№ 2-7773/2019
86RS0004-01-2019-011926-31
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2019 года город Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Разиной О.С.,
при секретаре Кушховой З.А.,
с участием истца Васильевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой И.А. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО-Югры о включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначения пенсии с даты обращения,
у с т а н о в и л:
Васильева И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО-Югры о включении периодов работы в стаж, возложении обязанности назначения пенсии с даты обращения, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в г Сургуте было рассмотрено ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Комиссия пришла к выводу, что ее стаж педагогической деятельности составил 24 года 11 месяцев и 24 дня, вместо необходимых 25 лет.
Считает отказ незаконным, просит обязать ответчика включить в педагогический стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учеба на факультете русского языка и литературы Таганрогского государственного педагогического института, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета комсомола СПТУ-68 (выборная должность).
Истец Васильева И.А. в судебном заявленные требования поддержала по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО8 в суд не явилась, просила рассмотреть дело без их участия. В обоснование возражений представила отзыв, в котором указала, что оснований для включения спорных периодов не имеется, в назначении пенсии отказано в соответствии с требованиями действующего законодательства. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, что ДД.ММ.ГГГГ Васильева И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Сургуте ХМАО-Югры за назначением страховой пенсии по старости в соответствии п.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона РФ "О страховых пенсиях" № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Сургуте ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ № Васильевой И.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого стажа педагогической деятельности.
В стаж педагогической деятельности не включены периоды: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой в КЛПУ «Областной детский гастроэнтерологический санаторий «Ручеек», так как вид учреждения Списком не предусмотрен; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учеба на факультете русского языка и литературы Таганрогского государственного педагогического института, так как время обучения в педагогических заведениях может быть включено в стаж, если не менее 2/3 (16 лет 8 мес.) стажа приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета комсомола СПТУ-68 (выборная должность), так как наименование должности Списком не предусмотрено.
Васильева И.А. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
Для назначения Васильевой И.А. пенсии по вышеуказанному основанию необходимо наличие стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии со «Списком должностей и учреждения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей», утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 – 25 лет.
По имеющимся документам и данным индивидуального учета стаж педагогической деятельности Васильевой И.А., согласно подсчетам ГУ-УПФ РФ в г. Сургуте ХМАО-Югры, на дату подачи заявления составил 24 года 11 месяцев 24 дня, вместо необходимых 25 лет.
В отношении спорного периода с 25.09.1986 г. по 20.10.1987 г. в должности старшей пионервожатой в КЛПУ «Областной детский гастроэнтерологический санаторий «Ручеек», суд приходит к выводу, что к данному периоду могут применяться нормы постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Согласно норме п. 4 Положения N 1397, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
О возможности зачета периода работы пионервожатой, если в период работы действовало Положение N 1397 и если работником к моменту обращения за назначением пенсии выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, указано и в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007.
Истец в спорный период занимала штатную должность пионервожатой.
Положением о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И. Ленина, утвержденным Бюро ЦК ВЛКСМ 17.03.1967, предусматривались должности старшего и отрядного пионерского вожатого, указано, что деятельность вожатых определяется "Положением о старшем и отрядном пионерском вожатом".
Приказом Минпроса СССР от 20.02.1978 N 24 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения" утверждена квалификационная характеристика старшего пионервожатого, который организует пионерскую внешкольную работу.
Таким образом, учитывая, что понятие "пионервожатый" включает в себя старшего пионервожатого и отрядного пионервожатого, соответственно, работа в должности старшей пионервожатой вне школы подлежала зачету в специальный стаж по п. 2 Положения N 1397, но при условии, если работником было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В соответствии с п. 4 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (действовавшего до 01.10.1993), период работы на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Таким образом, указанная работа подлежит включению в стаж лишь при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях, и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Судом установлено, что истец, на момент обращения за назначением пенсии, выработала более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях и на должностях, работа в которых дает право на пенсию в связи с педагогической работой.
В отношении спорного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета комсомола СПТУ-68, суд приходит к следующему.
Подпунктом "б" п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 и действовавшего до 01.10.1993 (то есть в период работы Васильевой И.А.), предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периодов работы на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях.В ходе рассмотрения настоящего спора судом установлено и подтверждается материалами дела, что Васильева И.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на выборной должности - секретарем комитета комсомола СПТУ-68.
В указанный период действовало Положение "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР N 590 от 03.08.1972.
Учитывая, что в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, включаются периоды работы только на выборных должностях в советских учреждениях, суд приходит к выводу о том, что период работы истца секретарем комитета комсомола СПТУ-68 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж Васильевой И.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Судом установлено, что истец, на момент обращения за назначением пенсии, выработала более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях и на должностях, работа в которых дает право на пенсию в связи с педагогической работой.
При этом из нормы п. 4 Положения N 1397 следует, что обязательности выработки стажа именно в должностях, поименованных в указанном нормативном акте, нет, правовое значение имеет наличие у работника 2/3 педагогического стажа в тех должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Следовательно, после окончания срока действия этого Положения, названная работа может быть предусмотрена и иными нормативными актами, важно, чтобы работник не менее 2/3 стажа работал в тех должностях, которые прямо поименованы в списках в качестве педагогических должностей. Истцом это требование соблюдено, т.к. она более 20 лет к моменту обращения за назначением пенсии проработала в должности учителя в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, дающими право на назначение пенсии досрочно с учетом педагогической деятельности.
По изложенным мотивам спорный период работы старшей пионервожатой подлежит зачету в специальный педагогический стаж для назначения пенсии.
В отношении спорного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учеба на факультете русского языка и литературы Таганрогского государственного педагогического института, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 30 ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Абзацем вторым подпункта "в" пункта 3 данного Постановления Правительства Российской Федерации закреплено, что по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в том числе в подпункте "м" пункта 1 данного постановления (досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей), для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. применяется Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Пунктом 2 данного Положения предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (абзац 5).
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что время обучения в институте (а не его часть) подлежит включению в педагогический стаж при одновременном соблюдении следующих условий: если ему (времени обучения) непосредственно предшествовала педагогическая деятельность и если таковая следовала за ним.
Судом установлено, что Васильева И.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась на факультете русского языка и литературы Таганрогского государственного педагогического института.
В абз. 5 п. 2 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 в качестве основания для зачета периода обучения в педагогическом учебном заседании в стаж для досрочного назначения пенсии указано на необходимость работы непосредственно до начала обучения и непосредственно после окончания обучения.
Из материалов дела также следует, что до указанного спорного периода, истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности секретаря комитета комсомола в СПТУ -68, а после указанного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем русского и литературы в Комсомольской СШ №.
Поскольку обучению истца в Таганрогском государственном педагогическом институте предшествовала педагогическая деятельность, после обучения следовала педагогическая деятельность, у суда имеются правовые основания для включения спорного периода в педагогический стаж.
Учитывая периоды, включенные судом в специальный стаж истца, на момент обращения в ГУ УПФ РФ в г. Сургуте, специальный стаж истца составлял более 25 лет, в связи с чем на день обращения - ДД.ММ.ГГГГ у Васильевой И.А. имелось право на назначение досрочной трудовой пенсии.
На основании вышеизложенного, исковые требования Васильевой И.А. подлежат удовлетворению.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ГУ УПФР в г. Сургуте подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░:
- ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░,
- ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░,
- ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-68.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ –░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27.09.2019 ░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░