Г.Тюмень
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2017 года Дело № 2- 3312/2017
Центральный районный суд г. Тюмени в составе: Председательствующего судьи Серебряковой А.В.
при секретаре Кузембаевой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юдиной С.В. к Правительству Тюменской области, Администрации Армизонского муниципального района обязании предоставить жилое помещение, обязании заключить договор специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Истица обратилась с иском к ответчикам, просит обязать Правительство Тюменской области предоставить ей жилое помещение из жилищного фонда Тюменской области, расположенное в с.Армизонское Армизонского района Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящиеся на территории города Тюмени и обязать Администрацию Армизонского муниципального района заключить с истицей договор найма специализированного жилого помещения из специализированного фонда Тюменской области.
Исковые требования мотивированы тем, что истица ДД.ММ.ГГГГ года рождения в возрасте <данные изъяты> стала сиротой, ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением Главы Ивановской сельской администрации № была поставлена на учет на получение жилья. В ДД.ММ.ГГГГ истице было предложено приобрести ? долю дома в <адрес>, общей площадью 21,1 кв.м. с землевладением 0,4га. При осмотре выяснилось, что дом старый, нуждающийся в ремонте, но комиссия пришла к выводу, что дом пригоден для проживания, Администрация Армизонского района заверила истицу, что произведет в доме капитальный ремонт. Истица согласилась приобрести такое жилье, написала заявление о заключении с ней договора найма и летом ДД.ММ.ГГГГ вселилась в <адрес>, но ремонт произведн в доме не был. В ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Администрацию Армизонского муниципального района, написала отказ от помещения в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ попросила восстановить ее в очереди и выделить жилье. В ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в суд с иском к Администрации Армизонского муниципального района о взыскании денежных средств для приобретения жилья, но решением Амизонского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в удовлетворении ее требований. В ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к Депутату Государственной думы, который переправил обращение истицы в Прокуратуру Тюменской области. В конце ДД.ММ.ГГГГ истицей был получен ответ, что в связи с достижением истицей <данные изъяты> летнего возраста у Прокуратуры области не имеется оснований для вмешательства и рекомендовано обратиться в суд самостоятельно.
В судебном заседании истица Юдина С.В. и ее представитель Рожкова К.В. на удовлетворении иска настаивали, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Правительство Тюменской области Ахмадиев А.Ю. с исковыми требованиями истицы не согласился, поскольку для предоставления жилого помещения необходимо быть включенным в Списки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Армизонского муниципального района. Кроме того, истица обратилась с указанным требованием о предоставлении жилья в возрасте <данные изъяты> года, что исключает предоставление ей жилого помещения по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Представитель ответчика Администрация Армизонского муниципального района в суд не явился, направил возражения на иск, в которых указывает, что истица уже реализовала свое право на получение жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:
Со стороны ответчиков не оспаривается, что истица до <данные изъяты> летнего возраста относилась к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и в настоящее время жилого помещения на праве собственности не имеет.
Согласно ответа Прокуратуры Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва ФИО6, было установлено:
Рспоряжением главы <данные изъяты> сельского поселения Армизонского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ №, истица была поставлена на учет на получение жилья как ребенок-сирота.
В соответствии с распоряжением Администрации Армизонского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О покупке жилья детям-сиротам», истице, как гражданину из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с письменного согласия от ДД.ММ.ГГГГ была приобретена квартира общей площадью 21.1 кв.м. по адресу: <адрес>.
Решение о предоставлении истице названного жилого помещения органом местного самоуправления не принималось, договор социального найма не заключался, но истица при этом проживала в жилом помещении до 2007 года.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию Армизонского муниципального района с заявлением об отказе от полученного жилого помещения в связи с тем, что оно является непригодным для проживания.
Межведомственной комиссией администрации Армизонского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование жилого помещения, по результатам которого жилое помещение признано пригодным для дальнейшего проживания.
На основании заявления истицы от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение администрации Армизонского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О покупке жилья детям-сиротам» о приобретении жилого помещения, - было признано утратившим силу.
Поскольку истицей было реализовано право на получение жилого помещения администрацией Армизонского муниципального района по результатам заявлений истицы от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о постановке в очередь на получение жилья было отказано в повторном включении истицы в очередь на получение жилья по категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, по смыслу закона только до достижения возраста 23 лет указанные лица имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений, поскольку после достижения ими указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющих право на предусмотренные законом меры социальной поддержки.
При этом, учитывая, что социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения, соответствующее жилье должно быть предоставлено лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в случае достижения ими возраста 23 лет, при условии, что они встали (были поставлены) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Суд обращает внимание, что истица ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до возраста <данные изъяты> - до ДД.ММ.ГГГГ проживала в предоставленном ей по ее заявлению жилом помещении - <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, уже будучи совершеннолетней ( возраст <данные изъяты>), путем подачи письменного заявления отказалась от предоставленного ей для проживания жилья. Таким образом, суд соглашается с доводами ответчика о том, что истица уже реализовала свое право на получение жилого помещения. В материалах дела отсутствуют доказательства, что предоставленное истице жилое помещение – <адрес> было не пригодным для проживания ( ст. 56 ГПК РФ), напротив, как следует из ответа Прокуратуры Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией администрации Армизонского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование жилого помещения- <адрес>, по результатам которого жилое помещение признано пригодным для дальнейшего проживания.
Так же, суд считает заслуживающим внимания довод представителя ответчика Правительства Тюменской области, о том, что жилое помещение может быть предоставлено только гражданину стоящему в Списке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений ….. На день рассмотрения спора, истца в указанных Списках не состоит, требования к Департаменту социального развития Тюменской области об обязании восстановить истицу в Списках ею не заявлено. На день обращения истицы в суд с настоящим иском ей исполнилось полных <данные изъяты>
При вышеизложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска Юдиной С.В. о предоставлении ей жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения, у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Юдиной С.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2017 года в совещательной комнате на компьютере.
Судья А.В.Серебрякова