Решение по делу № 2-1587/2016 ~ М-1604/2016 от 05.07.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 сентября 2016 года Алапаевский городской суд в составе председательствующего судьи Охорзиной С.А., при секретаре Лежниной Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Черепанова С. В. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области о включении периодов работы в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии со дня подачи заявления,

УСТАНОВИЛ:

Черепанов С.В. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области о включении периодов работы в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии со дня подачи заявления. В обоснование исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он осуществляет педагогическую деятельность. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ УПФР г. Алапаевска и Алапаевского района Свердловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что более 25 лет осуществляет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей и на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии. На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с тем, что на момент обращения с заявлением продолжительность стажа на соответствующих видах работ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с учетом применения Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 составляет 18 лет 02 мес. 13 дн, по Постановлению Конституционного суда от 29.01.2004 г. №2П - 18 лет 02 мес. 13 дн. Он не согласен с решением в той части, что не были включены в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в рядах Советской Армии (3 г 21 дн); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя кружка в Алапаевском гороно Станция юного техника (1 г. 6 мес 22 дн); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя кружка в Алапаевском гороно Станция юного техника (2 г. 3 мес. 15 дн), всего 6 лет 10 месяцев 28 дней. При включении указанных периодов его педагогический стаж составит более 25 лет, что даст ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Для соблюдения принципа правовой определенности при рассмотрении дела подлежат применению нормы пенсионного законодательства, действовавшие в спорный период его работы, в случае если они предоставляли льготы и гарантии, не предусмотренные Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ". В спорный период его работы в должности руководителя кружка Станции юного техника действовал порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Данный документ утратил силу на территории Российской Федерации 01.10.1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953. Таким образом, спорный период работы истца имел место в течение действия указанного Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Данным Постановлением были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. По смыслу пункта 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. в его системной взаимосвязи с пунктами 1 и 2 этого же Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается работа по специальности, в том числе во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на эту пенсию. Правомерность такого вывода подтверждается пунктом 1.2 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", принятым в соответствии с Постановлением от 17.12.1959 г. N 1397, согласно которому при исчислении стажа работы по специальности различаются: работа, дающая право на пенсию по "Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет" (Перечень дан в приложении к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397);    работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж по специальности при определенных условиях по "Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" (Положение утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397). Согласно пункту 3.2 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", принятому в соответствии с Постановлением от 17.12.1959 г. N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа по специальности во внешкольных детских учреждениях. К внешкольным детским учреждениям относятся в том числе станции юных техников. К работе по специальности во внешкольных детских учреждениях относится работа в том числе в качестве руководителя кружка. Инструктивное письмо издано в пределах компетенции Министерства на основании Положения о Министерстве социального обеспечения РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 20 сентября 1968 года N 654. Указанные Положение и Инструктивное письмо действовали на территории Российской Федерации до 01 октября 1993 г., то есть до издания Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 N.953, отменивших на территории РФ действие документов, которые они разъясняли (постановление № 1397), поэтому в отношении истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит применению закон, действовавший на момент возникновения спорных правоотношений, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления указанного постановления в силу). Истец полагает, что отказывая ему в зачете для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Станции юного техника в должности руководителя кружка, ответчик к данному вопросу подошел формально и ошибочно, так как право на пенсию за педагогическую деятельность возникает в связи с выполнением работы, связанной с обучением и воспитанием детей. Решающим фактором являются характер должностных обязанностей и периоды их выполнения, а включение должности в соответствующий список является производным признаком, указывающим на наличие права на льготную пенсию. При решении вопроса об отнесении периода работы к льготному стажу следует руководствоваться характером функциональных обязанностей по должности, которую занимало лицо, претендующее на льготную пенсию (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 25.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданского права на трудовые пенсии»). Следовательно, оценку прав следует производить на момент выполнения работы по такой должности. Согласно Постановлению Госкомитета Совмина СССР по труду и социальным вопросам от 07 января 1977 года N 3 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений" должность руководителя кружка является педагогической. Приказом Минобразования России от 25.01.1993 N 21 наименование должностей руководящих и педагогических работников образовательных учреждений приведены в соответствие с наименованиями должностей, предусмотренными в тарифно-квалификационных характеристиках. Согласно п. 4 данного приказа руководители кружков, секций, студий и других объединений детей стали именоваться педагогами дополнительного образования. У него наименование должности сменено не было, хотя фактически он выполнял функции педагога дополнительного образования. Согласно ст.80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г. № 340-1, вступившего в силу для правоотношении с истцом с 08 января 1991 г., также предусматривалось право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет. Порядок реализации этого права был определен с 1 ноября 1999 г. Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 № 1067. Данными документами предусматривалось право на указанную пенсию при работе в качестве педагога дополнительного образования в таких образовательных учреждениях дополнительного образования для детей, в частности, как станция юных техников. Закон РФ от 20 ноября 1990 г. утратил силу с 1 января 2002 г. с принятием Федерального закона №. 173-Ф3 от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В связи с принятием такого закона было принято Постановление Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г., в п.2 которого также признано право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью за работу педагогом дополнительного образования в образовательном учреждении дополнительного образования для детей, в частности, на станции юных техников. Все перечисленные нормативные акты действовали в спорный период его работы. Конвертация приобретенных до 01 января 2002 г. пенсионных прав педагогическим работникам закреплена в ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Поскольку он имел право на льготную пенсию по ранее действующему законодательству, следовательно, по ныне действующему законодательству он такого права лишен быть не может. Уже в период действия законодательства Союза ССР было признано, что право на пенсию работникам просвещения не зависело от ведомственной принадлежности учреждения ( к вопросу об отсутствии статуса юридического лица учреждения), в котором осуществлялась педагогическая деятельность. Принимая во внимание, что стаж его работы, засчитанный ответчиком в бесспорном порядке, составляет не менее 2/3 стажа от необходимых 25 лет на момент обращения за назначением пенсии, считает, что период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя кружка Станции юных техников подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, что подтверждается военным билетом АЕ N 0013035 и записью в его трудовой книжке. Согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения и здравоохранения право на льготную пенсию. С учетом этого период прохождения службы в Вооруженных Силах РФ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В связи с тем, что он не обладает юридическими познаниями, он был вынужден обратиться за оказанием юридической помощи к адвокату Барышниковой А.И., которой за консультирование и составление искового заявления по квитанции к приходному кассовому ордеру было оплачено <данные изъяты>. Истец просит признать решение ГУ УПРФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части отказа включения в стаж на соответствующих видах работ периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в рядах Советской Армии (3 г 21 дн), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя кружка в Алапаевском гороно Станция юного техника (1 г. 6 мес 22 дн), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя кружка в Алапаевском гороно Станция юного техника (2 г. 3 мес. 15 дн);     включить указанные периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости; признать за ним право на назначение трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ (с момента обращения с заявлением о назначении пенсии по старости в ГУ УПРФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе).

В судебном заседании истец на иске настаивает по основаниям, приведенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда в городе Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области по доверенности Татаринова О.И. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив в обоснование возражений, что работа в должности "руководителя кружка" не включается в специальный стаж, так как списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002, должность "руководителя кружка" не предусмотрена разделом "наименование должностей" и учреждение "станция юных техников" не предусмотрены разделом "наименование учреждений". Ранее действовавшее законодательство также не предусматривало включение работы руководителя кружка в специальный педагогический стаж. Станция юного техника не предусмотрена в Списках как структурное подразделение, у данной организации отсутствует статус юридического лица. Положениями закона, действовавшего в спорный период, не предусматривалась возможность включения периода службы в армии, в специальный стаж.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста. С 1 января 2015 года основания назначения указанной пенсии предусмотрены пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В части 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» согласно статьям 27, 27.1 и 28 Федерального закона № 173-Ф3 одним из условий установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 869-0-0).

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений», а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Несмотря на введение с 1 января 2002 года нового правового регулирования, к периодам работы до указанной даты следует применять нормативные правовые акты, которые регулировали порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет в каждом конкретном периоде. Принцип правовой определенности в данном случае состоит в возможности применения к спорным правоотношениям тех нормативных актов пенсионного законодательства, которые действовали в соответствующий период трудовой деятельности.

Согласно абзацу 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ УПФ в городе Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 62-64).

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда в городе Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Черепанову С.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (л.д. 65-68).

Согласно данного решения трудовой стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по указанному основанию, на дату обращения с заявлением составил 18 лет 02 месяца 13 дней. В стаж на соответствующих видах работ не были включены: период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 3 года 21 день), так как п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ « О страховых пенсиях», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а также «Правилами…», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ периодов военной службы; период работы в должности руководителя кружка станции юного техника Алапаевского гороно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 1 год 6 месяцев 22 дня), так как п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ « О страховых пенсиях»№ 400-ФЗ, « Списком должностей и учреждений…»и п. 13 « Правил…», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 как структурное подразделение не предусмотрено; период работы в должности руководителя кружка станции юного техника Алапаевского гороно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 2 года 3 месяца 15 дней), так как п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ « О страховых пенсиях»№ 400-ФЗ, « Списком должностей и учреждений…»и п. 13 « Правил…», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 как структурное подразделение не предусмотрено, отсутствует статус юридического лица. Таким образом, в специальный стаж истца не зачтен период общей продолжительностью 6 лет 11 месяцев 18 дней.

Истец оспаривает законность данного решения, просит включить в специальный стаж вышеуказанные периоды и признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Как следует из трудовой книжки истца ( л.д. 16-17 ), ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу электромонтером по ремонту электрооборудования на Алапаевский металлургический завод, ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с уходом в Советскую Армию; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба в рядах Советской Армии; ДД.ММ.ГГГГ принят руководителем кружка в станцию юного техника Алапаевского гороно, ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с призывом на военную службу.

Период службы истца в рядах Советской Армии подтверждается также записями в военном билете истца АЕ 0013035( л.д. 18-21).

Согласно справки МКУ « Централизованная бухгалтерия по обслуживанию МОУ» от ДД.ММ.ГГГГ Черепанов С.В. действительно работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в станции юного техника и выполнял педагогическую нагрузку на ставку заработной платы; за указанный период работы донорскими днями не пользовался, учебным отпуском, отпуском без сохранения заработной платы не пользовался, на курсах повышения квалификации не обучался ( л.д. 23).

Согласно представленной в материалы дела архивной справки ( л.д. 33) в просмотренных документах архивного фонда Орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере образования – Управление образования в делах « Штатное расписание и сметы административно-управленческих расходов отдела и подведомственных учреждений» за <данные изъяты> штатные расписания отсутствуют; учредительные документы станции юного техника на муниципальное хранение не поступали; документы по личному составу ( расчетные ведомости, приказы) Станции юного техника находятся на хранении в Управлении образования МО город Алапаевск.

Согласно справки начальника Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ Черепанов С.В. действительно работал в структурном подразделении Алапаевского городского отдела народного образования, ныне Управление образования МО город Алапаевск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя кружка « Резьба по дереву» в станции юного техника ( л.д. 54). Суду представлены копии приказов о приеме истца на работу в Станцию юного техника от ДД.ММ.ГГГГ и об увольнении ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 55-56).

В спорный период работы истца в должности руководителя кружка в Станции юного техника Алапаевского гороно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".

Данным Постановлением были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

По смыслу пункта 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. в его системной взаимосвязи с пунктами 1 и 2 этого же Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается работа по специальности, в том числе во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на эту пенсию.

Таким образом, ранее действовавшим законодательством была предусмотрена возможность включения в педагогический стаж не только периодов работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, то есть не только периодов работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем, но и периодов работы, которые в силу непосредственного указания в Положении о порядке исчисления стажа, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г., фактически приравнивались к педагогической деятельности при определенных условиях, связанных с наличием у лица педагогического стажа необходимой продолжительности в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем. Правомерность такого вывода подтверждается пунктом 1.2 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", принятым в соответствии с Постановлением от 17.12.1959 г. N 1397, согласно которому при исчислении стажа работы по специальности различаются:

- работа, дающая право на пенсию по "Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет" (Перечень дан в приложении к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397);

- работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж по специальности при определенных условиях по "Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" (Положение утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397).

Согласно пункту 3.2 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", принятому в соответствии с Постановлением от 17.12.1959 г. № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа по специальности во внешкольных детских учреждениях. К внешкольным детским учреждениям относятся Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников, юных туристов; детско-юношеские клубы моряков с флотилиями и пароходствами; детско-юношеские спортивные школы; детские стадионы, детские парки, пионерские лагеря; вечерние школы музыкального и художественного образования; детские хоровые студии; клубы юных техников; детские дома культуры и комнаты школьника, создаваемые профсоюзными и общественными организациями, и др. К работе по специальности во внешкольных детских учреждениях относится работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др.

Указанное Инструктивное письмо издано в пределах компетенции Министерства на основании Положения о Министерстве социального обеспечения РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 20 сентября 1968 года N 654.

Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" утратило силу на территории Российской Федерации с 1.10.1993 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953.

Таким образом, работа истца руководителем кружка на станции юных техников Алапаевского гороно относится к педагогической деятельности, дающей право на включение периода такой работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж на основании п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397. Период работы истца в этой же должности после окончания действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 с 1.10.1993 по 14.11.1994 не подлежит включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии.

Согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу пункта 4 данного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения и здравоохранения право на льготную пенсию.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что на момент обращения истца в пенсионный орган им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию.

В связи с изложенным суд полагает исковые требования истца подлежащими частичному удовлетворению.

Суд считает признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа истцу во включении в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона « О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ периода службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 3 года 21 день), периода работы в должности руководителя кружка станции юного техника Алапаевского гороно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 1 год 6 месяцев 22 дня), периода работы в должности руководителя кружка станции юного техника Алапаевского гороно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 1 год 2 месяца 1 день) и включить указанные периоды в стаж истца на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в удовлетворении требования о включении в специальный стаж периода работы в должности руководителя кружка станции юного техника Алапаевского гороно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд считает отказать.

С учетом того, что на момент обращения истца с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости специальный стаж истца с учетом стажа, зачтенного ответчиком в бесспорном порядке ( 18 лет 2 месяца 13 дней), и стажа, зачтенного судом ( 5 лет 9 месяцев, 14 дней), составляет менее 25 лет ( а именно 23 года 11 месяцев 27 дней), требование истца о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и о признании за истцом права на назначение такой пенсии с даты обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии не подлежит удовлетворению. Суд также учитывает, что и на дату принятия решения судом истцом не выработан необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по указанному выше основанию стаж.

На основании ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В исковом заявлении истец ссылается на несение расходов на оплату юридических услуг по консультированию и написанию искового заявления, однако требование о взыскании указанных расходов с ответчика им в установленном порядке не заявлено и соответственно не подлежит разрешению судом.

Согласно чека-ордера от ДД.ММ.ГГГГ истцом понесены расходы на оплату госпошлины при обращении в суд в сумме 300 руб.

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении, в том числе иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда), иска имущественного характера, не подлежащего оценке (например, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения).

С учетом этого в пользу истца с ответчика подлежит взысканию в возмещение расходов по уплате госпошлины 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Черепанова С.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Черепанову С. В. во включении в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона « О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ периода службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 3 года 21 день), периода работы в должности руководителя кружка станции юного техника Алапаевского гороно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 1 год 6 месяцев 22 дня), периода работы в должности руководителя кружка станции юного техника Алапаевского гороно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 1 год 2 месяца 1 день) и включить указанные периоды в стаж истца на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В удовлетворении иска о включении в специальный стаж периода работы Черепанова С.В. в должности руководителя кружка станции юного техника Алапаевского гороно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным решения ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и о признании за истцом права на назначение такой пенсии с даты обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии отказать.

Взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области в пользу Черепанова С. В. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Алапаевский городской суд.

Судья Охорзина С.А.

Решение в окончательной форме изготовлено 9.09.2016

2-1587/2016 ~ М-1604/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Черепанов Сергей Владимирович
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда в гор.Алапаевске и Алапаевском районе
Суд
Алапаевский городской суд Свердловской области
Судья
Охорзина С.А.
Дело на странице суда
alapaevsky--svd.sudrf.ru
05.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.07.2016Передача материалов судье
08.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.07.2016Предварительное судебное заседание
17.08.2016Судебное заседание
05.09.2016Судебное заседание
09.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2016Дело оформлено
26.10.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее