Дело № 2-4848/2018 / 66RS0003-01-2018-004492-75
Мотивированное заочное решение составлено 31 августа 2018 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 27 августа 2018 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Головой Ю.В., при секретаре Коротаевой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Свердловской области Кочергиной Н.А., УФССП России по Свердловской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее – также Учреждение) обратилось в суд с иском к УФССП России по Свердловской области с требованием об освобождении от уплаты исполнительского сбора. В обоснование своих требований истец указал, что в адрес ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» поступило постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Свердловской области (далее – также Межрайонный отдел) Кочергиной Н.А. от 07.07.2016 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб., вынесенное в рамках исполнительного производства от 28.09.2015 № 19679/15/66062-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа от 22.04.2015 ФС № ***, выданного Кировградским городским судом, о возложении обязанности за счет средств областного бюджета приобрести жилое благоустроенное помещение для Черного А.С. Письмом от 07.10.2015 № Ф/08-5603 Учреждением в адрес судебного пристава-исполнителя направлена информация о наличии объективных причин невозможности исполнения судебного решения в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок, а также о мерах, принятых должником для исполнения обязанностей по предоставлению жилых помещений детям-сиротам. Порядок предоставления жилья регламентирован Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и осуществляется посредством размещения государственного заказа на строительство (приобретение, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее – также Министерство), а также посредством заключения государственных контрактов на приобретение жилых помещений, государственных инвестиционных контрактов на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственных контрактов на участие в долевом строительстве, заключаемых на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области. Таким образом, исполнение Учреждением требований исполнительного документа по приобретению жилого помещения для Черного А.С. требует значительных временных затрат, чем пять рабочих дней, предоставленных постановлением судебного пристава-исполнителя. Следовательно, неисполнение решения суда Учреждением было связано с обстоятельствами, независящими от воли должника. Министерство является главным распорядителем бюджетных средств, предназначенных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на территории Свердловской области. ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» имеет возможность исполнить решение суда только после перечисления Министерством денежных средств, необходимых для приобретения жилого помещения. Решением суда от 20.12.2017 установлено, что все доведенные бюджетные лимиты для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на территории Свердловской области Министерством освоены, свободные жилые помещения отсутствовали. Министерство и Учреждение неоднократно обращались в Министерство финансов Российской Федерации с просьбой об увеличении финансирования на приобретение жилья для обеспечения детей-сирот, а также в Правительство Свердловской области, в Законодательное собрание Свердловской области. Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формируется Министерством социальной политики Свердловской области. По информации, предоставленной в Учреждение Министерством социальной политики Свердловской области, по состоянию на 01.04.2018, Черный А.С. числится в списках детей-сирот Управления социальной политики по городу Кировграду под № 3 для целей предоставления жилого помещения на территории Кировградского городского округа. В настоящее время нераспределенные жилые помещения на территории Кировградского городского округа, предназначенные для детей-сирот, отсутствуют. В 2013-2014 годах Учреждением были проведены аукционы и заключены государственные контракты на приобретение 24 жилых помещений на территории Кировградского городского округа. Приказами Министерства они распределены детям-сиротам, у которых право на предоставление жилья возникло ранее, чем у Черного А.С. Учреждение не может произвольно приобрести жилое помещение по исполнительному производству, затратив средства из других статей бюджета. По состоянию на 01.07.2018 на Учреждение возложена обязанность по обеспечению детей-сирот помещениями на территории всей Свердловской области, что составляет 5 838 человек, из них 1 % обеспечение жилыми помещениями на территории Кировградского городского округа. За счет бюджетных ассигнований 2018-2019 годов планируется завершить строительство квартир по контрактам 2014-2017 годов и заключить государственные контракты на строительство (приобретение) 1045 квартир. Истец полагает, что им предпринимаются все зависящие от него меры по своевременному исполнению судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам. На основании изложенного, истец просит освободить ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установленного постановлением от 07.07.2016 судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела Кочергиной Н.А. по исполнительному производству от 28.09.2015 № 19679/15/66062-ИП.
Определением суда от 30.07.2018 в порядке подготовки к судебному разбирательству к участию в деле в качестве ответчика привлечен судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Свердловской области Кочергина Н.А..
В судебное заседание истец, ответчики, третье лицо не явились, извещены надлежащим образом, не просили рассмотреть дело в свое отсутствие либо отложить рассмотрение дела.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения части 2 статьи 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, оценив допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно части 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 11, 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Межрайонный отделом по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Свердловской области 28.09.2015 возбуждено исполнительное производство № 19679/15/66062-ИП на основании исполнительного листа ФС *** от 22.04.2015, выданного Кировградским городским судом по делу № 2-136/2015, предмет исполнения: обязать ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» приобрести жилое помещение для Черного А.С., обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области зачислить приобретенное жилое помещение для Черного А.С., обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области распределить жилое помещение Черному А.С., обязать ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить его для подписания в Управление социальной политики по г. Кировграду, обязать Управление социальной политики по г. Кировграду обеспечить подписание договора найма Черным А.С. в отношении должника ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
Указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
На основании части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно статье 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3).
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнениями требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок судебным приставом-исполнителем 07.07.2016 вынесено постановление о взыскании с истца, как должника по исполнительному производству, исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Оценивая доводы искового заявления об освобождения от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого с ГКУ «Фонд жилищного строительства», суд принимает во внимание следующее.
Согласно статье 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Из буквального толкования данных положений следует, что разрешение вопроса об освобождении от уплаты исполнительного сбора или о снижении его размера следует руководствоваться положениями статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу вышеприведенных положений закона, лицо, не исполнившее требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, несет за это ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств - непреодолимой силы. Вопреки требованиям части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств наличия таких обстоятельств суду представлено не было.
В силу разъяснений, данных в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
На территории Свердловской области обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с областной государственной программой «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 года № 1296-ПП, постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 года № 527-ПП «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам».
Учреждение в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области.
Учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Свердловской области, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области. Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формируется Министерством социальной политики Свердловской области.
По информации, представленной в Учреждение Министерством социальной политики Свердловской области (по состоянию на 01.04.2018), Черный А.С. числится в списке детей – сирот Управления социальной политики по городу Кировграду под № 3.
По состоянию на 01.07.2018 на Учреждение возложена обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями на территории всей Свердловской области в количестве 5 838 человек.
В 2013-2014 годах Учреждением были проведены аукционы и заключены государственные контракты на приобретение 24 жилых помещений на территории Кировградского городского округа. Приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области № 438-П от 05.11.2015, № 475-П от 18.11.2015 они распределены детям-сиротам. В настоящее время нераспределенные жилые помещения на территории Кировградского городского округа, предназначенные для детей-сирот, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 6 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП «Об утверждении порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот, и порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам», ГКУ «Фонд жилищного строительства» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений, при условии финансирования из областного и федерального бюджета на указанные цели. Согласно действующему Порядку Министерство является главным распорядителем бюджетных средств, предназначенных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на территории Свердловской области. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета в соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 года № 1524-ПП является Министерство финансов Свердловской области. В функции Министерства финансов Свердловской области входит непосредственное составление проекта областного бюджета, организация исполнения областного бюджета, утверждение лимитов бюджетных обязательств и доведение их до главных распорядителей средств областного бюджета.
Соответственно, своевременное исполнение решения суда возможно при условии выделения Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области из бюджета денежных средств в размере достаточном для заключения государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений.
Министерство и Учреждение неоднократно обращались в Министерство финансов Свердловской области с письмами об увеличении финансирования на приобретение жилья для обеспечения детей-сирот (письмо от 10.11.2014 № Ф/04-5000, письмо от 23.04.2015 № 16/01/80/2222, письмо от 09.02.2017 № Ф/04-650). С аналогичными письмами Учреждение обращалось в Правительство Свердловской области (письмо от 23.04.2015 № 16/01/80/2223, письмо от 27.02.2018 № 16-01-80/1861), в Законодательное собрание Свердловской области (письмо от 22.04.2015 № 16-01-82/2171, письмо от 20.09.2017 № Ф/04-5806, письмо от 27.02.2018 № 16-01-82/1870).
Исходя из вышеизложенного следует, что Учреждением, в рамках возложенных законом обязанностей, предпринимаются все зависящие от него меры по своевременному исполнению судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам.
Таким образом, имеются основания полагать, что решение суда не было исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, и вина Учреждения как должника в исполнительном производстве не являющегося распорядителем бюджетных средств, предназначенных на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в неисполнении решения суда в пользу взыскателя Черного А.С. отсутствует.
Оценив представленные доказательства и приведенные доводы, суд усматривает основания для освобождения истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку отсутствует факт намеренного уклонения от исполнения решения суда в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства, срок, а также для исполнения решения суда истцу необходимо соблюсти определенный порядок, предусмотренный законом, в связи с чем, исковые требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению.
При этом, суд считает необходимым отметить, что судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Свердловской области Кочергина Н.А. не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку вынесение им постановления о взыскании исполнительного сбора явилось осуществлением функций должностного лица Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, являющегося в свою очередь структурным подразделением УФССП России по Свердловской области. В силу указанного в удовлетворении требований к данному ответчику следует отказать.
В силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Кроме того, в пункта 79 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» также разъяснено, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче в суд заявлений об отсрочке (рассрочке) взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.
В связи с указанным государственная пошлина взысканию в доход государства по настоящему делу не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» к УФССП России по Свердловской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Свердловской области Кочергиной Н.А. от 07.07.2016, вынесенного в рамках исполнительного производства № 19679/15/66062-ИП.
В удовлетворении исковых требований ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» к судебному приставу – исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Свердловской области Кочергиной Н.А. - отказать.
Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ю.В. Голова