду, производимая истцом по показаниям счетчиков являются необоснованной. В связи с чем, ТСЖ «22 Партсъезда 55» обоснованно начисляет истцу оплату за ГВС, ХВС и канализацию по норме расходования потребления ресурсов умноженное на количество фактически проживающих жильцов.
Вышеуказанные обстоятельства так же подтверждаются ответом прокуратуры Промышленного района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области о прекращении производства по делу об административной правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 56 (1). Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 14.05.2013) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") В случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией. В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю). Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, (п. 56(1) введен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344) 57. Размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем.
В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несёт бремя содержания жилого помещения и если данное помещение является квартирой, - общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в данном случае коттеджного посёлка).
В соответствии с ч.1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В соответствии с ч.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Согласно ч. 5 указанной статьи члены товарищества собственников жилья…вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления ТСЖ.
Из материалов дела следует, что на ДД.ММ.ГГГГ задолженность истца перед ТСЖ «22 Партсъезда 55» за предоставление коммунальных услуг составляет 28 767, 97 рублей и данный расчет задолженности произведен с учетом ранее оплаченных сумм, что подтверждается выпиской из лицевого счета, которая и подлежит взысканию с Орлова В.Н.
Кроме того, согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд с учетом части удовлетворенных требований полагает возможным взыскать с Орлова В.Н. 1 065 рублей в счет возврата государственной пошлины.
При наличии указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Орлова В.Н. удовлетворению не подлежат, а встречные исковые требования ТСЖ «22 Партсъезда 55» подлежат удовлетворению.
Кроме того, так же следует отметить, что для начисления коммунальных платежей истцу по фактическим показаниям счетчиков, истцу необходимо обеспечить ТСЖ «22 Партсъезда 55» доступ в его квартиру для проверки приборов индивидуального учета ГВС И ХВС и составления соответствующего трехстороннего акта.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Орлова ВН отказать.
Встречные исковые требования ТСЖ «22 Партсъезда 55» удовлетворить.
Взыскать с Орлова ВН в пользу ТСЖ «22 Партсъезда 55» задолженность по оплате коммунальных платежей в размере 28 767 рублей 97 копеек и 1 065 рублей в счет возврата государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течении месяца, с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: Колояров И.Ю.