Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-100/2018 ~ М-35/2018 от 22.01.2018

Дело № 2-100/18

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Калач 09 февраля 2018 г.

Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Тронева Р.А.,

с участием старшего помощника прокурора Калачеевского района Воронежской

области Шестакова И.А.,

при секретаре Звир Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Калачеевского районного суда Воронежской области гражданское дело по иску Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «СтройИндустрия» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Воронежский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит суд обязать ООО «СтройИндустрия» в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда представить на утверждение в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Воронежской области проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также обязать ООО «СтройИндустрия» в течение 1 месяца с момента утверждения проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух обратиться в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Воронежской области за получением разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности ООО «СтройИндустрия» при добыче общераспространенных полезных ископаемых (песка). Предприятие на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ разрабатывается участок недр, расположенный в 0,3 км. к востоку от <адрес>, в 5 км. к востоку от <адрес>). В соответствии со ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и п. 3.2. условий лицензии ООО «СтройИндустрия» утвержден Технический проект разработки месторождения, согласованный с комиссией департамента по недропользованию по ЦФО по ВО (протокол от ДД.ММ.ГГГГ). Добыча полезных ископаемых ведется на основании Плана развития горных работ, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ протоколом комиссии Верхне - Донского управления Ростехнадзора. В целях добычи песка предприятием эксплуатируется стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (карьер). Разработка месторождения сопровождается выбросами в атмосферу 7 основных загрязняющих веществ: азота диоксида, сажи, серы диоксида, углерода оксида, углеводородов, бензапирена, пыли суглинков, строительных песков (п. 8.2.2 плана развития горных работ на ДД.ММ.ГГГГ технологический проект том 1). В результате производственной деятельности в 1-м квартале ДД.ММ.ГГГГ добыто 1 529 куб. м. песка, во 2-м квартале добыто 8 835, 74 куб. м, в 3-м квартале 9841,94 руб.. Предприятием производственная деятельность ведется согласно календарным планам горных работ и утвержденным схемам. Деятельность носит сезонный характер. Производственная площадка эксплуатируется ООО «Стройиндустрия» с нарушениями экологических требований.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, а также презумпции экологической опасности. Согласно ст. 22 Закона РФ «О недрах», п.п. 146, 147 Правил охраны недр предприятие обязано в процессе эксплуатации объектов и оборудования в ходе пользования недрами обеспечивать охрану атмосферного воздуха, осуществлять систематический контроль за состоянием окружающей среды и за выполнением природоохранных мероприятий. Для определения критериев безопасности и безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него (ст. 11 Федерального закона №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические и предельно допустимые нормативы выбросов. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ (ст. 12 Федерального закона №96-ФЗ). В соответствии с ч.4 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выбросы и сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду, в том числе стационарными источниками загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускаются в пределах установленных нормативов и на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Однако в нарушение вышеуказанных требований закона предприятием производится выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в результате разработки песчаного карьера Ильинского месторождения без соответствующего разрешения и в отсутствие утвержденных нормативов на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. ООО «Стройиндустрия» не разработаны и не утверждены нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ для используемых стационарных источников. Технологический проект содержит лишь их предполагаемые размеры. В связи с этим, выбросы вредных (загрязняющих) веществ предприятием осуществляются без определения критериев безопасности и безвредности воздействия химических факторов на людей, оценки состояния атмосферного воздуха, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Обязанность по проведению инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработке проекта предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух в соответствии со ст. 30 Федерального закона №96-ФЗ лежит на юридических лицах, имеющих стационарные источники выбросов. Нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (п.5.5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400). Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №183 утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. Порядок, сроки и последовательность действий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, определяется соответствующим Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650.

Таким образом, для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Стройиндустрия» необходимо иметь проект нормативов предельно допустимых выбросов, утвержденный Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. ООО «Стройиндустрия» входит в Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденного приказом Минприроды России от 24.08.2011 №706, и, соответственно, подлежит федеральному контролю.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 96-ФЗ организация государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, отнесена к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. В соответствии с п.4.33 Приказа Росприроднадзора от 24.08.2016 №494 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области» Управление выдает разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Уполномоченным органом в данной сфере является управление Росприроднадзора по Воронежской области.

В связи с допущенными нарушениями по постановлению межрайпрокурора ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «Стройиндустрия» Труфанов А.Ф. привлечен к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ, ранее ему вносилось представление об устранении нарушений законодательства. Однако, мер, направленных на устранение нарушений, хозяйствующий субъект не принимает. При этом, стационарный источник загрязнение атмосферы (карьер) без соответствующего разрешения на выбросы и установления их предельно допустимых нормативов предприятие использует с ДД.ММ.ГГГГ. Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Калачеевского муниципального района Воронежской области.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в целях обеспечения их права на благоприятную окружающую среду. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально изменчива.

В судебном заседании старший помощник прокурора Калачеевского района Воронежской области Шестаков И.А., который участвует в рассмотрении дела в соответствии с приказом прокурора Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении компетенции Воронежского межрайонного природоохранного прокурора, прокуроров территориальных и других специализированных прокуратур» заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просит суд иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «СтройИндустрия» надлежащим образом извещен судом о дате, месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился, причины своей неявки суду не сообщил. Возражений относительно заявленных требований и заявления о рассмотрении дела в его отсутствие суду не представил.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Воронежской области надлежащим образом извещен о дате, месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился, причины своей неявки суду не сообщил. Возражений относительно заявленных требований и заявления о рассмотрении дела в его отсутствие суду не представил.

В соответствии со ст. 167, 233 ГПК РФ суд определил, рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав старшего помощника прокурора Калачеевского района Воронежской области Шестакова И.А., изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также неопределенного круга лиц.

Из представленных материалов следует, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности ООО «СтройИндустрия» при добыче общераспространенных полезных ископаемых (песка). Проведенной проверкой установлено, что ответчик на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ разрабатывается участок недр, расположенный в 0,3 км к востоку от <адрес>, в 5 км к востоку от г.) (л.д.11-14). В соответствии со ст. 23.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» и п. 3.2 условий лицензии ООО «СтройИндустрия» утвержден Технический проект разработки месторождения, согласованный с комиссией департамента по недропользованию по ЦФО по ВО (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

Добыча полезных ископаемых ведется на основании Плана развития горных работ, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ протоколом комиссии Верхне - Донского управления Ростехнадзора. В целях добычи песка предприятием эксплуатируется стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (карьер). Разработка месторождения сопровождается выбросами в атмосферу 7 основных загрязняющих веществ: азота диоксида, сажи, серы диоксида, углерода оксида, углеводородов, бензапирена, пыли суглинков, строительных песков (п.8.2.2 плана развития горных работ на ДД.ММ.ГГГГ технологический проект том 1) (л.д.15-20). В результате производственной деятельности в 1-м квартале ДД.ММ.ГГГГ. добыто 1 529 куб. м. песка, во 2-м квартале добыто 8 835, 74 куб. м, в 3-м квартале 9841,94 руб.. Предприятием производственная деятельность ведется согласно календарным планам горных работ и утвержденным схемам. Деятельность носит сезонный характер. Производственная площадка эксплуатируется ООО «Стройиндустрия» с нарушениями экологических требований.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, а также презумпции экологической опасности.

Согласно ст. 22 Закона РФ «О недрах», п.п. 146, 147 Правил охраны недр предприятие обязано в процессе эксплуатации объектов и оборудования в ходе пользования недрами обеспечивать охрану атмосферного воздуха, осуществлять систематический контроль за состоянием окружающей среды и за выполнением природоохранных мероприятий.

Для определения критериев безопасности и безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него (ст. 11 Федерального закона №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические и предельно допустимые нормативы выбросов. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ (ст. 12 Федерального закона №96-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выбросы и сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду, в том числе стационарными источниками загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускаются в пределах установленных нормативов и на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Обязанность по проведению инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработке проекта предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух в соответствии со ст. 30 Федерального закона №96-ФЗ лежит на юридических лицах, имеющих стационарные источники выбросов. Нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (п.5.5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400).

Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №183 утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. Порядок, сроки и последовательность действий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, определяется соответствующим Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 25.07.2011 №650.

Таким образом, для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «СтройИндустрия» необходимо иметь проект нормативов предельно допустимых выбросов, утвержденный Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

ООО «Стройиндустрия» входит в Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденного приказом Минприроды России от 24.08.2011 №706, и, соответственно, подлежит федеральному контролю.

Согласно ст.5 Федерального закона №96-ФЗ организация государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, отнесена к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

В соответствии с п.4.33 Приказа Росприроднадзора от 24.08.2016 №494 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области» Управление выдает разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Уполномоченным органом в данной сфере является управление Росприроднадзора по Воронежской области.

Из представленных материалов следует, что в нарушение вышеуказанных требований закона ответчиком производится выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в результате разработки песчаного карьера Ильинского месторождения без соответствующего разрешения и в отсутствие утвержденных нормативов на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. ООО «СтройИндустрия» не разработаны и не утверждены нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ для используемых стационарных источников. Технологический проект содержит лишь их предполагаемые размеры. В связи с этим, выбросы вредных (загрязняющих) веществ предприятием осуществляются без определения критериев безопасности и безвредности воздействия химических факторов на людей, оценки состояния атмосферного воздуха, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В связи с допущенными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ Воронежским межрайонным природоохранным прокурором на имя генерального директора ООО «СтройИндустрия» Труфанова А.Ф. внесено представление об устранении нарушений законодательства при добыче полезных ископаемых, однако никаких мер для устранения выявленных нарушений последним не принято (л.д. 52-58).

Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

Стороной ответчика суду не представлено доказательств, опровергающих доводы прокурора относительно заявленных требований.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что представленные прокурором доказательства дают суду основания для удовлетворения его требований к ООО «СтройИндустрия» в полном объеме, поскольку неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233- 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ООО «СтройИндустрия» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить на утверждение в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Воронежской области проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Обязать ООО «Стройиндустрия» в течение 1 месяца с момента утверждения проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух обратиться в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Воронежской области за получением разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.

Ответчик вправе подать в Калачеевский районный суд заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Тронев Р.А.

Дело № 2-100/18

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Калач 09 февраля 2018 г.

Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Тронева Р.А.,

с участием старшего помощника прокурора Калачеевского района Воронежской

области Шестакова И.А.,

при секретаре Звир Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Калачеевского районного суда Воронежской области гражданское дело по иску Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «СтройИндустрия» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Воронежский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит суд обязать ООО «СтройИндустрия» в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда представить на утверждение в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Воронежской области проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также обязать ООО «СтройИндустрия» в течение 1 месяца с момента утверждения проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух обратиться в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Воронежской области за получением разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности ООО «СтройИндустрия» при добыче общераспространенных полезных ископаемых (песка). Предприятие на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ разрабатывается участок недр, расположенный в 0,3 км. к востоку от <адрес>, в 5 км. к востоку от <адрес>). В соответствии со ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и п. 3.2. условий лицензии ООО «СтройИндустрия» утвержден Технический проект разработки месторождения, согласованный с комиссией департамента по недропользованию по ЦФО по ВО (протокол от ДД.ММ.ГГГГ). Добыча полезных ископаемых ведется на основании Плана развития горных работ, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ протоколом комиссии Верхне - Донского управления Ростехнадзора. В целях добычи песка предприятием эксплуатируется стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (карьер). Разработка месторождения сопровождается выбросами в атмосферу 7 основных загрязняющих веществ: азота диоксида, сажи, серы диоксида, углерода оксида, углеводородов, бензапирена, пыли суглинков, строительных песков (п. 8.2.2 плана развития горных работ на ДД.ММ.ГГГГ технологический проект том 1). В результате производственной деятельности в 1-м квартале ДД.ММ.ГГГГ добыто 1 529 куб. м. песка, во 2-м квартале добыто 8 835, 74 куб. м, в 3-м квартале 9841,94 руб.. Предприятием производственная деятельность ведется согласно календарным планам горных работ и утвержденным схемам. Деятельность носит сезонный характер. Производственная площадка эксплуатируется ООО «Стройиндустрия» с нарушениями экологических требований.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, а также презумпции экологической опасности. Согласно ст. 22 Закона РФ «О недрах», п.п. 146, 147 Правил охраны недр предприятие обязано в процессе эксплуатации объектов и оборудования в ходе пользования недрами обеспечивать охрану атмосферного воздуха, осуществлять систематический контроль за состоянием окружающей среды и за выполнением природоохранных мероприятий. Для определения критериев безопасности и безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него (ст. 11 Федерального закона №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические и предельно допустимые нормативы выбросов. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ (ст. 12 Федерального закона №96-ФЗ). В соответствии с ч.4 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выбросы и сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду, в том числе стационарными источниками загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускаются в пределах установленных нормативов и на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Однако в нарушение вышеуказанных требований закона предприятием производится выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в результате разработки песчаного карьера Ильинского месторождения без соответствующего разрешения и в отсутствие утвержденных нормативов на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. ООО «Стройиндустрия» не разработаны и не утверждены нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ для используемых стационарных источников. Технологический проект содержит лишь их предполагаемые размеры. В связи с этим, выбросы вредных (загрязняющих) веществ предприятием осуществляются без определения критериев безопасности и безвредности воздействия химических факторов на людей, оценки состояния атмосферного воздуха, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Обязанность по проведению инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработке проекта предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух в соответствии со ст. 30 Федерального закона №96-ФЗ лежит на юридических лицах, имеющих стационарные источники выбросов. Нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (п.5.5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400). Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №183 утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. Порядок, сроки и последовательность действий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, определяется соответствующим Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650.

Таким образом, для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Стройиндустрия» необходимо иметь проект нормативов предельно допустимых выбросов, утвержденный Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. ООО «Стройиндустрия» входит в Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденного приказом Минприроды России от 24.08.2011 №706, и, соответственно, подлежит федеральному контролю.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 96-ФЗ организация государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, отнесена к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. В соответствии с п.4.33 Приказа Росприроднадзора от 24.08.2016 №494 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области» Управление выдает разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Уполномоченным органом в данной сфере является управление Росприроднадзора по Воронежской области.

В связи с допущенными нарушениями по постановлению межрайпрокурора ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «Стройиндустрия» Труфанов А.Ф. привлечен к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ, ранее ему вносилось представление об устранении нарушений законодательства. Однако, мер, направленных на устранение нарушений, хозяйствующий субъект не принимает. При этом, стационарный источник загрязнение атмосферы (карьер) без соответствующего разрешения на выбросы и установления их предельно допустимых нормативов предприятие использует с ДД.ММ.ГГГГ. Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Калачеевского муниципального района Воронежской области.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в целях обеспечения их права на благоприятную окружающую среду. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально изменчива.

В судебном заседании старший помощник прокурора Калачеевского района Воронежской области Шестаков И.А., который участвует в рассмотрении дела в соответствии с приказом прокурора Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении компетенции Воронежского межрайонного природоохранного прокурора, прокуроров территориальных и других специализированных прокуратур» заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просит суд иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «СтройИндустрия» надлежащим образом извещен судом о дате, месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился, причины своей неявки суду не сообщил. Возражений относительно заявленных требований и заявления о рассмотрении дела в его отсутствие суду не представил.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Воронежской области надлежащим образом извещен о дате, месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился, причины своей неявки суду не сообщил. Возражений относительно заявленных требований и заявления о рассмотрении дела в его отсутствие суду не представил.

В соответствии со ст. 167, 233 ГПК РФ суд определил, рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав старшего помощника прокурора Калачеевского района Воронежской области Шестакова И.А., изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также неопределенного круга лиц.

Из представленных материалов следует, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности ООО «СтройИндустрия» при добыче общераспространенных полезных ископаемых (песка). Проведенной проверкой установлено, что ответчик на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ разрабатывается участок недр, расположенный в 0,3 км к востоку от <адрес>, в 5 км к востоку от г.) (л.д.11-14). В соответствии со ст. 23.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» и п. 3.2 условий лицензии ООО «СтройИндустрия» утвержден Технический проект разработки месторождения, согласованный с комиссией департамента по недропользованию по ЦФО по ВО (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

Добыча полезных ископаемых ведется на основании Плана развития горных работ, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ протоколом комиссии Верхне - Донского управления Ростехнадзора. В целях добычи песка предприятием эксплуатируется стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (карьер). Разработка месторождения сопровождается выбросами в атмосферу 7 основных загрязняющих веществ: азота диоксида, сажи, серы диоксида, углерода оксида, углеводородов, бензапирена, пыли суглинков, строительных песков (п.8.2.2 плана развития горных работ на ДД.ММ.ГГГГ технологический проект том 1) (л.д.15-20). В результате производственной деятельности в 1-м квартале ДД.ММ.ГГГГ. добыто 1 529 куб. м. песка, во 2-м квартале добыто 8 835, 74 куб. м, в 3-м квартале 9841,94 руб.. Предприятием производственная деятельность ведется согласно календарным планам горных работ и утвержденным схемам. Деятельность носит сезонный характер. Производственная площадка эксплуатируется ООО «Стройиндустрия» с нарушениями экологических требований.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, а также презумпции экологической опасности.

Согласно ст. 22 Закона РФ «О недрах», п.п. 146, 147 Правил охраны недр предприятие обязано в процессе эксплуатации объектов и оборудования в ходе пользования недрами обеспечивать охрану атмосферного воздуха, осуществлять систематический контроль за состоянием окружающей среды и за выполнением природоохранных мероприятий.

Для определения критериев безопасности и безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него (ст. 11 Федерального закона №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические и предельно допустимые нормативы выбросов. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ (ст. 12 Федерального закона №96-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выбросы и сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду, в том числе стационарными источниками загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускаются в пределах установленных нормативов и на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Обязанность по проведению инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработке проекта предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух в соответствии со ст. 30 Федерального закона №96-ФЗ лежит на юридических лицах, имеющих стационарные источники выбросов. Нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (п.5.5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400).

Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №183 утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. Порядок, сроки и последовательность действий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, определяется соответствующим Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 25.07.2011 №650.

Таким образом, для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «СтройИндустрия» необходимо иметь проект нормативов предельно допустимых выбросов, утвержденный Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

ООО «Стройиндустрия» входит в Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденного приказом Минприроды России от 24.08.2011 №706, и, соответственно, подлежит федеральному контролю.

Согласно ст.5 Федерального закона №96-ФЗ организация государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, отнесена к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

В соответствии с п.4.33 Приказа Росприроднадзора от 24.08.2016 №494 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области» Управление выдает разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Уполномоченным органом в данной сфере является управление Росприроднадзора по Воронежской области.

Из представленных материалов следует, что в нарушение вышеуказанных требований закона ответчиком производится выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в результате разработки песчаного карьера Ильинского месторождения без соответствующего разрешения и в отсутствие утвержденных нормативов на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. ООО «СтройИндустрия» не разработаны и не утверждены нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ для используемых стационарных источников. Технологический проект содержит лишь их предполагаемые размеры. В связи с этим, выбросы вредных (загрязняющих) веществ предприятием осуществляются без определения критериев безопасности и безвредности воздействия химических факторов на людей, оценки состояния атмосферного воздуха, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В связи с допущенными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ Воронежским межрайонным природоохранным прокурором на имя генерального директора ООО «СтройИндустрия» Труфанова А.Ф. внесено представление об устранении нарушений законодательства при добыче полезных ископаемых, однако никаких мер для устранения выявленных нарушений последним не принято (л.д. 52-58).

Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

Стороной ответчика суду не представлено доказательств, опровергающих доводы прокурора относительно заявленных требований.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что представленные прокурором доказательства дают суду основания для удовлетворения его требований к ООО «СтройИндустрия» в полном объеме, поскольку неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233- 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ООО «СтройИндустрия» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить на утверждение в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Воронежской области проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Обязать ООО «Стройиндустрия» в течение 1 месяца с момента утверждения проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух обратиться в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Воронежской области за получением разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.

Ответчик вправе подать в Калачеевский районный суд заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Тронев Р.А.

1версия для печати

2-100/2018 ~ М-35/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воронежский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Стройиндустрия"
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
Суд
Калачеевский районный суд Воронежской области
Судья
Тронев Роман Александрович
Дело на странице суда
kalacheevsky--vrn.sudrf.ru
22.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2018Передача материалов судье
22.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2018Судебное заседание
09.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2018Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
12.02.2018Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
12.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2018Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
24.07.2018Дело оформлено
24.07.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее