Дело №2-32/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Емельяновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения, действия (бездействия) МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, исковому заявлению МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» к ФИО2 о сносе самовольной постройки,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в <адрес>. По результатам рассмотрения указанного заявления ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования Шуваевский сельсовет ФИО5 утверждена схема расположения земельного участка и выдано заключение о предварительном согласовании размещения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Данные заключение и схема размещения земельного участка согласованы с главным специалистом отдела архитектуры МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>». Затем, постановлением главы Шуваевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № испрашиваемому заявителем в аренду земельному участку из категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенному на территории Шуваевского сельсовета, присвоен почтовый адрес: Россия, <адрес>, участок №8. За счет средств заявителя подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок определен на местности, установлены его фактические границы и площадь, сформировано землеустроительное дело. ДД.ММ.ГГГГ с целью постановки данного земельного участка на кадастровый учет, заявитель обратилась в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» с письменным заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в утверждении которой ей было отказано письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. №. Отказ обоснован тем, что выданное ФИО3 заключение от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании размещения предоставляемого в аренду земельного участка отозвано письмом от ДД.ММ.ГГГГ и считается недействительным, в связи с использованием земельного участка «для других целей». В качестве основания отзыва заключения от ДД.ММ.ГГГГ и признания его недействительным указано на нарушение заявителем правил целевого использования земельного участка. Просит признать незаконными решения МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № об отзыве заключения от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании размещения земельного участка; от ДД.ММ.ГГГГ исх. № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок №.
МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» обратилось в суд с иском к ФИО2 о сносе самовольной постройки.
Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о выделении земельного участка в <адрес>, площадью 5000 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства в аренду, сроком на 4 года. На основании данного заявления выдано заключение о предварительном согласовании размещения земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлениями в МКУ «Управзем» с просьбой утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, однако к моменту подачи заявления на испрашиваемом земельном участке был обнаружен выстроенный жилой двухэтажный дом блокированной застройки, состоящий из пяти блок-секций для проживания восьми семей. При осмотре объекта присутствовал ФИО2, который заявил, что является владельцем объекта, однако документов, подтверждающих право собственности на данный дом, не представил. Поскольку строительство было осуществлено в отсутствие какой-либо проектной документации и разрешения на строительство, просит обязать ФИО2 снести самовольную постройку, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1, ФИО2 -ФИО6 (действующая по доверенностям) поддержала заявленные требования ФИО1 по основаниям, указанным в заявлении, пояснив, что указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенный вид использования – для ведения личного подсобного хозяйства и находится в черте населенного пункта – <адрес>. Обоснование письменных решений руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, заключающееся в том, что предоставляемый в аренду земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства используется заявителем «для других целей», является не конкретизированным, голословным и ничем объективно не подтверждается. Против удовлетворения исковых требований о сносе самовольной постройки возражала, указав, что оснований для сноса не имеется.
ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, были извещены.
Представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ФИО7 (действующий по доверенности) возражал против удовлетворения заявленных ФИО1 требований. Суду пояснил, что с заявлениями о выделении в аренду земельных участков, расположенных в <адрес>, в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» обратились ФИО3, ФИО2, ФИО1 и ФИО8 На основании данных заявлений был осуществлен выбор земельных участков и выданы заключения о предварительном согласовании размещения земельных участков на кадастровом плане территории. Однако к моменту подачи заявлений об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории на земельном участке, испрашиваемом ФИО1, расположенном по адресу: <адрес>, был выстроен ФИО2 жилой двухэтажный дом блокированной застройки, состоящий из пяти блок-секций для проживания восьми семей. В силу требований закона земельный участок может формироваться только из земель, свободных от каких-либо строений, по этой причине заключение от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании размещения земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, участок №8, было отозвано, а в утверждении схемы расположения этого земельного участка на кадастровом плане территории было отказано.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
Из положений ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» следует, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п.1)
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п.2).
В указанном в п.2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
На основании ч.7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
В соответствии с п. 20 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № по делам данной категории обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействии).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» с заявлением о выделении ей в аренду на срок 4 года земельного участка площадью 5000 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного границах населенного пункта – <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования Шуваевский сельсовет ФИО5, на территории которого находится испрашиваемый в аренду земельный участок, утверждена схема расположения земельного участка. Заявителю выдано заключение о предварительном согласовании размещения земельного участка. В заключении определены категория земли – земли населенных пунктов и цель использования участка – ведение личного подсобного хозяйства. Указанные заключение и схема размещения земельного участка согласованы с главным специалистом отдела архитектуры МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>».
Постановлением главы Шуваевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № выделяемому в аренду заявителю ФИО1 земельному участку из категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенному на территории Шуваевского сельсовета, присвоен почтовый адрес: Россия, <адрес>, участок №
Заявитель за счет собственных средств произвела оплату геодезических работ по межеванию испрашиваемого в аренду земельного участка и подготовке схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории, что подтверждается копией договора, заключенного между ФИО1. и ООО «Геосервис», копией чека об оплате услуг по договору, материалами землеустроительного дела.
ДД.ММ.ГГГГ с целью постановки испрашиваемого в аренду земельного участка на кадастровый учет, ФИО1 обратилась в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Однако, письмом руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № в удовлетворении заявления ФИО1 было отказано.
Отказ мотивирован тем, что ранее выданное ФИО1 заключение от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании размещения предоставляемого в аренду земельного участка отозвано и считается недействительным, в связи с использованием земельного участка «для других целей».
Как следует из письма руководителя Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес> – ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, основанием отзыва заключения от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании размещения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, предоставляемого в аренду ФИО1, явилось использование заявителем земельного участка не по его целевому назначению. Однако в данном письме отсутствует указание на то, в чем конкретно заключается допущенное заявителем нарушение целевого использования земельного участка.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении именно ФИО1 целевого использования земельного участка, суду не представлено.
Исходя из анализа вышеуказанных норм земельного законодательства, в частности из положений, предусмотренных ч. 7 ст. 36 ЗК РФ суд приходит к выводу, что данные нормы направлены на подготовительные мероприятия, предназначенные для дальнейшего установления границ земельного участка и закрепление их на местности. Следовательно, утверждение и выдача органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в срок и в порядке, установленные законом, следует рассматривать в качестве юридической обязанности соответствующего органа местного самоуправления. Поскольку проведение кадастрового учета испрашиваемого в аренду земельного участка является обязательным условием для решения вопроса о предоставлении данного земельного участка в аренду, так как лишь после представления заявителем в уполномоченный орган местного самоуправления кадастрового паспорта земельного участка возможно рассмотрение вопроса о заключении договора аренды данного участка.
Таким образом, суд приходит к выводу, что невыполнение МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» данных обязанностей, препятствует ФИО1 в проведении работ по установлению границ земельного участка (межеванию), постановке участка на кадастровый учет и дальнейших действий по приобретению указанного участка собственность либо аренду.
При таких обстоятельствах, действия МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», выразившееся в отказе ФИО1 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не основаны на нормах действующего законодательства, чем создают препятствия в реализации ее прав на приобретение земельного участка.
В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку восстановление прав ФИО1 возможно путем возложения обязанности на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок №8, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольное постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить и сдавать с аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу, осуществившим ее лицом либо за его счет.
Обращаясь в суд с заявленными исковыми требованиями, представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ссылался на то, что на земельном участке по адресу: <адрес>, ФИО2 выстроен жилой двухэтажный дом, однако строительство было осуществлено в отсутствие какой-либо проектной документации и разрешения на строительство.
Оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о сносе возведенного ФИО2 дома, поскольку он является самовольно построенным. Судом установлено, что у ответчика ФИО2 не имеется правовых оснований для строительства жилого дома на земельном участке площадью 4993 кв. м., расположенного по вышеуказанному адресу, поскольку ему не выдавалось разрешение на строительство дома, и не выделялся земельный участок для этих целей.
При этом суд исходит из того, что ответчик, осуществивший самовольную постройку, нарушает права истца - администрации <адрес>, следовательно, администрация <адрес> вправе требовать устранения такого нарушения путем сноса незаконно возведенного жилого дома, поскольку согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Доказательств, подтверждающих право собственности на жилой дом, ФИО2 суду не представлено.
При таких обстоятельствах, требования истца о возложении на ФИО2 обязанности освободить земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес> от возведенного на нем строения, путем его сноса своими силами и за счет собственных средств, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление ФИО3 удовлетворить.
Признать незаконными решение МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № об отзыве заключения от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании размещения земельного участка.
Признать незаконным решение МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Исковые требования МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» удовлетворить.
Обязать ФИО2 освободить земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес> от возведенного на нем строения, путем его сноса своими силами и за счет собственных средств в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца после составления мотивированного решения.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Емельяновского районного суда Е.Н. Горбачева