Дело № 2-441/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Алнаши УР 06 марта 2017 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Байсаровой А.С.,
при секретаре Шишовой Л.С.,
с участием представителя истца по доверенности Ореховой А.Ю.,
третьего лица Шишкина В.П.,
представителя третьего лица ГУП УР «Удмуртавтодор» Саловой А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишкина Д.П. к муниципальному образованию «Алнашский район» о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Шишкин Д.П. обратился в суд с иском к администрации МО «Алнашский район» о признании права собственности на квартиру и земельный участок, расположенные по адресу: <***>, в порядке наследования.
Исковое заявление мотивировано тем, что дд.мм.гггг умер отец истца - Ш.П.В., который по день смерти проживал с семьей по адресу: <***>. После смерти супруга Ш.З.А. не оформила наследство у нотариуса, но с несовершеннолетними детьми фактически приняла наследство, поскольку продолжала пользоваться указанным наследственным имуществом. дд.мм.гггг умерла мать истца - Ш.З.А.. После смерти матери истец не обратился к нотариусу своевременно, но фактически принял наследство, поскольку остался проживать в квартире, и пользуется наследственным имуществом по настоящее время, оплачивает коммунальные услуги, производит текущий ремонт, огребает снег, обрабатывает огород.
Указанная квартира в дд.мм.гггг была выделена отцу истца - Ш.П.В. по его месту работы - <данные изъяты>, для проживания с семьей. В последующем родители не зарегистрировали право собственности надлежащим образом, но длительное время фактически владели и пользовались квартирой как своей собственной. В настоящее время прав на квартиру ни за кем не зарегистрировано.
В дд.мм.гггг на указанный земельный участок <данные изъяты> сельским советом было выдано свидетельство на бессрочное пользование землей Ш.П.В., свидетельство содержит много исправлений по площади, но фактически пользовались землей площадью <данные изъяты> га, которая находится под домом и вокруг дома.
Уже после смерти отца мать с сыном заключили договор с ГУП УР «<данные изъяты>» о передаче квартиры в собственность, но не зарегистрировали право собственности на квартиру в Росреестре.
Истец считает, что фактически вступил в наследство, приняв данное имущество после смерти матери, владеет и пользуется квартирой и земельным участком, третье лицо – Шишкин В.П. не возражает против признания права собственности на квартиру за истцом.
Представитель истца Орехова А.Ю. в судебном заседании поддержала исковые требования Шишкина Д.П. в полном объеме, просит их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что истец Шишкин Д.П. является ее гражданским супругом, проживают с ним совместно с дд.мм.гггг. В то время родителей у него в живых уже не было, Шишкин Д.П. проживал по адресу: <***>, то есть в квартире, оставшейся после смерти родителей. После знакомства с Ореховой, истец начал жить в ее доме, а квартиру сдавал семейной паре. После чего сами начали обрабатывать огород, отремонтировали квартиру, оплачивают коммунальные услуги.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Третье лицо Шишкин В.П. – брат истца, подтвердил доводы представителя истца, не возражал против удовлетворения исковых требований, указал на отсутствие спора относительно наследственного имущества.
Представитель третьего лица Салова А.Ф. – не возражала против удовлетворения исковых требований, подтвердила отсутствие спора на квартиру.
Заслушав объяснения представителя истца, третьих лиц, показания свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, дд.мм.гггг умер Ш.П.В., что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты> №***, выданным дд.мм.гггг Отделом ЗАГС Администрации МО «<***>» <***> (л.д. 9).
Согласно свидетельству о смерти <данные изъяты> №***, выданному дд.мм.гггг Отделом ЗАГС администрации МО «<***>» <***>, Ш.З.А., дд.мм.гггг года рождения, умерла дд.мм.гггг (л.д. 10).
Согласно свидетельству о рождении <данные изъяты> №*** истец Шишкин Д.П. является сыном Ш.П.В. и Ш.З.А., то есть наследником первой очереди.
Из постановления нотариуса <***> от дд.мм.гггг следует, что Шишкину Д.П. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство после умершей дд.мм.гггг Ш.З.А., по следующим основаниям: наследственное имущество состоит из квартиры, расположенной по адресу: <***>, принадлежащей наследодателю на основании договора №*** на право собственности от дд.мм.гггг, заключенного с ГУП УР «<данные изъяты>», который подписан сторонами, но не зарегистрирован в установленном законом порядке (л.д. 7).
Согласно справке нотариуса №*** от дд.мм.гггг, по заявлению Шишкина Д.П. заведено наследственное дело №*** к имуществу умершей дд.мм.гггг его матери Ш.З.А., проживавшей по адресу: <***>. Ш.З.А. являлась наследницей умершего дд.мм.гггг Ш.П.В., принявшей наследство, но не оформившей своих наследственных прав. По состоянию на дд.мм.гггг Шишкин Д.П. является единственным наследником, обратившимся к нотариусу (л.д. 8).
Из договора на право собственности №*** от дд.мм.гггг усматривается, что Государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики «<данные изъяты>», именуемое в дальнейшем «Предприятие», с одной стороны, и Ш.З.А., дд.мм.гггг года рождения, Шишкин Д.П., дд.мм.гггг года рождения, проживающие по адресу: <***>, именуемые в дальнейшем «Собственник», с другой стороны, заключили договор, согласно которому Предприятие обязуется передать, а Собственник принять квартиру, находящуюся по адресу: <***>, в равных долях каждый. Согласно п. 2 указанного договора Собственник приобретает право собственности на квартиру с момента государственной регистрации настоящего договора в органах, осуществляющих государственную регистрацию (л.д. 13).
Из свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей усматривается, что выдано оно <данные изъяты> с/с дд.мм.гггг, Ш.П.В. на земельный участок, расположенный по адресу: <***>, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 19).
Допрошенные в судебном заседании свидетели Н.Н.Н., К.А.С. пояснили, что проживают по соседству с семьей Шишкиных. Отец истца – Ш.П.В. работал в <данные изъяты>, где ему предоставили квартиру по адресу: <***>. После смерти Ш.П.В. в указанной квартире остались проживать его жена З.А. с сыновьями Д. и В.. В. женился и построил дом в <***>. После смерти матери Д. один проживал в указанной квартире, производил ремонт, ухаживал за огородом, садил картошку, оплачивал коммунальные услуги. О наличии спора относительно наследственного имущества им ничего не известно.
В силу ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства.
Согласно с ч. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему имущества, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.
В статье 1153 ГК РФ указано, что признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. №9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Оценивая представленные доказательства и учитывая, что после смерти Ш.З.А. наследство фактически принял ее сын Шишкин Д.П., другие наследники от принятия наследства отказались, следовательно, за истцом следует признать право собственности в порядке наследования на квартиру и земельный участок, расположенные по адресу: <***>.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Шишкина Д.П. к администрации муниципального образования «Алнашский район» о признании права собственности в порядке наследования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Шишкина Д.П. к муниципальному образованию «Алнашский район» о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования удовлетворить.
Признать за Шишкиным Д.П., дд.мм.гггг года рождения, уроженцем <***>, гражданином Российской Федерации, право собственности в порядке наследования на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, и земельный участок, площадью <данные изъяты> га, расположенные по адресу: <***>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Можгинский районный суд УР.
Мотивированное решение изготовлено 10 марта 2017 года.
Председательствующий судья А.С. Байсарова