Судья Вениченко Ю.В. Дело № 33-217/2012
Б-9
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.,
судей: Баимовой И.А., Охременко О.В.,
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Ганиевой Л.Р.,
при секретаре Милуш О.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Киселевой А.А. дело по иску
Злобина А.Г. к Туруханскому районному Совету депутатов о восстановлении в должности заместителя председателя Туруханского районного Совета депутатов,
по кассационному представлению прокурора Туруханского района Красноярского края Масленникова А.И.
на решение Туруханского районного суда Красноярского края от 23 ноября 2011г., которым постановлено:
Исковые требования Злобина А.Г. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Туруханского районного Совета депутатов |№12-174 от 30.09.2011 года «О досрочном прекращении полномочий заместителя председателя |Туруханского районного Совета депутатов Злобина А.Г.».
Отменить распоряжение главы Туруханского района ФИО9 №221-л от 130.09.2011 года о прекращении полномочий заместителя председателя Туруханского районного Совета депутатов.
Восстановить Злобина А.Г. в должности заместителя председателя Туруханского районного Совета депутатов.
Взыскать с Туруханского районного Совета депутатов в пользу Злобина А.Г. средний заработок за период вынужденного прекращения полномочий в размере 121795 рублей 49 копеек.
В силу ст. 211 ГПК РФ решение о восстановлении Злобина А.Г. и взыскании в его пользу заработной платы подлежит немедленному исполнению.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Злобин А.Г. обратился в суд с иском к Туруханскому районному Совету депутатов (далее тексту - Туруханскому РСД) об отмене решения этого органа №12-174 от 30.09.2011 г., которым были досрочно прекращены его полномочия как заместителя председателя Туруханского РСД, восстановлении его в этой должности, взыскании суммы денежного вознаграждения за весь период вынужденного прекращения полномочий. Требования мотивировал тем, что 14.03.2010 г. в составе избирательного партийного списка от политической партии «Справедливая Россия» был избран депутатом Туруханского РСД, а решением Туруханского РСД от 02.03.2011 г. был избран на должность заместителя Туруханского РСД, то есть являлся выборным должностным лицом местного самоуправления, избранным представительным органом муниципального образования. Как установлено п.5 ст.22 Устава муниципального образования «Туруханский район», заместитель председателя Туруханского РСД осуществляет свою деятельность на постоянной основе. 22 сентября 2011 г. депутаты из фракции «Единая Россия» обратились к главе Туруханского района, являющемуся председателем Туруханского РСД, о внесении в повестку намечаемой сессии депутатов Туруханского РСД следующего вопроса «О досрочном сложении полномочий заместителя председателя Туруханского РСД Злобина А.Г. в связи с утратой доверия». 30.09.2011 года решением очередной сессии Туруханского РСД его полномочия были досрочно прекращены. Распоряжением главы района №221-л от 30.09.2011 года его полномочия прекращены. Считает, что при прекращении его полномочий были нарушены нормы Трудового Кодекса РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в 'Российской Федерации». Так, исчерпывающие основания досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления предусмотрены ч.10 ст.40 Федерального Закона №131-Ф3, ни одного из которых не имелось при принятии оспариваемого им решения, в котором не указано основание принятия такого решения. Также была нарушена процедура принятия решения о прекращении его полномочий - форма бюллетеня для тайного голосования в нарушение п.2 ст.23 Регламента Туруханского РСД не утверждалась Советом депутатов, не соблюдена тайна голосования, поскольку голосование проходило в общем зале, в присутствии посторонних лиц, без кабинок для голосования.
Незаконным считает и распоряжение главы района №221-л от 30.09.2011 г. о его увольнении, поскольку запись о его увольнении в трудовую книжку внесена без формулировки основания увольнения в соответствии с нормами Трудового Кодекса РФ либо иного федерального закона, не заверена его подписью, и сама запись произведена не работодателем, а секретарем главы района.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационном представлении прокурор Туруханского района Красноярского края просит решение суда отменить, указывая на неправильное норм материального закона.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора Ганиевой Л.Р., не поддержавшей доводы кассационного представления, полагавшей решение суда законным и обоснованным, Злобина А.Г., его представителя ФИО10 (ордер от 26.12.2011 года), обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст.6 Устава муниципального образования Туруханский район структуру органов местного самоуправления района составляют районный Совет депутатов, глава района, администрация района, глава администрации района, контрольно-ревизионная комиссия района.Основания досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления предусмотрены ч.10 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Принимая решение о признании незаконным решения о досрочном прекращении полномочий Злобина А.Г. в должности заместителя председателя районного Совета депутатов, суд первой инстанции на основании совокупности всех исследованных по делу доказательств и руководствуясь положениями материального закона, регулирующих спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о нарушении процедуры прекращения полномочий истца, отсутствии оснований для принятия такого решения.
Как установлено судом, решением Туруханского районного Совета депутатов №9-126 от 02.03.2011 года Злобин А.Г. был избран председателем районного Совета депутатов. Избрание истца на указанную должность произведено в соответствии со ст.8 Регламента Туруханского районного Совета депутатов – тайным голосованием из числа депутатов простым большинством от установленной численности депутатов, о чем свидетельствует протокол заседания счетной комиссии по выборам заместителя председателя Совета депутатов.
22 сентября 2011 года в адрес главы Туруханского района, являющегося одновременно председателем Туруханского РСД, поступило обращение группы депутатов о внесении в повестку сессии Совета депутатов вопроса о досрочном сложении полномочий заместителя председателя Туруханского РСД в связи с утратой доверия.
30 сентября 2011 года при проведении очередной сессии Туруханского РСД было принято решение №12-174 о досрочном прекращении полномочий заместителя председателя Туруханского районного совета депутатов А.Г. Злобина, обоснованное протоколом счетной комиссии №3 от 30.09.2011 года, Регламентом Туруханского РСД, утвержденного решением Туруханского РСД, Уставом муниципального образования Туруханский район.
Распоряжением главы района №221-л от 30.09.2011 года полномочия Злобина А.Г. прекращены 30.09.2011 года.
Как правильно указал суд первой инстанции, при отсутствии в Уставе района и Регламенте оснований и порядка прекращения полномочий заместителя председателя РСД, соблюдение ответчиком процедуры прекращения полномочий истца следует рассматривать по аналогии с процедурой его избрания на должность.
В силу ч.2 ст.8 Регламента заместитель председателя Совета депутатов избирается тайным голосованием из числа депутатов простым большинством от установленной численности депутатов.
Согласно ч.2 ст.23 Регламента тайное голосование проводится с использованием бюллетеней для тайного голосования. Текст бюллетеней для тайного голосования утверждает Совет депутатов по правилам, установленным для принятия решений по процедурным вопросам.
Исходя из положений частей 5,6 ст.23 Регламента при проведении тайного голосования в обязательном порядке формируется счетная комиссия, в которую не могут входить депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избирательных органов или на посты должностных лиц, а также чьи предложения ставятся на голосование.
Судом установлено, что в нарушение указанных положений Регламента, форма бюллетеня для голосования утверждалась не Советом депутатов, а счетной комиссией (двумя ее членами), в состав счетной комиссии входил депутат, который в числе других инициировал рассмотрение вопроса о досрочном прекращении полномочий истца (ФИО11). Кроме того, нашли свое подтверждение и доводы истца о несоблюдении принципа тайности голосования, а именно, голосование депутатов происходило в условиях, не исключающих наблюдение за ними присутствующих на сессии лиц.
Таким образом, как правильно установил суд, ответчиком была нарушена процедура принятия решения о прекращении полномочий истца.
Кроме того, судебная коллегия считает обоснованным также вывод суда о том, что ответчиком при принятии оспариваемого решения, не указаны мотивы, по которым прекращены полномочия истца.
Ссылка ответчика на неисполнение истцом обязанностей, предусмотренных пунктами 1-3 статьи 28 Регламента, является несостоятельной, так как доказательств неисполнения истцом его полномочий, определенных ст.8 Регламента, суду не представлено.
Доводы кассационного представления прокурора, направленные на оспаривание выводов суда, судебная коллегия не может признать состоятельными, так как отсутствуют основания для иной правовой оценки имеющихся в деле и исследованных судом доказательств.
Между тем, судебная коллегия не считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что истец не является выборным должностным лицом органа местного самоуправления, так как Злобин А.Г. избран депутатами Туруханского районного Совета депутатов, то есть представительным органом муниципального образования с осуществлением деятельности в указанной должности на постоянной основе. Поскольку истец является выборным должностным лицом местного самоуправления, исчерпывающие основания досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления предусмотрены ч.10 ст.40 указанного выше Федерального закона №131-ФЗ. При досрочном прекращении полномочий истца предусмотренные законом основания отсутствовали.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационного представления не установлено.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Туруханского районного суда Красноярского края от 23 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: