Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-69/2021 (2-3683/2020;) ~ М-3540/2020 от 08.10.2020

63RS0-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2021 года Ленинский районный суд города Самары

в составе председательствующего судьи Суркова В.П.

при секретаре Кулачкиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Габбазовой Ф.А. , Почапскому Денису Д.В. и Департаменту управления имуществом г.о. Самара о возложении обязанности провести противоаварийные и консервационные мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Самарского района обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по факту разрушению объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом. Арх. Вернер. Ампир», подлежащий государственной охране. Предметом охраны данного объекта являются первоначальный архитектурный облик зданий, композиционное построение и декор фасадов. Объект расположен по адресу: <адрес>, литера А,а1.

В результате проверки выявлено, что объект находится в ненадлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, собственниками не проводятся необходимые работы для сохранности объекта культурного наследия, что ведет к его разрушению.

Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия, по результатам которых установлено, что в нарушение требований закона объект не поддерживается в надлежащем техническом состоянии.

Собственниками объекта являются: Габбазова Ф.А., Почапский Д.В. и Департамент управления имуществом г.о. Самара, которые признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.13 КоАП РФ.

19.03.2020 года Администрацией Самарского внутригородского района г.о. Самара проведено внеплановое заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Самарского внутригородского района города Самары совещание по чрезвычайной ситуации, связанной с возможным обрушением несущих внешних стен <адрес>.

Таким образом, собственники на протяжении длительного времени не принимают мер по поддержанию объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии, не разрабатывают проектную документацию по противоаварийным и консервационным мероприятиям, в связи с чем, создаётся чрезвычайная ситуация, которая может привести к негативным последствиям в виде человеческих жертв, а также утрате объекта культурного наследия.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил обязать ответчиков в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести противоаварийные и консервационные мероприятия по адресу: <адрес>, литера А,а1, в целях недопущения разрушения объекта культурного наследия и причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор иск поддержали, просил его удовлетворить. Полагал возможным предоставить сторонам более продолжительные время для устранения выявленных недостатков.

Габбазова Ф.А. не оспаривала правомерность требований прокурора, однако полагала, что для реализации соответствующих мероприятий должно быть предоставлено большее количество времени, чем два месяца.

Почапский Д.В. и представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара, действующий на основании доверенности, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, действующий на основании доверенности, требования прокурора поддержал, просил их удовлетворить.

Представители Министерства имущественных отношений Самарской области и ТУ Росимущества в Самарской области, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

От ТУ Росимущества в Самарской области поступил отзыв, согласно которому управление просило рассмотреть дело без участия своего представителя, указало, что объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес> реестре федерального имущества не числятся.

Выслушав участников, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по факту разрушению объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом. Арх. Вернер. Ампир», подлежащий государственной охране на основании решения Исполнительного комитета <адрес> Совета депутатов трудящиеся от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране памятников истории и культуры». Предметом охраны данного объекта являются первоначальный архитектурный облик зданий, композиционное построение и декор фасадов. Объект расположен по адресу: <адрес>, литера А, а1.

Согласно выписке из ЕГРН объект, площадью 2597,4 кв. м, кадастровый состоит из следующих помещений:

- кадастровый (жилое помещение площадь 401,3 кв. м, <адрес>, 28, 32, этаж 3 принадлежит на праве общей долевой собственности муниципальному образованию г.о. Самара (доля в праве 342/523), Габбазовой Ф.А. (доля в праве 181/523);

- кадастровый (жилое помещение площадь 395,3 кв. м, <адрес>, 2, 3, 4, 5, 9, 14, этаж 2 сведения о правообладателях в выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют, однако помещение с аналогичным адресом и площадью зарегистрировано с кадастровым номером 63:01:0816008:855 (жилое помещение площадь 396,8 кв. м, <адрес>, 2, 3, 4, 5, 9, 14, этаж 2 принадлежит на праве общей долевой собственности Габбазовой Ф.А. (доля в праве 22/24);

- кадастровый (нежилое помещение площадь 282,4 кв. м, комнаты 10, 13, 14, 15, 16, 18, этаж 1 принадлежит на праве собственности Почапскому Д.В.;

- кадастровый (нежилое помещение площадь 135,7 кв. м, комнаты 1-5, этаж 1 принадлежит на праве собственности Габбазовой Ф.А.;

- кадастровый (жилое помещение площадь 396,8 кв. м, <адрес>, 2, 3, 4, 5, 9, 14, этаж 2 принадлежит на праве общей долевой собственности Габбазовой Ф.А. (доля в праве 22/24);

- кадастровый (нежилое помещение площадь 345,6 кв. м, комнаты 6-9, 11-24, этаж 1 принадлежит на праве собственности Габбазовой Ф.А.;

- кадастровый (нежилое помещение площадь 626,7 кв. м, комнаты 1, 2, 3, 6, 7, подвал; комнаты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 44, 45 этаж 2; комнаты 17, 18, 19, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, этаж 3 принадлежит на праве собственности Габбазовой Ф.А.

Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0816008:12 площадью 842 кв. м, на котором находится объект, принадлежит на праве общей долевой собственности: ГаббазовоЙ Ф.А. (доля в праве 84404/100000); Почапскому Д.В. (доля в праве 5411/42080); Муниципальному образованию г.о. Самара (доля в праве 359973/13150000).

Также согласно публичной кадастровой карте и выписке из ЕГРН к земельному участку с кадастровым номером 63:01:0816008:12 примыкает земельный участок с кадастровым номером 63:01:0816008:20 площадью 269 кв. м, предназначенный под дворовую территорию объекта.

Согласно сведениям реестра федерального имущества, представленным ТУ Росимущества в <адрес>, объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес> реестре федерального имущества не числятся.

Материалами дела подтверждается, что объект культурного наследия находится в ненадлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, собственниками не проводятся необходимые работы для сохранности объекта культурного наследия, что ведет к его разрушению.

Так, Управлением государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия, по результатам которых установлено, что в нарушение требований ст.47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объект не поддерживается в надлежащем техническом состоянии, зафиксировано: обрушение крыши; обрушение угла здания на втором и третьем этажах северного и западного фасадов; обрушение перекрытий третьего этажа; многочисленные повреждения, отслаивание и обрушение штукатурного слоя фасада; деструкция кирпичной кладки стен; отслаивание красочного слоя на главном фасаде; повреждения лепного декора на главном фасаде; деформация металлических ограждений балконов и парапета крыши; повреждения водосточных труб на дворовых фасадах, отсутствие водосточной системы на главном фасаде;    повреждения заполнений проёмов на фасадах, что явилось основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении собственников объект.

Установлено, что уполномоченным органом выдано и утверждено в установленном законом порядке охранное обязательство собственника или иного владельца объекта культурного наследия.

Материалами дела также подтверждается, что в связи с неисполнением собственниками их обязанности принимать меры к сохранению объекта культурного наследия, они признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.13 КоАП РФ.

Согласно ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со ст.45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В силу ст.47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

Пунктом 11 ст.47.6 Федерального закона предусмотрено, что охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Положениями ст.ст.47.2, 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 предусмотрено, что лица, указанные в п.11 ст. 47.6 закона при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязаны в установленные охранным обязательством сроки обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия; при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

В соответствии со ст.55.25 Градостроительного кодекса РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Материалами дела подтверждается, что Администрацией Самарского внутригородского района г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ проведено внеплановое заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Самарского внутригородского района <адрес> совещание по чрезвычайной ситуации.

Согласно протоколу заседания комиссии руководителю Управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> рекомендовано продолжить судебную процедуру по вопросу изъятия объекта культурного наследия, а руководителю Департамента управления имуществом г.о. Самара обратиться к другим собственникам объекта культурного наследия по вопросу совместного проведения аварийно-восстановительных работ здания.

Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая, что ответчики, являющиеся собственниками объекта культурного наследия не принимают мер по его поддержанию в надлежащем техническом состоянии, не разрабатывают проектную документацию по противоаварийным и консервационным мероприятиям, в связи с чем, создается чрезвычайная ситуация, которая может угрожать жизни и здоровью неопределённого круга лиц, а также привести к утрате объекта культурного наследия, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению. Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд считает возможным определить срок для проведения противоаварийных и консервационных мероприятий не менее шести месяцев, поскольку, как установлено судом, соответствующие работы требуют существенных временных и материальных затрат. Кроме того, часть работ не может быть проведена в холодное время года.

Доводы Почапского Д.В. о том, что повреждение объекта культурного наследия произошло в результате пожара в <адрес>, являющегося муниципальной собственностью, соответственно по вине Департамента управления имуществом г.о. Самара, однако последний в течение длительного времени не принимает мер по обеспечению доступа к объекту культурного наследия со стороны сгоревшего дома, не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку, сособственники объекта культурного наследия не были лишены возможности защиты своих прав, в том числе посредством направления своевременных требований к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, однако не сделали этого, соответственно необоснованно уклонились от предусмотренной законом обязанности принимать исчерпывающие меры к сохранению объекта культурного наследия.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Самарского района города Самары - удовлетворить.

Обязать Габбазову Ф.А. , Почапского Д.В. и Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести противоаварийные и консервационные мероприятия в целях недопущения разрушения объекта культурного наследия и причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц по адресу: <адрес>, лит.А, а1.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 30-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.

Председательствующий /подпись/     Сурков В.П.

Копия верна: судья

2-69/2021 (2-3683/2020;) ~ М-3540/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Самарского района г. Самара
Ответчики
Почапский Д.В.
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Габбазова Ф.А.
Другие
Министерство имущественных отношений Самарской области
Управление Государственной охраны Объектов Культурного наследия Самарской области
Территориальное управление Росимущества Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Сурков В. П.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
08.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2020Передача материалов судье
13.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.11.2020Судебное заседание
15.12.2020Судебное заседание
25.12.2020Судебное заседание
20.01.2021Судебное заседание
20.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее