Дело № 2-2028/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
*** г.Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи С.В. Беляевой,
при секретаре К.П. Кавенской,
с участием представителя истца И.Я. Матаева,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пимонова Сергея Викторовича о признании незаконным постановления Администрации г.Благовещенска в части признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Пимонов С.В. обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование указав, что с *** является участковым уполномоченным отдела полиции (ранее - милиции) *** подразделений милиции в составе ГУ УМВД России «Благовещенское» Амурской области. В соответствии со ст.30 Закона РФ от *** *** «О милиции» (в редакции от ***), сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Указал, что право на обеспечение жилым помещением возникло у него с момента вступления в должность - с ***, и это право он приобрел в соответствии с указанной нормой Закона Российской Федерации «О милиции». *** он обратился в Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении по категории участковых уполномоченных милиции с составом семьи 2 человека (с учетом *** ЮВ). Заседание комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.Благовещенска о рассмотрении его заявления от *** проведено ***, в период действия Закона Российской Федерации «О милиции». Решением комиссии от *** он был признан нуждающимся в жилом помещении по категории участковых уполномоченных милиции с составом семьи 2 человека на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от *** *** «О милиции», Закона Амурской области от *** *** «О жилищной политике в Амурской области». Полагает, что обратился в органы местного самоуправления с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении в период действия Закона Российской Федерации от *** *** «О милиции», а так же в этот же период было принято решение комиссии о признании его нуждающимся. Вместе с этим, постановлением главы Администрации г.Благовещенска от *** *** он, как участковый уполномоченный милиции, признан нуждающимся в жилом помещении с составом семьи 2 человека на основании ЖК РФ, Федерального закона от *** *** «О полиции», Закона Амурской области от *** *** «О жилищной политике в Амурской области». Таким образом, согласно позиции истца, указанное постановление в части признания его нуждающимся на основании Федерального закона *** «О полиции» нарушает его права на улучшение жилищных условий (получение жилого помещения), лишает его возможности получить жилое помещение на основании ст.30 Закона РФ от *** *** «О милиции». Считает, что при решении вопроса о том, подлежат ли применению в данном случае нормы Закона Российской Федерации от *** *** «О милиции», следует руководствоваться законодательством, действовавшим в период с *** по *** (до принятия комиссией решения о признании нуждающимся), так как, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и повлекшим тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст.1 ч.1, ст. ст. 2, 18, 54 ч.1, 55 ч.2 и ч.3, ст.57 Конституции РФ (определение ***-О от *** Конституционного Суда РФ). Просит признать постановление главы Администрации г.Благовещенска *** от *** в части признания его нуждающимся в жилом помещении на основании Федерального закона от *** *** «О полиции» незаконным, возложить на Администрацию г.Благовещенска обязанность изменить постановление *** от *** в части признания Пимонова С.В. нуждающимся в жилом помещении на основании Федерального закона от *** *** «О полиции», указав в постановлении, что Пимонов С.В., как участковый уполномоченный милиции, признан нуждающимся в жилом помещении с составом семьи 2 человека на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от *** *** «О милиции», Закона Амурской области от *** *** «О жилищной политике в Амурской области».
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представителем ответчика - Администрации г.Благовещенска представлен письменный отзыв, в котором полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указал, что согласно материалам дела, *** Пимонов С.В. обратился с заявлением о признании его нуждающимся по категории участковых уполномоченным в Администрацию г.Благовещенска. В силу положений ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет представленных в соответствии с ч.4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Настаивал, что исходя из смысла указанных норм действующего законодательства следует, что уполномоченным органом для принятия решений (постановлений) о признании граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий является орган местного самоуправления. В силу положений ст.31 Устава муниципального образования города Благовещенска, уполномоченным исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, является Администрация города Благовещенска. Согласно ст.33 Устава муниципального образования города Благовещенска, к полномочиям Администрации города Благовещенска относится ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением Администрации г.Благовещенска от *** *** был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий участковый уполномоченный милиции Пимонов С.В., указанное Постановление Администрации вынесено уполномоченным органом в установленные ЖК РФ сроки. Ссылки истца на решение жилищной комиссии от ***, вынесенное в период действия Закона Российской Федерации «О милиции» от ***, не могут служить основанием к признанию незаконным постановления Администрации г.Благовещенска, поскольку в силу положений ст.52 ЖК РФ, ст.33 Устава, уполномоченным органом по принятию решений о признании нуждающимися граждан является Администрация г.Благовещенска, а не жилищная комиссия. Каких-либо нарушений норм материального права при принятии оспариваемого постановления от *** *** не было допущено со стороны Администрации г.Благовещенска. Кроме того, на момент принятия оспариваемого постановления Администрации г.Благовещенска от *** *** вступил в силу Федеральный закон от *** № 3-ФЗ «О полиции», а Закон Российской Федерации «О милиции» от *** ***, согласно ст. ст. 55, 56 Федерального закона от *** *** «О полиции» с *** признан утратившим силу. На момент вынесения органом местного самоуправления постановления о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке на учет Пимонова СВ. у Администрации отсутствовали установленные законом основания для применения утратившего силу Закона Российской Федерации «О милиции» от *** ***. Доводы о необходимости при принятии решения о признании нуждающимся, улучшении жилищных условий руководствоваться утратившим силу Закона Российской Федерации «О милиции» от *** *** прямо противоречат положениям Федерального закона от *** *** «О полиции» и не нарушает прав Пимонова СВ. Согласно положениям ст.30 Закона РФ от *** *** «О милиции», на которою ссылается истец, следует, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Исходя из смысла указанной нормы права следует, что жилое помещение предоставляется не всем, а признанным нуждающимися, участковым уполномоченным, являющимися сотрудниками милиции. Согласно положениям ст.17 Закона РФ от *** *** «О милиции», сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции. Как следует из положений ст.55 Федерального закона «О полиции», Закон РСФСР от *** *** «О милиции» был признан утратившими силу с ***. Положения ст.56 Федерального закона «О полиции», регулирующей переходные положения, согласно которых действие положений ст. ст. 29, 43 - 46 настоящего Федерального закона распространяются на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции. Поскольку на момент принятия оспариваемого постановления от *** *** с момента утраты Закона РФ от *** *** «О милиции» и прохождения предусмотренной законом внеочередной аттестации истец являлся сотрудником органов внутренних дел, но еще не являлся сотрудником полиции, в силу прямого указания закона на него распространяются положения о гарантиях социальной защиты сотрудника полиции, установленные Федеральным законом от *** *** «О полиции» (ст.56, глава 8 ФЗ «О полиции»). Как следует из ст.44 Федерального закона от *** *** «О полиции», обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением (п.3 ст.44 ФЗ «О полиции»). В связи с чем, Федеральный закон от *** *** «О полиции» не ухудшает, не ущемляет и не лишает права участкового уполномоченного на обеспечение его жилым помещением в связи с характером трудовых отношений, а наоборот, более конкретно регламентирует указанный порядок. Таким образом, доводы Пимонова СВ. об ухудшении положения истца принятым на основании закона «О полиции» постановлением Администрации г.Благовещенска от *** *** не основаны на нормах действующего законодательства и прямо противоречат нормам указанного закона. Считает, что предусмотренных законом оснований для внесения каких-либо изменений в принятое органом местного самоуправления постановление не имеется. Просил суд в удовлетворении заявленных требований Пимонову СВ. отказать.
В судебное заседание не явился истец, обеспечивший явку своего представителя, представитель ответчика - Администрации г.Благовещенска, заявивший ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, представитель третьего лица - Комитета по управлению имуществом г.Благовещенска и третье лицо Пимонова Ю.Н., уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Руководствуясь ст.257 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст.251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из материалов дела следует, что Пимонов С.В. с *** является участковым уполномоченным отдела полиции (ранее - милиции) *** подразделений милиции в составе ГУ УМВД России «Благовещенское» Амурской области.
Согласно справке МОМВД России «Благовещенский» *** от ***, по результатам внеочередной аттестации (протокол аттестационной комиссии УМВД России по Амурской области от *** *** старший лейтенант милиции Пимонов СВ. с *** назначен на должность участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции *** подразделений полиции в составе ГУ МОМВД России «Благовещенский» Амурской области (приказ УМВД России по Амурской области от *** *** ***). Приказом МВД России от *** *** Пимонову СВ. присвоено специальное звание «лейтенант милиции». Приказом. УВД по Амурской области от *** *** Пимонову С.В. присвоено очередное специальное звание «старший лейтенант милиции». В соответствии с приказом УВД по Амурской области от *** *** «О реорганизации УВД по г.Благовещенску и ОВД по Благовещенскому району», отдел внутренних дел по Благовещенскому району Амурской области и Управление внутренних дел по г.Благовещенску Амурской области реорганизовано с *** в государственное учреждение - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Благовещенское» (с юрисдикцией по городу Благовещенску и Благовещенскому району Амурской области). Реорганизация проведена путем слияния Управления внутренних дел по г.Благовещенску Амурской области и отдела внутренних дел по Благовещенскому району Амурской области. В связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями с *** старший лейтенант милиции Пимонов С.В. назначен на должность участкового уполномоченного милиции отдела милиции *** подразделений милиции в составе ГУ УМВД России «Благовещенское» Амурской области (приказ УВД по Амурской области от *** ***). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от *** *** «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», приказом МВД России от *** *** «Вопросы реформирования территориальных органов МВД России», приказом УВД по Амурской области от *** *** государственное учреждение - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Благовещенское» (с юрисдикцией по городу Благовещенску и Благовещенскому району Амурской области) переименовано в государственное учреждение - Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Благовещенский» (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории города Благовещенска и Благовещенского района). По результатам внеочередной аттестации (протокол аттестационной комиссии УМВД России по Амурской области от *** *** старший лейтенант милиции Пимонов СВ. с *** назначен на должность участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции *** подразделений полиции в составе ГУ МОМВД России «Благовещенский» Амурской области (приказ УМВД России по Амурской области от *** *** л/с). Приказом УМВД Росси от *** *** л/с старшему лейтенанту милиции Пимонову СВ. присвоено специальное звание «старший лейтенант полиции» в порядке переаттестования.
Согласно заявлению Пимонова С.В. от ***, поданного на имя главы Администрации г.Благовещенска, заявитель обратился в Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении по категории участковых уполномоченных милиции с составом семьи два человека (с учетом *** ЮВ).
Согласно выписке из протокола *** заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации города Благовещенска от ***, Пимонов С.В. был признан нуждающимся в жилом помещении по категории участковых уполномоченных милиции с составом семьи два человека на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от *** *** «О милиции», Закона Амурской области от *** *** «О жилищной политике в Амурской области».
Обжалуемым постановлением главы Администрации г.Благовещенска от *** *** участковый уполномоченный милиции Пимонов С.В. признан нуждающимся в жилом помещении с составом семьи два человека на основании ЖК РФ, Федерального закона от *** *** «О полиции», Закона Амурской области от *** *** «О жилищной политике в Амурской области.
Таким образом, истцом оспаривается обоснованность применения при разрешении его, истца, заявления положений Федерального закона от *** *** «О полиции», согласно ст.44 которого сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.
Вместе с тем, в силу ч.1 ст.30 Закона Российской Федерации от *** *** «О милиции» установлено, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Как следует из материалов дела, на момент обращения истец занимал должность участкового уполномоченного отдела милиции *** подразделений милиции в составе ГУ УМВД России «Благовещенское» Амурской области с ***, в связи с чем, у него возникло право на социальные гарантии, предусмотренные ст.30 Закона Российской Федерации от *** *** «О милиции», в том числе, и на обеспечение жильем.
Факт нуждаемости истца в предоставлении жилья сторонами не оспаривается и подтвержден выпиской из протокола *** заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.Благовещенска от ***, согласно которой Пимонов С.В. был признан нуждающимся в жилом помещении по категории участковых уполномоченных милиции с составом семьи два человека на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от *** *** «О милиции», Закона Амурской области от *** *** «О жилищной политике в Амурской области».
Согласно доводам стороны ответчика, оспариваемое постановление главы Администрации г.Благовещенска от *** *** вынесено на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от *** *** «О полиции», Закона Амурской области от *** *** «О жилищной политике в Амурской области» в связи с тем, что на момент вынесения обжалуемого постановления Закон Российской Федерации от *** *** «О милиции» утратил силу, а потому не мог быть применен.
Учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ *** от ***, согласно которой придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и повлекшим тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст.1 ч.1, ст. ст. 2, 18, 54 ч.1, 55 ч.2 и ст. ст. 3, 57 Конституции РФ, суд приходит к следующим выводам.
На момент вступления Пимонова С.В. в должность участкового уполномоченного отдела милиции *** подразделений милиции в составе ГУ УМВД России «Благовещенское» Амурской области, при разрешении вопроса об указанной категории граждан подлежал применению Закон Российской Федерации от *** *** «О милиции», что гарантировало истцу, как лицу, нуждающемуся в предоставлении жилого помещения, право на получения жилья из муниципального жилого фонда. Указанная форма реализации данной гарантии, согласно Определению Конституционного Суда РФ от *** *** «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации *** Республики на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции» и Определению Конституционного Суда РФ от *** *** «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации *** на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции», не противоречила закону и подтверждалась сложившейся правоприменительной практикой.
Таким образом, признание в Постановлении главы Администрации города Благовещенска от *** *** участкового уполномоченного милиции Пимонова С.В. нуждающимся в жилом помещении на основании иного нормативного акта (Федерального закона от *** *** «О полиции») изменяло порядок реализации данной гарантии, что не соответствует принципу правовой определенности, поскольку, обращаясь с заявлением в рамках предоставленных законом социальных гарантий, истец имел право и рассчитывал на предоставление жилья согласно порядку, существовавшему на момент подачи и рассмотрения его заявления, то есть согласно Закону Российской Федерации от *** *** «О милиции».
Согласно ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, суд находит обоснованными заявленные истцом требования о необходимости изменения постановления главы Администрации г.Благовещенска *** от *** и полагает необходимым признать постановление главы Администрации *** от *** в части признания Пимонова С.В. нуждающимся в жилом помещении на основании Федерального закона от *** *** «О полиции» незаконным, возложить на Администрацию г.Благовещенска обязанность в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу изменить постановление *** от *** в части признания Пимонова С.В. нуждающимся в жилом помещении на основании Федерального закона от *** *** «О полиции», указав в постановлении, что Пимонов СВ. как участковый уполномоченный милиции, признан нуждающимся в жилом помещении с составом семьи два человека на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от *** *** «О милиции», *** от *** *** «О жилищной политике в Амурской области.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Пимонова Сергея Викторовича удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации г.Благовещенска *** от *** в части признания Пимонова Сергея Викторовича нуждающимся в предоставлении жилого помещения на основании Федерального закона от *** *** «О полиции».
Обязать Администрацию г.Благовещенска изменить постановление Администрации г.Благовещенска *** от *** в части указания основания признания Пимонова Сергея Викторовича нуждающимся в предоставлении жилого помещения - Федерального закона от *** *** «О полиции» на основание - Закон РФ от *** *** «О милиции», в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Беляева