Решение по делу № 2-425/2021 (2-4340/2020;) ~ М-3856/2020 от 16.11.2020

    Дело №2-425/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2021 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего     - судьи Гавуры О.В.,

при секретаре                       - Голевой Н.В.,

с участием:

представителя истца             - ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по иску ФИО3 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании действий государственного органа, обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

    В ноябре 2020 года истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании действий государственного органа, обязании совершить определенные действия, согласно которому истец просила:

    - признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя исх. номер от ДД.ММ.ГГГГ;

    - обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя внести изменения в договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером , а именно дополнить его следующим условием: «Размер арендной платы за земельный участок начиная с ДД.ММ.ГГГГ составляет сумму, равную земельному налогу за этот земельный участок. Этот размер арендной платы применяется до снятия с земельного участка ограничений в его приватизации или до отмены или соответствующего изменения абзаца принципа учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права в Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ».

    ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО3 принадлежит на праве собственности нежилое здание, общей площадью 70,7 кв.м, кадастровый , расположенное по адресу: г. <адрес> <адрес> собственности на нежилое здание возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Год завершения строительства - 2014.

Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. <адрес>, <адрес>-В. ДД.ММ.ГГГГ в рамках переоформления ранее существующих прав на земельный участок Департаментом по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя был заключен договор аренды земельного участка .

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя с заявлением о предоставлении в собственность расположенного под нежилым зданием земельного участка. Однако, ДД.ММ.ГГГГ за № ГУ-исх-12138/19 ей было отказано на основании пункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, поскольку предполагаемый к выкупу Земельный участок находится в границах красных линий уличной дорожной сети, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, и является ограниченным в обороте в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением . В пункте 30 раздела 8 указанных Методических рекомендаций в целях применения принципа при определении арендной платы за земельные участки рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя с заявлением о внесении изменений в договор аренды земельного участка и установлении арендной платы в размере земельного налога. ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в пересмотре арендной платы по договору аренды Земельного участка, со ссылкой на Порядок расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящиеся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов, утвержденный постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, и отсутствие оснований для применения положений Постановления .

Считает, что отказ Департамента от ДД.ММ.ГГГГ нарушает ее имущественные права, как арендатора земельного участка.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание повторно не обеспечил явку уполномоченного представителя, извещался надлежаще, пояснений по сути заявленных требований не представлено.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришёл к следующему.

Судом установлено, что ФИО3 на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью 70,7 кв.м, кадастровый , расположенное по адресу: г. <адрес> <адрес>В, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Нежилое здание находится на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: г. <адрес>, <адрес>-В.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках переоформления ранее существующих прав на Земельный участок между Департаментом по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя был заключен договор аренды земельного участка .

Договором аренды земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заключенным между Департаментом по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя, в лице директора ФИО2, действующего на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, в интересах города федерального значения Севастополя, именуемый в дальнейшем «Арендодатель» с одной стороны, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт гражданина Российской Федерации серия 46 06 выдан Управлением внутренних дел <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированная по адресу: <адрес>, именуемый в дальнейшем «Арендатор», с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

Предметом настоящего Договора аренды выступает переданный в рамках договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ) земельный участок с кадастровым номером , площадью 3 000 кв.м, расположенный по адресу: г, <адрес>, <адрес>-В.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя с заявлением о предоставлении в собственность расположенного под нежилым зданием земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя отказано в выкупе земельного участка на основании пункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, поскольку предполагаемый к выкупу Земельный участок находится в границах красных линий уличной дорожной сети, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, следовательно, является ограниченным в обороте в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя с заявлением о внесении изменений в договор аренды земельного участка и установлении арендной платы в размере земельного налога в соответствии с основными принципами определения арендной платы.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя было отказано, со ссылкой на Порядок расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящиеся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов, утвержденный постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, и отсутствие оснований для применения положений Постановления .

Как предусматривает часть 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Земельный кодекс содержит статью 27, регулирующую ограничение оборотоспособности земельных участков, которая устанавливает пунктом 4 случаи изъятия из оборота земельных участков, а пунктом 5 - ограничения в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации N 582) утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 среди прочих закреплены принципы экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (принцип N 1); запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться (принцип N 6); учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют (принцип N 7).

Указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ среди прочих закреплен принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют (принцип 7).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства N 582.

Пунктом 30 раздела 8 указанных Методических рекомендаций разъяснено, что в целях применения принципа 7 при определении арендной платы за земельные участки следует исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается.

В указанном случае при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте (с учетом положений пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает виды земель, на которые распространяются ограничения оборотоспособности земельных участков.

В силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков определен в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим.

Согласно пункту 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установление в отношении земельного участка статуса ограниченного в обороте обусловлено соответствующим целевым назначением земельного участка. В связи с этим запрет предоставления таких земельных участков в частную собственность по общему правилу является следствием их особого назначения.

Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ (действующего с ДД.ММ.ГГГГ) порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Ранее (до ДД.ММ.ГГГГ) аналогичные положения содержались в пункте 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ.

Вместе с тем в пункте 1 статьи 39.7 ЗК РФ указано, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением , вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, Основные принципы определения арендной платы дополнены еще одним принципом , предусматривающим, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Верховный Суд Российской Федерации в решении от ДД.ММ.ГГГГ по делу № АКПИ18-667, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу № АПЛ18-523, указал, что данные положения (принцип ) Основных принципов определения арендной платы предусматривают дополнительные гарантии при установлении размера арендной платы для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, отнесенных законодательством к землям, ограниченным в обороте.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (вопрос 7 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике), на который сослались суды, сформулирована правовая позиция о том, что Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением , не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена; вместе с тем в силу пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ постановление в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Поскольку указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, соответствующим компетентным органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов, в том числе в пределах, указанных в принципе (действующим с ДД.ММ.ГГГГ), в отношении ограниченных в обороте земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, сформированных с учетом площади, необходимой для их эксплуатации.

При таких обстоятельствах заявленные требования ФИО3 подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

решил:

Исковое заявление ФИО3 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании действий государственного органа, обязании совершить определенные действия – удовлетворить.

    Признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя исх. номер от ДД.ММ.ГГГГ.

    Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя внести изменения в договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером , дополнить его следующим условием: «Размер арендной платы за земельный участок начиная с ДД.ММ.ГГГГ составляет сумму, равную земельному налогу за этот земельный участок. Этот размер арендной платы применяется до снятия с земельного участка ограничений в его приватизации или до отмены или соответствующего изменения абзаца принципа учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права в Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ».

Решение суда может быть обжаловано в <адрес> городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Полный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий по делу

судья                                                          /подпись/                  О.В. Гавура

Копия верна:

Решение не вступило в законную силу.

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя                                                                    О.В. Гавура

2-425/2021 (2-4340/2020;) ~ М-3856/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Калинкина Татьяна Владимировна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Ким Сергей Вячеславович
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Гавура Ольга Владимировна
Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
16.11.2020Регистрация административного искового заявления
17.11.2020Передача материалов судье
17.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2020Судебное заседание
14.01.2021Судебное заседание
21.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее