№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2019 года г.Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,
при секретаре Полянской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-5107/19 по административному иску Ольшанникова СЕ к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании распоряжения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Ольшанников С.Е. обратился в Ленинский районный суд г.Самары с иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара (далее – Департамент) о признании распоряжения незаконным, указав, что он является собственников объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> Для оформления разрешения на использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута занимаемый принадлежащим ему на праве собственности помещением, он обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением по установленной форме, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале <данные изъяты>, изготовленную кадастровым инженером Демиденко Н.Д., от 01.07.2019 года, в которой указаны координаты испрашиваемого земельного участка. Распоряжением от 08.07.2019 года №РД-1307 Департамент отказал ему в предоставлении испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на отсутствие схемы предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной в соответствии с требованиями установленными Порядком и условиями. Заявитель считает данное решение незаконным и необоснованным, поскольку административный истец фактически исполняет взятые на себя обязательства согласно Соглашению о содержании прилегающей территории №<данные изъяты> года, а именно: содержит и благоустраивает данную территорию, следит за её чистотой, расположил вазоны для цветов, придавая внешний вид территории. Ссылаясь на то, что оспариваемое распоряжение не содержит основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, просит признать незаконным Распоряжение об отказе Департамента градостроительства г.о.Самара от <данные изъяты> в выдаче разрешения на использование земельного участка, находящийся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, а также обязать административного ответчика продолжить работу по его заявлению в оформлении разрешения на использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, занимаемый принадлежащим административному истцу на праве собственности помещением на кадастровом плане территории в кадастровом квартале <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с прилагаемой схемой.
В судебном заседании представитель административного истца Семенова О.В., действующая на основании доверенности, поддержала требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика Муллова А.А., действующая на основании доверенности, требования административного истца не признала по мотивам, изложенным в отзыве.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно положениям ст.39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:
проведение инженерных изысканий;
капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
строительство временных или вспомогательных сооружений
(включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
осуществление геологического изучения недр;
осуществление деятельности в целях сохранения и развития
традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
размещение нестационарных торговых объектов, рекламных
конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В соответствии с п.3 ст.39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 02.07.2019 года Ольшанников С.Е. обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением на имя Главы г.о.Самара о выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Распоряжением Департамента от 08.07.2019 года №РД-1307 Ольшанникову С.Е. было отказано в выдаче указанного разрешения, исходя из следующего.
Постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 года №595 «Об утверждении порядка и условий размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области» (далее – Постановление №595) установлены случаи принятия решений об отказе в выдаче разрешения.
В соответствии с подп. «а» п.58 Порядка и условий размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года №1300 и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Порядок и условия), утвержденных Постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 года №595, решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если заявителем не представлены (представлены не в полном объеме) документы, предусмотренные п.55 Порядка и условий.
Согласно подп.3 п.55 Порядка и условий в целях размещения объектов, предусмотренных п.5 Порядка и условий, заявитель представляет в уполномоченный орган схему границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории – в случае, если планируется использовать земли, часть земельного участка или земельный участок, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН.
Форма указанной схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории утверждена приложением к Порядку и условиям.
Административный ответчик ссылается на то, что в уполномоченный орган не представлена схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, выполненная в соответствии с требованиями, установленными Порядком и условиями, поскольку заявителем представлены не в полном объеме документы, предусмотренные п.55 Порядка и условий.
В соответствии с п.1 ст.262 ГК РФ под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Согласно п.12 ст.1 ГрК РФ к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно сведениям, содержащимся в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, часть испрашиваемого административным истцом земельного участка расположена в границах красных линий, а также, что часть испрашиваемого земельного участка находится на территории, в отношении которой распоряжением Правительства Самарской области от 27.05.2016 года №440-р утверждена документация по планировке территории, что подтверждается топографическими материалами Департамента.
Согласно пп.11 ст.1 ГрК РФ, красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Положениями ст.27 ЗК РФ установлены случаи ограничения оборотоспособности земельных участков.
При таких обстоятельствах, учитывая, что часть испрашиваемого истцом земельного участка отнесена к территории общего пользования, принимая во внимание наличие установленного запрета на приватизацию земель общего пользования, у Департамента имелись законные основания для отказа административному истцу в выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что в силу приведенных выше норм права, не допускается предоставление земельных участков, ограниченных в обороте, в связи с отнесением их к территории общего пользования, суд считает, что оспариваемое распоряжение соответствует закону, права и законные интересы административного истца не нарушает. В связи с этим оснований для удовлетворения требований Ольшанникова С.Е. не имеется.
Доводы представителя административного истца о том, что в оспариваемом распоряжении не приведены предусмотренные законом основания, по которым Ольшанникову С.Е. было отказано в выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, не состоятельны. Согласно тексту оспариваемого распоряжения Ольшанникову С.Е. было подробно разъяснено, по каким основаниям ему было отказано в спорном разрешении со ссылками на нормы законодательства. Таким образом, оспариваемое распоряжение соответствует требованиям закона.
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление Ольшанникова СЕ к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании распоряжения незаконным - оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья (подпись) Э.Н.Грищенко
Копия верна:
Судья
Секретарь