Дело №а-268/2021
10RS0014-01-2021-000522-46
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
7 июня 2021 года | посёлок Пряжа |
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,
с участием административного истца Паценко А.Н.,
представителя административного ответчика – Администрации Пряжинского национального муниципального района Гаврош О.М.,
представителя заинтересованного лица – Администрации Эссойльского сельского поселения Ореханова А.И.,
при секретаре Арефьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Паценко А. Н. к Администрации Пряжинского национального муниципального района о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Административное исковое заявление мотивировано тем, что Паценко А.Н. проживает в квартире №1 многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащей административному истцу на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации. На основании постановления администрации Пряжинского национального муниципального района № от 30.11.2017 названный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Однако постановлением администрации № от 26.02.2021 постановление от 30.11.2017 признано утратившим силу в связи с несоответствием технического заключения к данным объекта по выписке из сведений выписки ЕГРН об основных характеристика и зарегистрированных правах на объект недвижимости, так как частный жилой дом не может быть признан аварийным многоквартирным домом и подлежащим сносу. Ссылаясь на то, что оспариваемое постановление нарушает права административного истца, а также создает препятствие в осуществлении его жилищных прав как гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий и получении жилого помещения, Паценко А.Н. просит: признать незаконным и отменить постановление администрации Пряжинского национального муниципального района от 26.02.2021 № «О признании утратившим силу постановления администрации Пряжинского национального муниципального района от 30.11.2017 № «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу».
К участию в деле в порядке пункта 3 части 3 статьи 135 КАС РФ в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра по Республике Карелия, администрация Эссойльского сельского поселения, Правительство Республики Карелия, государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства энергетики Республики Карелия, Паценко Л.Г.
В судебном заседании административный истец поддержал требования, изложенные в административном иске, по указанным в нем основаниям.
Представители административного ответчика Администрации Пряжинского национального муниципального района – Гаврош О.М. и заинтересованного лица – Администрации Эссойльского сельского поселения – Ореханов А.И. в судебном заседании административный иск полагали не подлежащим удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, лица, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, – в том числе, с учетом положений части 8 статьи 96 КАС РФ.
Суд, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив письменные материалы дела, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
На основании постановления Администрации Пряжинского национального муниципального района № от 30.11.2017 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением указанного органа местного самоуправления № от 26.02.2021 постановление от 30.11.2017 признано утратившим силу. Указанный ненормативный правовой акт органа местного самоуправления обжалуется административным истцом в порядке административного судопроизводства.
В квартире №1 указанного дома зарегистрированы административный истец и его супруга – заинтересованное лицо Паценко Л.Г.
Ранее указанный жилой дом являлся двухквартирным, квартира №2 признана непригодной для проживания, дом признан одноквартирным постановлением Администрации Эссойльского сельского поселения от 26.03.2014 № (л.д. 11).
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., является жилым домом с кадастровым номером №, расположенным на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. Оба указанных объекта недвижимого имущества с 2014 года находятся в собственности административного истца (л.д. 87-92).
Из пояснений административного истца следует, что оформление дома в его собственность произошло в результате демонтажа им аварийной квартиры №2.
Жилищным кодексом Российской Федерации (ЖК РФ) установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения, к которым относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 16). Статья 16 этого кодекса признает жилым домом индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2), а квартирой - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3).
В силу статьи 289 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
Состав общего имущества собственников квартир в многоквартирном доме, а также их права и обязанности в отношении данного имущества определены в статье 290 ГК РФ, статьях 36-40 ЖК РФ.
Из приведенных законоположений следует, что под многоквартирным домом понимается дом, который имеет не менее двух квартир, отвечающих требованиям части 3 статьи 16 ЖК РФ, а также принадлежащее собственникам этих квартир на праве общей долевой собственности общее имущество, в состав которого согласно части 1 статьи 36 названного кодекса входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Согласно части 2 настоящей статьи, изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Данных об оформленном в надлежащем порядке согласовании, а также принятии спорного здания в эксплуатацию в качестве многоквартирного после реконструкции (применительно к положениям пункта 14 статьи 1, статьи 51, 52, 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации) не имеется.
С учетом указанных обстоятельств, постановление № от 30.11.2017 было принято органом местного самоуправления без установленных на то законом оснований. Принципиальная правомерность именно такого подхода к регулированию спорных правоотношений обозначена Третьим кассационным судом общей юрисдикции в определении от 21.04.2021 №
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
Установив, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на момент принятия постановления № от 30.11.2017 не являлся многоквартирным, орган местного самоуправления вправе был отменить указанный муниципальный правовой акт, основанный на неверном применении законодательства.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу абзаца первого статьи 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Первого из двух указанных условий, необходимых для признания ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным, в рассматриваемом случае не достигнуто. Оспариваемое постановление органа местного самоуправления основано на положениях закона в силу изложенных выше соображений, а потому оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части суд также не усматривает.
Руководствуясь статьями 177-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
В соответствии со статьей 177 КАС РФ мотивированное решение по делу составлено 9 июня 2021 года, последний день для подачи апелляционной жалобы –9 июля 2021 года