Дело № 2-1923/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 сентября 2020 года г. Миасс
Миасский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Глуховой М.Е.,
при секретаре Чемерис М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» к Гамзюлевой И.В., Дровосековой Ю.С., Гамзюлиеву В.С. о возмещении ущерба в порядке регресса, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Страховое публичное акционерное общество «Ингосстрах» (далее – СПАО «Ингосстрах») обратилось с иском к Гамзюлевой И.В., Дровосековой Ю.С., Гамзюлиеву В.С. о возмещении ущерба в порядке регресса в размере 15711 рублей и расходов по оплате государственной пошлины в размере 628 рублей 44 копейки.
В обоснование заявленного иска указано, что 27 марта 2019 года произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля Skoda Rapid, государственный регистрационный знак НОМЕР, принадлежащего на праве собственности ФИО8, под управлением ФИО6, и автомобилем Renault Logan, государственный регистрационный знак НОМЕР, под управлением ФИО7 В результате данного дорожно-транспортного происшествия автомобиль Skoda Rapid получил механические повреждения. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии происходило без участия уполномоченных на то сотрудников ГИБДД. Извещение о дорожно-транспортном происшествии не было направлено ответчиком в установленный законом срок. Поскольку механические повреждения у автомобиля Skoda Rapid возникли в результате страхового случая, СПАО «Ингосстрах» была произведена выплата потерпевшему в размере 15711 рублей. ФИО7 умер. Считают, что поскольку дорожно-транспортное происшествие произошло по вине лица, которое не включено в договор обязательного страхования, то с ответчиков как наследников ФИО7 в порядке регресса подлежит взысканию выплаченное потерпевшему страховое возмещение.
Представитель истца СПАО «Ингосстрах», ответчики Гамзюлева И.В., Дровосекова Ю.С., Гамзюлиев В.С. в судебное заседание не явились, извещены.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность, причинителем вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
В соответствии с п. 4 ст. 931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
Положениями ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) установлено, что договор ОСАГО - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Согласно п. 1 ст. 12 Закона об ОСАГО (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент дорожно-транспортного происшествия) заявление о страховой выплате в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего, направляется заявление о прямом возмещении убытков.
По правилам п. 2 ст. 11.1 Закона об ОСАГО в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
В силу ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Как следует из материалов дела, 27 марта 2019 года произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля Skoda Rapid, государственный регистрационный знак НОМЕР, принадлежащего на праве собственности ФИО8, под управлением ФИО6, и автомобилем Renault Logan, государственный регистрационный знак НОМЕР, под управлением ФИО7 При оформлении дорожно-транспортного происшествия участниками дорожно-транспортного происшествия было составлено извещение о дорожно-транспортном происшествии (л.д. 25).
Из полиса ОСАГО НОМЕР следует, что договор заключен в отношении ограниченного числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством Renault Logan, государственный регистрационный знак НОМЕР, а именно ФИО7 (л.д. 24).
Из материалов выплатного дела следует, что 01 апреля 2019 года ФИО8 подала заявление в САО «ВСК» о выплате страхового возмещения (л.д. 27-30). 16 апреля 2019 года САО «ВСК» произвело выплату страхового возмещения в размере 15711 рублей (л.д. 35).
Размер причиненного ущерба, а также страхового возмещения ответчиками не оспорен.
СПАО «Ингосстрах» на основании платежного поручения НОМЕР от 23 апреля 2019 года выплатило САО «ВСК» страховое возмещение в размере 15711 рублей (л.д. 36).
Согласно акту о смерти НОМЕР ФИО7 умер ДАТА (л.д. 92).
В соответствии со ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное. Наследниками принимается не только имущество, но и принимаются долги наследодателя в пределах стоимости перешедшего имущества.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
В соответствии со ст.1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним имущества.
Как разъяснено в п. п. 58, 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 9 от 29 мая 2012 г. «О судебной практике по делам о наследовании», под долгами по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (статья 418 ГК РФ), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства. Ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства. Наследники, совершившие действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости всего причитающегося им наследственного имущества. Требования кредиторов по обязательствам наследников, возникающим после принятия наследства (например, по оплате унаследованного жилого помещения и коммунальных услуг), удовлетворяются за счет имущества наследников. Отказополучатели по долгам наследодателя не отвечают.
В силу п.п. 1,4 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.
Ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства (ст. 1175 ГКК РФ ).
Принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (статья 323 ГК РФ) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.
Наследники, совершившие действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости всего причитающегося им наследственного имущества.
При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (пункт 1 статьи 416 ГК РФ).
Наследниками первой очереди по закону, согласно п. 1 ст. 1112 ГК РФ, являются дети, супруг и родители наследодателя.
В материалы дела представлено наследственное дело, открытое после смерти ФИО7, согласно которому с заявлением о принятии наследства по всем основаниям обращался Гамзюлев В.С. Дровосекова Ю.С. отказалась от наследства в пользу Гамзюлева В.С. 09 июля 2020 года Гамзюлеву В.С. выдано в полной доле свидетельство о праве на наследство по закону на денежные средства, хранящиеся в ПАО Сбербанк, а также свидетельство по закону на ? долю в квартире, находящейся по адресу: АДРЕС Кадастровая стоимость квартиры в целом составляет 874804 рубля 06 копеек (л.д. 62).
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции на направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 года № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, на водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию, возложена обязанность в течение пяти рабочих дней направить в адрес страховщиков, застраховавших их гражданскую ответственность, бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии (пункт 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО).
Признание судом причин пропуска причинителем вреда пятидневного срока для направления в адрес страховщика, застраховавшего его гражданскую ответственность, бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии уважительными (например, тяжелая болезнь или другие не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности исполнить свою обязанность) является основанием для отказа в удовлетворении требований страховщика, осуществившего страховое возмещение, о взыскании с причинителя вреда денежной суммы в размере осуществленного страхового возмещения на основании подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 25 мая 2017 года № 1058-О, по смыслу п. 2 ст. 11.1 указанного выше Федерального закона во взаимосвязи с п. 3 этой же статьи, необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков, указанных в п. 2 данной статьи, представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.
Исходя из положений указанных норм права, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является установление факта исполнения ФИО7 обязанности по направлению в течение пяти рабочих дней в адрес СПАО «Ингосстрах» своего экземпляра бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии.
Между тем, таких доказательств стороной ответчика не представлено.
Учитывая, что ФИО7 не направил страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия, принятое наследственное имущество достаточно для погашения ущерба, истец действительно произвел потерпевшей выплату страхового возмещения в размере 15711 рублей, в связи с чем у страховщика возникло предусмотренное законом право регрессного требования к наследникам.
Таким образом с Гамзюлева В.С. в пользу СПАО «Ингосстрах» подлежит взысканию указанная выше сумма.
Вместе с тем, поскольку ответчики Гамзюлева И.В., Дровосекова Ю.С. наследство не принимали, основания для взыскания ущерба с указанных ответчиков отсутствуют.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Истцом при обращении в суд уплачена государственная пошлина в размере 628 рублей 44 копейки (л.д. 3).
Учитывая удовлетворение исковых требований истца, с Гамзюлева В.С. в пользу СПАО «Ингосстрах» следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 628 рублей 44 копейки.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» удовлетворить частично.
Взыскать в пользу страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» с Гамзюлиева В.С. в пределах стоимости перешедшего наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО2, умершего ДАТА, ущерб в порядке регресса в размере 15711 (пятнадцать тысяч семьсот одиннадцать) рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 628 (шестьсот двадцать восемь) рублей 44 копейки.
В удовлетворении исковых требований страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» к Гамзюлевой И.В., Дровосековой Ю.С. о возмещении ущерба в порядке регресса, взыскании судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.
Председательствующий М.Е. Глухова
Мотивированное решение составлено 15 сентября 2020 года.